ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-99/19 от 04.12.2019 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело об административном правонарушении № 5-99/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Анадырь, ул. Отке, д. 32а 04.12.2019

Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа (далее по тексту – ЧАО) Толстокорый А.Н., при секретаре Дашинимаеве Б.Б., с участием прокурора – старшего помощника прокурора ЧАО Урывского С.В., защитника юридического лица – Заикина А.Ю., рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении:

Государственного казенного учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы ЧАО» (далее по тексту – Управление), ИНН 8709005300, юридический адрес: ЧАО, г. Анадырь, ул. Ленина, д. 59.

Выслушав защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прокурора, исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

01.10.2019 в отношении Управления и.о. прокурора ЧАО возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.

По версии и.о. прокурора, изложенной в постановлении, Управление 16.09.2019 в д. 59 по ул. Ленина г. Анадырь умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом. В частности, в ходе проведенной прокуратурой округа проверки в деятельности Управления выявлены нарушения законодательства о государственном контроле (надзоре), а именно: руководителем Управления в нарушении требований подп. «а» п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 (далее по тексту - Правила), 05.08.2019 издан приказ № 68, которым из ежегодного плана проверок исключены контрольно-надзорные мероприятия в отношении двух юридических лиц – государственных бюджетных учреждений здравоохранения «Межрайонный медицинский центр», дислоцирующихся в г. Билибино и г. Эгвекинот, так как названные юридические лица в январе 2019 года были реорганизованы путем присоединения к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Чукотская окружная больница». Прокурор утверждает, что реорганизация произошла в форме присоединения к другому лицу, что не исключает проведение в отношении медицинских центров проверок по ранее утвержденному плану. В целях устранения нарушений 15.08.2019 заместителем прокурора округа в адрес начальника Управления внесено представление, полученное в этот же день. Согласно ответу на представление от 29.08.2019 Управление проинформировало прокурора о несогласии с его требованиями и не приняло меры по устранению нарушений.

Тем самым и.о. прокурора полагает, что Управление умышленно не выполнило его требования, вытекающие из полномочий, установленных федеральным законом, что влечет административную ответственность юридического лица по ст. 17.7 КоАП РФ.

Защитник юридического лица Заикин А.Ю. пояснил, что нарушения указанные прокурором в представлении таковыми не являются, так как исключение медицинских центров из плана проверок было на основании абз. 3 подп. «а» п. 7 вышеуказанных Правил, изменения в ежегодный план проверок в соответствии с подп. «б» п. 7 Правил невозможно было внести, так как фактически заменялось одно юридическое лицо другим, при чем в отношении ГБУЗ «Чукотская окружная больница» в феврале 2019 года уже были проведены контрольно-надзорные мероприятия и их повторное проведение в текущем году не только бы грубым образом нарушило права учреждения здравоохранения, но и повлекло бы привлечение должностного лица Управления к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ. Таким образом, защитник Управления полагает, что в действиях последнего отсутствует состав правонарушения.

Изучив представленные сторонами доказательства, проанализировав доводы участвующих лиц, судья приходит к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в качестве одной из мер прокурорского реагирования на нарушение закона предусмотрено внесение представления об устранении нарушений закона.

Согласно ч. 1 ст. 24 названного закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

По общему правилу исчисления сроков, срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца, если иное специально не оговорено в законе. При этом в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Федеральный закон «О прокуратуре РФ» не содержит иного, специального исчисления месячного срока, применимого к сроку рассмотрения представления.

И.о. прокурора ЧАО, возбудивший 01.10.2019 дело об административном правонарушении, указывает, что временем совершения правонарушения является дата, следующая за днем, когда требования прокурора должны были быть исполнены – 16.09.2019.

В тоже время, 15.09.2019 является выходным днем, следовательно, месячный срок рассмотрения представления истекает не 15.09.2019, как указывает и.о. прокурора, а 16.09.2019, то есть в первый следующий рабочий дней после выходного.

При изложенных обстоятельствах, указание прокурора на совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, 16.09.2019 нельзя признать правильным, поскольку срок устранения нарушений законов, указанных в представлении прокурора, на 16.09.2019 не истек.

