ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-О-42/20 от 02.10.2020 Намского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №...-GO-42/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<адрес> 02 октября 2020 года

Намский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Кривошапкиной И.И., при секретаре *...* рассмотрев в открытом судебном заседании постановление заместителя прокурора <адрес>*...* о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации <адрес> «Горный улус» Республики Саха (Якутия), (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 141101001) юридический адрес: 678030, РС (Я), <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Заместителем прокурора <адрес>*...*, в соответствии со ст.ст. 6, 22 Федерального закона РФ «О прокуратуре РФ» на основании решения прокурора <адрес>*...* о проведении проверки №...-п, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 час. 33 мин. по 15 час. 30 мин. проведена проверка территории полигона твердых коммунальных отходов в <адрес>, во исполнении санитарно-эпидемиологического законодательства, законов о пожарной безопасности, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды совместно с ТО Управления Роспотребнадзора РС (Я) в <адрес>, ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РС (Я), Горной инспекцией государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я), в присутствии представителя администрации МО «Бердигестяхский наслег» *...* и представителя администрации МР «Горный улус» РС (Я) *...*

Проверка проведена на территории полигона твердых коммунальных отходов в <адрес> и на прилегающей территории <адрес>.

В ходе проверки установлено:

Распоряжением главы МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№..., земельный участок площадью 147 793 квадратных метров из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 14:11:020005:1088, расположенный по адресу: <адрес> (Якутия), Горный улус, Бердигестяхский наслег, на два земельных участка площадью 68 178 квадратных метров, 79 615 квадратных метров.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, предоставленной администрацией МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия), земельный участок площадью 79 615 квадратных метров с кадастровым номером 14:11:020005:1540 относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, правообладателем является МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия).

В соответствии с выпиской Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, предоставленной администрацией МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия), земельный участок площадью 68 178 квадратных метров с кадастровым номером 14:11:020005:1088 относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, правообладателем является МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия), вид разрешенного использования – под объектами размещения отходов потребления.

ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор аренды №... от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером 14:11:020005:1088, заключенный между МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) и ИП *...*. Актом приема-передачи земельный участок передан в МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия).

Таким образом, бремя содержания имущества – земельного участка, на котором определено размещение отходов потребления, несет собственник – МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия).

Полигон ТКО относится к санкционированным свалкам, расположен на расстоянии 500 м от жилого сектора <адрес>, в 1000 м от водоохранной зоны <адрес> свалки составляет 147 793 кв.м. (14,7 га). Свалка ТКО эксплуатируется с 1970 года. Правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен полигон ТКО, является распоряжение главы МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№.... На полигон ТКО вывозятся несортированные отходы из жилищ, поскольку отсутствует система раздельного сбора отходов, а также отходы предприятий и организаций <адрес>. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ№..., отходы из жилищ несортированные относятся к 4 классу опасности. Мероприятия по утилизации и переработке отходов не производятся. Размещение отходов осуществляется в виде захоронения. Участок свалки охватывается воздействием солнечных лучей и ветров, участок свалки расположен в отдалении от берегов рек, прудов.

Ограждение свалки нет, что является нарушением п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (согласно п. 4.4 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение, ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м., в ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания).

Участок свалки ТБО состоит из одной территориальной части, на которой складируется все твердые бытовые отходы, отсутствует территория для размещения хозяйственно – бытовых объектов, что является нарушением СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п. 3.5. полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. На участке свалки ТБО складируются отходы населения, учреждений, предприятий торговли, строительный мусор. Хранящиеся на свалке насыпью отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, хранятся без разделения по классам опасности веществ и их компонентов. Не разработан регламент, не утвержден режим работы и не разработана инструкция по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне ТБО. Не обеспечен контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, также не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п. 2.3 организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. На участке свалки ТБО отсутствует контроль за состоянием поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, в виду отсутствия специальной программы (плана) производственного контроля, что является нарушением п. 6.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п.6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, нарушением п.2.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно п.2.3 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Подъездные пути к свалке ТКО захламлены отходами и мусором и нет подъезда к границе свалки ТКО, поэтому образовалась несанкционированная свалка ТКО не доезжая до свалки ТКО на расстоянии 200 метров шириной 20-30 метров, на пощади примерно 7000 кв.м. Объем отходов примерно 800 куб.м.

Основные элементы защиты окружающей среды, предотвращающие расползание мусора, а также препятствующие доступу посторонних лиц и животных в виде ограждения, шлагбаума, обвалования отсутствуют.

