Дело № 5-9/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Омского районного суда Омской области Печеницын А.В., при секретаре Ковалеве М.А., с участием представителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад сельхозтехникума» Омского муниципального района Омской области КНГ, рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2017 года в помещении Омского районного суда <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> А, зал судебных заседаний №, дело об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад сельхозтехникума» Омского муниципального района <адрес>, юридический адрес: 644501, <адрес>, №, о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В ходе плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения Министерства образования <адрес> (далее - Министерство) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой выездной проверки Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад сельхозтехникума» Омского муниципального района <адрес>, были выявлены следующие нарушения.
ДД.ММ.ГГГГ около 10 часов 30 минут установлено, что по адресу: 644501, <адрес>, Учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Учреждение имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №-п серия 55Л01 № с приложением (далее – лицензия), выданную Министерством, на право осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования по адресу: 644501, <адрес> согласно приложения № к лицензии.
1. Подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о лицензировании) в качестве лицензионных требований предусмотрено наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности, право оперативного управления, право постоянного пользования подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Однако у Учреждения отсутствуют документы, подтверждающие право законного пользования земельным участком, используемым для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок). Пунктами 8 и 9 Порядка определено, что содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования; требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Раздел III Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ№, содержит Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе в подпункт 3.3. включены требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста. Согласно подпункту 3.3.1. развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательного учреждения, дошкольной группы, а также территории, прилегающей к образовательному учреждению или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы дошкольного образования.
Однако свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования или иные документы, подтверждающие государственную регистрацию права на используемый Учреждением для реализации основной образовательной программы дошкольного образования земельный участок, в ходе внеплановой проверки представлены не были.
Министерством было выдано Учреждению предписания от ДД.ММ.ГГГГ № исх-16/МОБР-8455, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо было устранить нарушения, указанные в акте плановой проверки Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№. В ходе настоящей внеплановой проверки по вопросу выполнения предписания (акт проверки Министерством Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№) установлено, что нарушения, выявленные при проведении плановой проверки в мае 2016 года, Учреждением в полном объеме не устранены.
В судебном заседании директор МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» КНГ, вину в совершении правонарушения признала полностью, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить за малозначительностью административного правонарушения, и просила объявить устное замечание на основании того, что все нарушения, которые указаны в протоколе об административном правонарушении, выполнены.
Представитель Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте надлежащим образом.
Выслушав пояснения директора МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума», исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что вина МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ нашла свое подтверждение.
При этом суд исходит из следующего.
Часть 3 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, предусмотрен Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно п.п. «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В судебном заседании установлено, что учреждение имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный №-п серия 55Л01 № с приложением (далее – лицензия), выданную Министерством, на право осуществления образовательной деятельности по программам дошкольного образования по адресу: 644501, <адрес> согласно приложения № к лицензии.
1. Подпунктом «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Положение о лицензировании) в качестве лицензионных требований предусмотрено наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права собственности, право оперативного управления, право постоянного пользования подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Однако у Учреждения отсутствуют документы, подтверждающие право законного пользования земельным участком, используемым для реализации основной образовательной программы дошкольного образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок). Пунктами 8 и 9 Порядка определено, что содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования; требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Раздел III Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, содержит Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе в подпункт 3.3. включены требования к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями. участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста. Согласно подпункту 3.3.1. развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательного учреждения, дошкольной группы, а также территории, прилегающей к образовательному учреждению или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации программы дошкольного образования.
Однако свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования или иные документы, подтверждающие государственную регистрацию права на используемый Учреждением для реализации основной образовательной программы дошкольного образования земельный участок, в ходе внеплановой проверки представлены не были.
Министерством было выдано Учреждению предписания от ДД.ММ.ГГГГ № исх-16/МОБР-8455, в соответствии с которым в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо было устранить нарушения, указанные в акте плановой проверки Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№. В ходе настоящей внеплановой проверки по вопросу выполнения предписания (акт проверки Министерством Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№) установлено, что нарушения, выявленные при проведении плановой проверки в мае 2016 года, Учреждением в полном объеме не устранены.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами административного дела, а именно: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении плановой выездной проверки; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№; предписанием об устранении выявленных нарушений лицензионных требований от ДД.ММ.ГГГГ; распоряжением Министерства образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом об утверждении Перечня должностных лиц Министерства образования <адрес>, имеющих право составлять протоколы об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№; приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации образовательного процесса; расписанием образовательной деятельности в разных возрастных группах; режимом дня в разных возрастных группах в холодный период года; приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении штатного расписания»; письменными пояснениями по вопросам проверки заведующего Учреждением КНГ от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением КОИ
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что вина МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в совершении административного правонарушения нашла свое подтверждение. Действия МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» следует квалифицировать по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Оценив исследованные доказательства, суд находит их допустимыми, а совокупность достаточной для признания доказанной вины МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в нарушении п. «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
По правилам п.п. «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение указанных лицензионных требований является грубым.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что действия МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» правильно квалифицированы по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ – как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Срок привлечения к административной ответственности не нарушен, протокол составлен уполномоченным лицом. Содержание протокола о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ соответствует требованиям ст. 28.2 ч.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, материалы дела свидетельствует о наличии возможности согласиться с доводами заведующей МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» КНГ о применении в отношении МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» положений ст. 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, уполномоченный решить дело об административном правонарушении, может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Из материалов дела следует, что:
- согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Земельный участок (категория земель: земли населенных пунктов – для использования административных зданий, сооружений площадью 103 933 кв.м) кадастровый № на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит БПОУ <адрес> «Омский аграрно-технологический колледж»;
- согласно договору на безвозмездное пользование недвижимым имуществом от ДД.ММ.ГГГГ БПОУ <адрес> «Омский аграрно-технологический колледж» в лице директора ПАА (ссудодатель) и МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в лице заведующей КНГ (ссудополучатель) заключили договор о том, что ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование: нежилые помещения № – 41 общей площадью 613,2 кв. метров, расположенные по адресу: <адрес> (первый этаж общежития №);
- согласно дополнительному соглашению к договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между БПОУ <адрес> «Омский аграрно-технологический колледж» в лице директора ПАА (ссудодатель) и МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в лице заведующей КНГ (ссудополучатель), пришли к соглашению дополнить пункт 1.1 в следующей редакции: «Доступ к нежилым помещениям Ссудополучателя осуществляется по земельному участку с кадастровым номером 55:20:142002:140, находящемуся в постоянном (бессрочном) пользовании Ссудодателя, который необходим для использования по назначению нежилых помещений», в том числе доступ к участку для осуществления учебно-воспитательной деятельности воспитанников, общей площадью 630 кв. метров.
Принимая во внимание данные обстоятельства, отсутствие по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий и доказательств наличия существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества или государства, суд считает, что на основании ст. 2.9 КоАП РФ допущенное МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» административное правонарушение, в настоящее время, возможно, признать малозначительным.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и объявляет правонарушителю устное замечание.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении МБДОУ «Детский сад сельхозтехникума» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, прекратить за малозначительностью административного правонарушения, объявить правонарушителю устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Судья А.В. Печеницын