ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении г. Югорск 09 июля 2019 года Судья Югорского районного суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры Колобаев В.Н., с участием: представителя Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры ФИО1, рассмотрев материалы об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», ИНН <***>, ОГРН <***>, расположенного по адресу: ХМАО-Югра, <...>, установил: 12.04.2019 года юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», расположенное по адресу: ХМАО-Югра <...>, в нарушение подпункта «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, подпункта 5 пункта 3.3.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", подпункта 3 пункта 25 приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", подпункта 3 пункта 24 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", пункта 3.6.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", не оборудовало вход в учреждение по адресам осуществления образовательной деятельности: <...>, <...>, и не обеспечило возможностью для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к инфраструктуре учреждения (архитектурной доступности), чем грубо нарушило требования лицензии от 30.08.2017 № 2952 при осуществлении образовательной деятельности, совершило правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ. В судебном заседании представитель Службы по контролю и надзору в сфере образования ХМАО-Югры ФИО1 полагал, что в действиях юридического лица усматриваются признаки состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ. Защитник МБОУ «СОШ № 5» ФИО3 в судебное заседание не явился, будучи извещен, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Выслушав пояснения представителя ФИО1, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему. В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Согласно примечанию к статье 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Исходя из пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04 мая 2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию. В силу пп. "б" п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами. Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. "б", пп. "д", пп. "ж", пп. "з" пункта 6 данного Положения. На основании подпункта 5 пункта 3.3.4 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагают доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Согласно подпункта 3 пункта 25 приказа Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. В соответствии с подпунктом 3 пункта 24 приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать архитектурную доступность (возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность). На основании пункта 3.6.1 приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" материально-техническое обеспечение реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования должно соответствовать особым образовательным потребностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Структура требований к материально-техническим условиям включает требования, в том числе к организации пространства, в котором осуществляется реализация адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, включая его архитектурную доступность и универсальный дизайн. Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 16.04.2019МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.05.1997, действует на основании Устава, основной вид деятельности – образование среднее общее. Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» выдана лицензии на осуществление образовательной деятельности от 30.08.2017 № 2952. Из материалов дела следует, что 12.04.2019 по адресу: <...>, <...>, на основании приказа Службы по надзору и контролю в сфере образования ХМАО-Югры от 02.04.2019 N 30-ППК-84 в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, лицензионного контроля при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности с целью контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, федерального государственного надзора в сфере образования проведена плановая выездная проверка в отношении МБОУ «СОШ №5, в ходе которой установлен факт нарушения юридическим лицом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности и квалифицирующийся ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившийся в грубом нарушении лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. В ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ «СОШ № 5» установлено, что возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к инфраструктуре учреждения (архитектурной доступности) в зданиях МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» отсутствует, что является нарушением пп. "б" п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности". Назначение ответственных сотрудников за организацию работы по обеспечению условий доступности для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья объектов и услуг в соответствии с приказом № 303-0 от 13.12.2017 года за оказание помощи при входе/выходе из здания, при одевании/раздевании, при перемещении в пределах места оказания услуг не обеспечивает беспрепятственность доступа лиц с ограниченными возможностями здоровья в здания учреждения, не может обеспечить безопасность лиц с ограниченными возможностями здоровья, влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 12 апреля 2019 №ПВК-084/2019. Результаты проверки послужили основанием для возбуждения в отношении МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и привлечения к ответственности. На основании п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается путем досягаемости ими мест посещения и беспрепятственного перемещения внутри зданий и сооружений, а также безопасности путей движения (в том числе эвакуационных), мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. При этом, возможность обеспечить беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к объектам инфраструктуры организации, осуществляющей образовательную деятельность, без реконструкции здания и установки стационарных систем доступа в судебном заседании не оспаривалась. Кроме стационарных систем предусмотрены откидные, съёмные, телескопические системы, обеспечивающие беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья. Указанное позволяет сделать вывод, что именно на организации, осуществляющей образовательную деятельность, при реализации образовательных программ лежит обязанность по созданию условий для охраны здоровья обучающихся. Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении юридическим лицом МБОУ «СОШ №5» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности в части обеспечения доступности образования детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, поскольку здание муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» не оборудовано пандусом, либо пологим спуском, либо другими средствами подъема для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которые лишены возможности свободного беспрепятственного доступа в здание, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. Фактические обстоятельства совершенного юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: копией лицензии на осуществление образовательной деятельности от 30.08.2017 № 2952, выданной муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, копией приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2019 № 30-ППК-84 «О проведении плановой выездной проверки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5», копией акта проверки Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югрымуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» от 12.04.2019 № ПВК-084/2019, объяснительной директора Учреждения ФИО2 от 12.04.2019 № 558, копией приказа № 535 от 07.09.2018 года «О выполнении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов, фотографиями входных групп зданий Учреждения, расположенных по адресам: г. Югорск, улица Садовая, дом 1Б и <...>, копией приказа начальника Управления образования администрации города Югорска от 13.07.2017 № 25 «О назначении на должность», сведениями об обеспечении образовательной деятельности оборудованными учебными кабинетами, помещениями и иными объектами Учреждения; копией уведомления о дате и месте составления протокола об административном правонарушении от 12.04.2019 года; копией согласия на составление протокола об административном правонарушении в отсутствии должностного лица от 12.04.2019 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Учреждения от 16.04.2019, полученная с официального сайта ФНС России. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. Судья приходит к выводу, что МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» имело реальную возможность для соблюдения лицензионных требований к наличию материально-технического обеспечения образовательной деятельности в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами, и поэтому его действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. При данных обстоятельствах, судья находит вину МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» в совершении административного правонарушения установленной и квалифицирует его действия по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5», по делу не установлено. Учитывая характер, степень общественной опасности совершенного юридическим лицом административного правонарушения и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья считает возможным назначить МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом положений ч. 3.2,3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, ниже низшего предела предусмотренного санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья постановил: Признать юридическое лицо - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде в виде штрафа в размере 75 000 рублей. Штраф должен быть уплачен в течение 60 дней после вступления постановления в законную силу - получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (Обрнадзор Югры л/сч 04871W08270) ИНН <***>, КПП 860101001, р/счет <***>, Банк получателя РКЦ Ханты-Мансийск г. Ханты-Мансийск, БИК 047162000, ОКТМО 71887000 Постановление судьи может быть обжаловано в Федеральный суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение 10 суток со дня получения его копии. Верно Судья Югорского районного суда В.Н. Колобаев Секретарь суда Л.С. Есенова |