Не имеется уполномоченной организации, которая осуществляет эксплуатацию свалки и имеет лицензию на право обращения с отходами 1-4 классов опасности, что является нарушением ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». На участок объекта размещения отходов отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка санитарным нормам (п.2.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). Не ведется мониторинг окружающей среды на объекте. Согласно ч. 3 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Отсутствует территория хозяйственной зоны, что не соответствует п. 4.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.Отсутствует ограждение по периметру ОРО, что является нарушением п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (Далее СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01), что позволяет допуск третьих лиц и животных на территорию ОРО. Также на месте отсутствует шлагбаум, обозначающий вход на территорию ОРО, что является нарушением п. 4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. На момент проверки складирование ТКО производится произвольно, так как отсутствуют регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона из-за отсутствия зонирования производится формально, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, т.е. не обеспечен контроль за распределением принимаемых отходов на рабочей карте ОРО. Рабочие карты ОРО также отсутствуют (п.5.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01). Ввиду отсутствия у принимаемых отходов паспорта, хранение и захоронение отходов осуществляется без регистрации класса опасности (п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. Какие-либо записи регистрации отсутствуют. Отсутствует программа производственного контроля за эксплуатацией полигона ТКО, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв (п.6.4 СП).

В нарушение ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на ОРО отсутствует проект эксплуатации, проект рекультивации. Государственная экологическая экспертиза не проводилась. Не проведены геологические и геодезические изыскания, не рассчитана проектируемая вместимость полигона, не установлен расчетный срок его эксплуатации.

При эксплуатации полигона нарушены требования ст. ст. 3, 39, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 9, 10, 12, 13, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В нарушение части 2 статьи 8, части 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» администрацией муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия) на территории муниципального образования не организован объект размещения отходов. Отходы производства и потребления <адрес> вывозятся и складируются неупорядоченно на свалке бытовых отходов, не соответствующей требованиям природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

В связи с выявленными нарушениями на основании акта проверки прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ, заместителем прокурора <адрес> РС (Я) *...* постановлением от 31.07.2020г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации <адрес> «Горный улус» РС (Я) (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 141101001) юридический адрес: 678030, РС (Я), <адрес>.

И.о. прокурора <адрес> РС (Я) *...* в судебном заседании, обстоятельства, указанные в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 31.07.2020г. поддержал полностью. Дал заключение о выявлении в ходе проверки нарушений требований природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления. На территории полигона и прилегающей к нему территории образована несанкционированная свалка, условием развития которого явилось бездействие администрации МР «Горный улус». Между образовавшейся несанкционированной свалкой и бездействием МР «Горный улус» имеется причинно-следственная связь. Просит привлечь юридическое лицо – администрацию МР «Горный улус» к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить административное наказание с учетом финансового положения юридического лица, в виде штрафа в размере 150 тысяч рублей.

В судебном заседании представитель юридического лица – администрации МР «Горный улус» РС (Я) по доверенности *...* вину юридического лица в инкриминируемом административном правонарушении не признал, пояснил, что администрация с постановлением не согласна, не согласны с квалификацией п. 4 ст.8.2 КоАП РФ, это не соблюдение требований в области окружающей среды при размещении отходов производства и потребления. В данном случае, возможно здесь подходит больше п. 1 данной статьи, в соответствии с полномочиями по 131 закону. Администрация не размещает там отходы, то есть это делают юридические лица, предприниматели, они их за это тоже привлекают к административной ответственности в соответствии с правилами благоустройства. Так как они размещают не в санкционированном месте мусор, в этой связи здесь может быть в отношении организаций и предпринимателей можно такой пункт применять при размещении отходов производства. Они не организация, которая занимается именно размещением отходов. Этим занимается региональный оператор «ЯкутскЭкосети» по <адрес>. Вменяемая п. 4, по которому намного больше штрафа, администрация МР «Горный улус» является дотационным районом, собственных средств недостаточно для исполнения судебных решений. Если суд не найдет оснований для отказа и прекращения производства по данному делу, в данном случае просит снизить штраф.

Выслушав и.о. прокурора <адрес>*...*, представителя администрации МР «Горный улус» и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 час. 33 мин. по 15 час. 30 мин. заместителем прокурора <адрес>*...*, совместно с ТО Управления Роспотребнадзора РС (Я) в <адрес>, ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС РФ по РС (Я), Горной инспекцией государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я), в присутствии представителя администрации МО «Бердигестяхский наслег» *...* и представителя администрации МР «Горный улус» РС (Я) *...* проведена проверка территории полигона твердых коммунальных отходов в <адрес>, во исполнении санитарно-эпидемиологического законодательства, законов о пожарной безопасности, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране окружающей среды, на основании решения прокурора <адрес>*...* о проведении проверки №...-п.

