ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-997/17 от 19.12.2017 Трусовского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

19 декабря 2017 года <адрес>

Судья Трусовского районного суда <адрес> Хасьянов Н.Д., при секретаре Савельевой А.В. рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина»,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны водных биологических ресурсов должностными лицами УФСБ России по <адрес> и <адрес> в нежилых помещениях находящихся на территории Холодильника Астраханского облрыболовпотребсоюза, находящегося по адресу: <адрес>, арендуемым Рыболовецким колхозом «имени В.И. Ленина» были обнаружены водные биологические ресурсы: продукция из рыбы частиковых видов в замороженном виде (брикетах) в морозильных помещениях, а именно мороженная рыба частиковых видов общим весом около 715 тонн. На обнаруженные водные биологические ресурсы, в том числе фактически подвергшихся переработке (заморозке), отсутствовал технологический журнал. Таким образом, по мнению должностных лиц административного органа юридическим лицом нарушено: абз. 4 п.п. 9.1 п. 9 и абз. 4 п.п. 15.3 п. 15 Правил «Рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 453. В ходе проведения административного расследования по делу в отношении юридического лица были истребованы объяснения от руководителя Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина», а именно по каким причинам стало возможным нарушение вышеуказанных Правил рыболовства. В письменных объяснениях руководитель юридического лица ФИО5 указал, что ведется журнал входного сырья, журнал температурного режима в камерах, которые по своему содержанию соответствуют технологическому журналу, нарушена лишь форма названия. Также в ходе проведения административного расследования был направлен запрос в адрес ФГБУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» из ответа на который следует, что технологические операции, входящие в состав технологического процесса производства мороженной рыбной продукции, в том числе частиковой рыбы с применением блок-форм относится к производству рыбной продукции.

По данному факту старшим государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по <адрес> и <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

В судебном заседании, представитель юридического лица ФИО1 вину юридического лица в совершении вменяемого состава административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить за отсутствием вины и как следствие отсутствием в действиях юридического состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, указав, что при осуществлении рыболовецким колхозом своей деятельности в обязательном порядке ведется журнал входного контроля сырья, журнал температурного режима в камерах хранения рыбной продукции, которые по своему содержанию полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к технологическому журналу. Также представитель юридического лица, указала на ряд нарушений допущенных должностным лицом административного органа при составлении протокола об административном правонарушении.

Представители УФСБ России по <адрес> и <адрес> ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании поддержали доводы изложенные в протоколе об административном правонарушении, указав, что журнал входного контроля сырья не может подменять собой технологический журнал.

Выслушав в судебном заседании представителя юридического лица, представителей административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 27 от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства" квалификации по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила осуществления рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод. Действия (бездействие) лиц, осуществляющих рыболовство в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации, также могут быть квалифицированы по части 2 статьи 8.37 КоАП РФ, если будет установлено, что указанными лицами нарушены правила добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) иные правила осуществления рыболовства, однако водные биоресурсы не обнаружены.

По смыслу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила добычи (вылова) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Подпунктом 9.1 пункта 9 абз. 4 Правил «Рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ N 453, предусмотрено, что при осуществлении видов рыболовства, указанных в пункте 3 Правил рыболовства (за исключением любительского и спортивного рыболовства) юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции.

Подпунктом 15.3 пункта 15 абз. 4 вышеуказанных Правил при осуществлении рыболовства запрещается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, находящихся в районах (местах) добычи (вылова), а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах.

Согласно представленной в материалы дела копии Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основным видом деятельности Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина» является вылов рыбы и водных биоресурсов в реках, озерах, водохранилищах и прудах, в качестве одного из дополнительных видов деятельности юридического лица является переработка и консервирование рыбо – и морепродуктов.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения контрольно-проверочных мероприятий по государственному контролю в сфере охраны водных биологических ресурсов должностными лицами УФСБ России по <адрес> и <адрес> в нежилых помещениях находящихся на территории Холодильника Астраханского облрыболовпотребсоюза, находящегося по адресу: <адрес>, арендуемым Рыболовецким колхозом «имени В.И. Ленина» были обнаружены водные биологические ресурсы: продукция из рыбы частиковых видов в замороженном виде (брикетах) в морозильных помещениях, а именно мороженная рыба частиковых видов общим весом около 715 тонн, на которые, в том числе фактически подвергшиеся переработке (заморозке), отсутствовал технологический журнал.

Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ является нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Субъективная сторона правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

Привлечение к административной ответственности выражается в установление всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, судья исходит из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Исходя из смысла требований подпункта 9.1 пункта 9 абз. 4 Правил «Рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна», следует, что при осуществлении обработки, а также при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов необходимо вести журнал контроля изготовления продукции - технологический журнал, который является документом необходимым для учета и анализа работы при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Следовательно действия лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, при отсутствии промыслового или технологического журнала, а также случаи их ненадлежащего ведения (например искажение данных) образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

В материалы дела представлен журнал входного контроля сырья в котором указаны: дата поступления для обработки рыбной продукции, наименование рыбной продукции её масса, описание внешнего вида рыбной продукции с указанием соответствия рыбной продукции требованиям ГОСТ 814-96.

Также в материалы дела представлены журналы температурного режима в камерах хранения рыбной продукции и журнал осмотра персонала допущенного к обработке рыбной продукции.

Наличие данных документов подтверждает соблюдение Рыболовецким колхозом «имени В.И. Ленина», как лица осуществляющего рыбопромысловую деятельность, производство рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, требований по наличию и ведению технологического журнала, обозначенного как журнал входного контроля сырья.

Ответ на запрос ФГБУ ВПО «Астраханский государственный технический университет» о том, что технологические операции, входящие в состав технологического процесса производства мороженной рыбной продукции, в том числе частиковой рыбы с применением блок-форм относится к производству рыбной продукции, не свидетельствует о том, что в инкриминируемый юридическому лицу период им осуществлялось производство продукции с нарушением требований подпункта 15.3 пункта 15 абз. 4 Правил «Рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна».

В соответствии с действующим законодательством, суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или стороне защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Отсутствие законодательного разграничения понятий "ведение технологического журнала" и "ведение журнала входного контроля сырья" является неустранимым сомнением в виновности Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина», которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу лица, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, с учетом положений ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вывод должностного лица УФСБ России по <адрес> и <адрес> о совершении Рыболовецким колхозом «имени В.И. Ленина», административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, является несостоятельным.

Отсутствие вины предполагает отсутствие состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11, 24.5 КоАП РФ, судья

Постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ в отношении Рыболовецкого колхоза «имени В.И. Ленина», прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд, через Трусовский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья Хасьянов Н.Д.