ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-99/21 от 11.03.2021 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

Дело №5-99/21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу об административном правонарушении

г. Дербент 11 марта 2021 года

Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Наврузов В.Г., с участием представителя муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» по доверенности ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении по ст.7.14 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» (ИНН <***>, ОГРН <***>),

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Дербентский городской суд РД из Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>».

Из протокола об административном правонарушении <номер изъят> от 17.12.2020г. следует, что в Агентство по охране культурного наследия Республики Дагестан поступила информация от Управления архитектуры и градостроительства <адрес изъят> о том, что в рамках государственной программы предусматривается благоустройство <адрес изъят> в письме сообщалось, что в рамках проекта не предусмотрены никакие виды работ, затрагивающие непосредственно объект культурного наследия, и был представлен на согласование эскизный дизайн-проект планируемых работ. Агентством было направлено письмо в адрес Департамента государственной охраны культурного наследия ФИО2 с просьбой разъяснить порядок согласования проектной документации по реконструкции <адрес изъят>, в <адрес изъят>, часть которого затрагивает и Единые охранные зоны объекта культурного наследия федерального значения «Северная стена», и границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, достопримечательное место ЗРЗ Р-2, утвержденные в соответствии с Приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента, расположенного в <адрес изъят>. О чем было уведомлено Управление архитектуры и градостроительства городского округа «<адрес изъят>». ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд на место проводимых работ и составлен акт осмотра зоны регулируемой застройки и хозяйственной деятельности Достопримечательное место режим Р-1, участок - 1, <адрес изъят>. Агентством в адрес заказчика работ - МБУ УЖКХ <адрес изъят> было направлено предписание о приостановке строительных, земляных и иных работ, проводимых на территории <адрес изъят> до получения разрешительной документации на проведение работ. Агентством ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен выезд в <адрес изъят> для проведения мероприятий по соблюдению требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия в рамках выданного предписания о приостановке работ по <адрес изъят> были приостановлены частично. Работы на <адрес изъят> находятся на стадии завершения. Работы по благоустройству на <адрес изъят> по охране культурного наследия РД, тем самым совершило правонарушение, предусмотренное ст.7.14 КоАП РФ.

Представитель Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан по доверенности ФИО5 извещенная о времени рассмотрения дела в суд не явилась, просила суд рассмотреть дело в их отсутствие, требования поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании представитель муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» по доверенности ФИО3 заявил, что учреждение не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ, поскольку данные о том, что на него были возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, связанные с получением разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также с правом организации или контроля ремонтных работ, не представлены. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ Агентством по охране культурного наследия Республики Дагестан, в отношении начальника муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» ФИО4 составлялся протокол предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ. В результате рассмотрения, суд принял постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях, предусмотренного статьей 7.14 КоАП РФ. В последующем, ДД.ММ.ГГГГ в Дербентский городской суд поступил протокол об административном правонарушении, но уже в отношении юридического лица МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» (а не должностного лица муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>»). С данным протоколом он не согласен, поскольку Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ относит объект культурного наследия федерального значения - Достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента», расположенного в городе Дербент <адрес изъят> к Федеральной собственности и контроль осуществляется Министерством культуры Российской Федерации.

Проверив и исследовав представленные материалы дела, выслушав объяснения представителя МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» по доверенности ФИО3 суд приходит к следующему.

Согласно ст.7.14 КоАП РФ, организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Согласно ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, установление ответственности за противоправные действия (бездействия) в отношении объектов культурного наследия, их территорий и зон охраны.

В силу п.1 ст.40 Закона №73-ФЗ, под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с положениями ст.45 того же Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

В соответствии с ч.1 ст.9.1. Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 25.06.2002г. №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Федеральный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется федеральным органом охраны объектов культурного наследия и региональными органами охраны объектов культурного наследия, которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 Положения о Федеральном государственном надзоре за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N740, федеральный государственный надзор осуществляется Министерством культуры Российской Федерации, его территориальными органами (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо структурными подразделениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - региональные органы охраны объектов культурного наследия), которым переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.4 данного Положения, федеральный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет федеральный государственный надзор в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Региональные органы охраны объектов культурного наследия осуществляют федеральный государственный надзор в отношении объектов культурного наследия федерального значения, за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, включенных в указанный перечень.

Стены Дербентской крепости (северная, южная) входят в Перечень отдельных объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляется Министерством культуры России, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 01.06.2009г. <номер изъят>-р.

Согласно приложения <номер изъят> «Описание границ территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» утвержденного приказом министерства культуры РД <номер изъят>од от ДД.ММ.ГГГГ, общая граница территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место «Цитадель и исторический город в крепостных стенах Дербента» (далее - Достопримечательное место) проходят в том числе: - от точки 89 до точки 100 на северо-восток по красной линии <адрес изъят>.

Согласно приложению <номер изъят> к постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ<номер изъят> «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных в городе Дербенте, в качестве объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>, режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны охраны объектов культурного наследия <адрес изъят>»,в единую охранную зону <номер изъят> в том числе входят части северной крепостной стены, объекта культурного наследия федерального значения "Стены Дербентской крепости, VI век: северная стена; южная стена" (<адрес изъят>) границы которых на восток по северной стороне <адрес изъят> (по южным фасадам домов) на протяжении 510 м до башни N 12 на северном участке стены (<адрес изъят>).

Так, согласно материалам дела и протоколу об административном правонарушении <номер изъят> от 17.12.2020г. составленному Агентством по охране культурного наследия РД в отношении «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>», работы по благоустройству <адрес изъят>, проходили у северной стены Дербентской крепости, государственная охрана которой осуществляется Министерством культуры России.

В соответствии с ч.1 ст.28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье.

Таким образом, судом установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «<адрес изъят>» составлен неправомочным лицом - начальником отдела правого обеспечения Агентства по охране культурного наследия РД.

Согласно п.4 Постановления Пленума ВС РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005г. <номер изъят> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.

Возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч.2 ст.29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.

Согласно п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельствах, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении муниципального бюджетного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства» городского округа «город Дербент» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Дербентский городской суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.Г.Наврузов