Дело № 5-9/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 марта 2018 года г.Старая Русса
Судья Старорусского районного суда Новгородской области Литвин О.В.,
с участием представителя/защитника ФИО1 - Казанцева А.В., действующего на основании доверенности, консультанта отдела государственной охраны объектов культурного наследия управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО2,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО8. в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за нарушение требований сохранения объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение по подведомственности в Старорусский районный суд.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представила, на представление своих интересов в суде уполномочила представителя/защитника. Суд в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании представитель/защитник Казанцев А.В. вину ФИО1 во вменяемом правонарушении не признали, пояснив, что в деле имеются сведения о виновности в совершении административного правонарушения иного лица. Каких-либо ремонтных работ без разрешения комиссии по сохранению культурного наследия управления культуры Новгородской области в здании Вайсер не производила.
В предыдущем судебном заседании ФИО1 также не признала вину в совершении вменяемого ей административного правонарушения, указав, что стала собственником нежилого помещения в здании по адресу: <адрес> в ММ.ГГГГ года, до этого момента собственником помещения являлась ФИО5 Ещё при предыдущем собственнике с комитетом культуры Новгородской области был согласован перечень работ по сохранению объекта культурного наследия и получено разрешение на реставрацию крыши, разборку покрытий здания и дымовых труб; покрытие здания и дымовых труб; ремонт металлических решеток; реставрацию обрешетки и замену отдельных элементов стропильных конструкций, отбивку штукатурки стен, воссоздание водосточной системы. В ... году согласованы работы по газоснабжению природным газом нежилого помещения. Каких-либо ремонтных работ внутри здания ею не проводилось. После покупки помещения ею ДД.ММ.ГГГГ было направлено претензионное письмо бывшему собственнику о необходимости уборки стеновых и потолочных панелей, дверей, строительного материала, стропил, лестниц, оставленных им после проведения косметического ремонта. В конце ... или начале ... года ФИО5 были проведены какие-то работы по уборке помещения, в том числе были сняты стеновые и потолочные панели.
Представитель управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО2 полагала, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, поскольку ею не был соблюден порядок получения разрешения на проведения работ. В ходе проверки было установлено, что во внутренних помещениях здания проведены ремонтные работы, в частности в одном из помещений демонтированы дверные проёмы, потолки, стены и полы освобождены от отделочных материалов, в помещениях имелся строительный мусор. Нарушение было выявлено в ходе внеплановой проверки технического состояния объекта культурного наследия, днем совершения правонарушения следует считать дату его обнаружения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Часть 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Объективную сторону указанного административного правонарушения образуют противоправные действия (бездействие) относительно требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, т.е. в невыполнение или нарушение тех предписаний, которые содержатся в нормативных правовых актах, регулирующих вопросы охраны, использования объектов и государственной охраны культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, совершившие нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В силу части 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, относятся к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В силу ст.9.3 Федерального закона №73-ФЗ сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов.
Согласно ст. 40 Федерального закона №73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п.п.2 п. 2 ст.45 Федерального закона №73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минут должностным лицом управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области на основании приказа начальника управления № от ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю за сохранением объекта культурного наследия - внеплановый осмотр технического состояния объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором купли-продажи встроенного помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником нежилого помещения, общей площадью 360,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением исполнительного комитета Новгородского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры» данный объект включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
ДД.ММ.ГГГГ между департаментом культуры и туризма Новгородской области и ФИО1 заключено охранное обязательство № на объект культурного наследия «<данные изъяты>» и подписан акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории, являющийся неотъемлемой частью указанного охранного обязательства.
По результатам проверки выявлено нарушение ФИО1 требований ст.45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а именно: проведены работы по сохранению объекта культурного наследия - «<данные изъяты>» (во внутренних помещениях демонтированы дверные проёмы, потолки, стены и полы освобождены от отделочных материалов, в помещениях наблюдается строительный мусор) без задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также без осуществления технического, авторского надзора за их проведением.
ДД.ММ.ГГГГ по факту выявленных нарушений должностным лицом управления государственной охраны культурного наследия Новгородской области в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения в области законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет один год.
При определении объективной стороны правонарушения учитывается характер обязанности, возложенной на нарушителя, и срок (период, время), необходимый для ее исполнения, поскольку для разных по характеру деяний различно начало течения срока давности привлечения к административной ответственности.
Для одномоментных правонарушений (со дня совершения которых в действия лица усматриваются все признаки состава правонарушения) началом течения данного срока является день совершения правонарушения.
При совершении длящегося правонарушения этот срок начинает исчисляться иначе - со дня обнаружения правонарушения.
Согласно разъяснению, данному в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п.14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).
Согласно протоколу об административном правонарушении ФИО1 вменено совершение конкретных действий, связанных с проведением ремонтных работ, с нарушением установленного законом порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
С учетом приведенных выше положений закона и нормативных актов, в данном случае работы по демонтажу дверных проёмов, отделочных материалов на потолках, стенах и полах в помещениях объекта культурного наследия «<данные изъяты>» могли быть выполнены только после получения соответствующего согласования, либо письменного разрешения или задания на проведение таких работ, выданных управлением государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Согласно пояснениям ФИО1 в судебном заседании каких-либо ремонтных работ внутри помещений здания она не проводила, помимо установки газового оборудования, что было согласовано с соответствующим органом. Работы по демонтажу отделочных материалов на стенах, потолке, демонтажу дверных проемов были выполнены предыдущим собственником ФИО5 после продажи помещения в ... году.
При рассмотрении данного дела, в связи с отсутствием каких-либо письменных документов, объективно подтверждающих время проведения работ в помещениях в вышеуказанном объекте культурного наследия, судьей с целью установления периода производства таких работ были допрошены свидетели.
Как следует из показаний свидетеля ФИО5, до ММ.ГГГГ года она являлась собственником встроенного помещения по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею было заключено охранное обязательство с комитетом культуры Новгородской области, по условиям которого она обязалась не использовать пластиковые материалы, не делать подвесные потолки в помещениях. При продаже этого помещения ФИО1 она (ФИО5) демонтировала пластиковые панели на стенах и подвесной потолок в одном из помещений. Эти работы были выполнены в конце ... года или начале ... года после получения ею от нового собственника ФИО1 претензионного письма. Собственником помещения она (ФИО5) стала в ... году, до этого собственником была ФИО10. Перед тем, как передать помещение в собственность, специалистами Администрации отдела культуры ей было выдано предписание, в соответствии с которым было предписано демонтировать пластиковые панели, в том числе подвесные потолки. Поскольку на тот момент она не располагала необходимой суммой денежных средств, демонтаж был произведён уже после продажи помещения ФИО1
Показания свидетеля ФИО5 не противоречат пояснениям ФИО1 и согласуются с иными материалами дела, в том числе содержанию претензионного письма ФИО1 на имя ФИО5 о необходимости уборки помещений, снятии стеновых и потолочных панелей, дверей.
С учетом вышеизложенного, судья полагает, что обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении, имели место не позднее ... года.
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу истек.
Тот факт, что признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в действиях ФИО1 были выявлены только в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, не может служить основанием для иного исчисления этого срока.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку предусмотренный законом срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ истёк, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.В.Литвин