В данном конкретном случае основанием для привлечения Комитета к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ могли бы быть события, возникшие не ранее 17.09.2019, то есть после истечения месячного срока, предоставленного для рассмотрения представления (16.09.2019).

Таким образом, по данному делу юридическое лицо не может быть привлечено к административной ответственности до истечения предоставленного прокурором срока для устранения допущенных нарушений.

Следовательно, прихожу к выводу об отсутствии события правонарушения, вмененного Управлению.

Кроме того, на отсутствие события правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ указывают следующие обстоятельства.

Так, внося 15.08.2019 представление в адрес начальника Управления, прокурор, указывая в тексте представления о нарушениях законодательства, потребовал рассмотреть представление и принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь.

Вместе с тем, какие именно меры необходимо было принять Управлению для устранения нарушений, в представлении прокурором не приведено и не раскрыто.

Соответственно, учитывая, что диспозицией ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение именно требований прокурора, прихожу к выводу, что неуказание в представлении конкретных мер, необходимых для устранения нарушений, исключает само событие правонарушения.

Наконец, судья, проанализировав материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу об ошибочности выводов прокурора, приведенных в представлении, которые основаны на неверной трактовке норм права.

Правовой основой плановых проверок юридических лиц являются Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Правила.

Часть 2 ст. 9 закона от 26.12.2008 содержит императивные предписания о запрете проведения плановых проверок чаще, чем раз в три года. Имеются исключения, приведенные в ч. 9 и ч. 9.3 ст. 9, однако эти исключения не являются юридически значимыми по настоящему делу об административном правонарушении.

Как установлено материалами дела в январе 2019 года межрайонные медицинские центры, дислоцирующие в г. Билибино и г. Эгвекинот реорганизованы путем присоединения у ГБУЗ «Чукотская окружная больница».

В феврале 2019 года в отношении ГБУЗ «Чукотская окружная больница» Управлением уже была проведена плановая проверка на предмет соответствия требованиям в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно абзацу 3 подп. «а» п. 7 исключение проверки из ежегодного плана допускается в связи с прекращением юридическим лицом деятельности.

Пунктом 4 ст. 57 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, а при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Таким образом, исходя из буквальной трактовки норм ГК РФ, межрайонные медицинские центры г. Билибино и г. Эгвекинот прекратили свою деятельность с момента их реорганизации путем присоединения к ГБУЗ «Чукотская окружная больница» в январе 2019 года.

Следовательно, действия Управления по исключению медицинских центров из ежегодного плана проверок нахожу законными.

Утверждение прокурора в представлении о ликвидации межрайонных медицинских центров и ссылка на абзац 2 подп. «а» п. 7 Правил вообще не может быть отнесено к деятельности Управления, так как последнее при исключении юридических лиц из плана проверок руководствовалось другой нормой (абзацем 3 подп. «а» п. 7) и исходило не из ликвидации юридических лиц, а из прекращения их деятельности.

Довод прокурора о том, что в связи с реорганизацией медицинских центров внесение изменений в ежегодный план проверок должно было производиться Управлением путем изменения содержащихся в указанном плане сведений о юридическом лице со ссылками на подп. «б» п. 7 Правил не является верным, так как в этом случае фактически происходит подмена в плане проверок одних юридических лиц на другое, а так как ГБУЗ «Чукотская окружная больница» было подвергнуто проверке Управлением в феврале 2019 года, повторная проверка в течении года в силу положений ст. 20 закона от 26.12.2008 является грубым нарушением, которое может повлечь административную ответственность начальника Управления в соответствии с ч. 2 ст. 19.6.1 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии, как события, так и состава правонарушения, что в силу п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ влечет прекращение производства по делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении Государственного казенного учреждения «Управление гражданской защиты и противопожарной службы ЧАО» по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, в связи с отсутствием события правонарушения.

Постановление может быть опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицами, указанными в ст. ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в суд Чукотского автономного округа, в том числе через Анадырский городской суд ЧАО, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.Н. Толстокорый