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> РС (Я) *...* составлен акт проверки, согласно которому администрацией МР «Горный улус РС (Я) допущены нарушения требований природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления.

Полигон ТКО относится к санкционированным свалкам, расположен на расстоянии 500 м от жилого сектора <адрес>, в 1000 м от водоохранной зоны <адрес> свалки составляет 147 793 кв.м. (14,7 га). Свалка ТКО эксплуатируется с 1970 года. Правоустанавливающим документом на земельный участок, на котором расположен полигон ТКО, является распоряжение главы МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№.... На полигон ТКО вывозятся несортированные отходы из жилищ, поскольку отсутствует система раздельного сбора отходов, а также отходы предприятий и организаций <адрес>. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ№..., отходы из жилищ несортированные относятся к 4 классу опасности. Мероприятия по утилизации и переработке отходов не производятся. Размещение отходов осуществляется в виде захоронения. Участок свалки охватывается воздействием солнечных лучей и ветров, участок свалки расположен в отдалении от берегов рек, прудов.

Ограждение свалки нет, что является нарушением п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (согласно п. 4.4 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение, ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м., в ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно-бытового здания).

Участок свалки ТБО состоит из одной территориальной части, на которой складируется все твердые бытовые отходы, отсутствует территория для размещения хозяйственно – бытовых объектов что является нарушением СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п. 3.5. полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов. На участке свалки ТБО складируются отходы населения, учреждений, предприятий торговли, строительный мусор. Хранящиеся на свалке насыпью отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров, хранятся без разделения по классам опасности веществ и их компонентов. Не разработан регламент, не утвержден режим работы и не разработана инструкция по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне ТБО. Не обеспечен контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, не осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, также не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п. 2.3 организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов. На участке свалки ТБО отсутствует контроль за состоянием поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почвы в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, в виду отсутствия специальной программы (плана) производственного контроля, что является нарушением п. 6.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», согласно п.6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона, нарушением п.2.3. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», согласно п.2.3 объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Подъездные пути к свалке ТКО захламлены отходами и мусором и нет подъезда к границе свалки ТКО, поэтому образовалась несанкционированная свалка ТКО не доезжая до свалки ТКО на расстоянии 200 метров шириной 20-30 метров, на пощади примерно 7000 кв.м. Объем отходов примерно 800 куб.м.

Основные элементы защиты окружающей среды, предотвращающие расползание мусора, а также препятствующие доступу посторонних лиц и животных в виде ограждения, шлагбаума, обвалования отсутствуют.

Не имеется уполномоченной организации, которая осуществляет эксплуатацию свалки и имеет лицензию на право обращения с отходами 1-4 классов опасности, что является нарушением ст.9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». На участок объекта размещения отходов отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии участка санитарным нормам (п.2.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»). Не ведется мониторинг окружающей среды на объекте. Согласно ч. 3 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Отсутствует территория хозяйственной зоны, что не соответствует п. 4.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.Отсутствует ограждение по периметру ОРО, что является нарушением п. 4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (Далее СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01), что позволяет допуск третьих лиц и животных на территорию ОРО. Также на месте отсутствует шлагбаум, обозначающий вход на территорию ОРО, что является нарушением п. 4.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

На момент проверки складирование ТКО производится произвольно, так как отсутствуют регламент и режим работы полигона, инструкция по приему бытовых отходов, не обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, не ведется круглосуточный учет поступающих отходов, контроль за распределением отходов в работающей части полигона из-за отсутствия зонирования производится формально, не обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов, что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, т.е. не обеспечен контроль за распределением принимаемых отходов на рабочей карте ОРО. Рабочие карты ОРО также отсутствуют (п.5.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01). Ввиду отсутствия у принимаемых отходов паспорта, хранение и захоронение отходов осуществляется без регистрации класса опасности (п.п. 2,3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»), что является нарушением п. 2.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. Какие-либо записи регистрации отсутствуют. Отсутствует программа производственного контроля за эксплуатацией полигона ТКО, предусматривающая контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв (п.6.4 СП).

В нарушение ст. 10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на ОРО отсутствует проект эксплуатации, проект рекультивации. Государственная экологическая экспертиза не проводилась. Не проведены геологические и геодезические изыскания, не рассчитана проектируемая вместимость полигона, не установлен расчетный срок его эксплуатации.

При эксплуатации полигона нарушены требования ст. ст. 39, 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 9, 10, 12, 13, 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В нарушение части 2 статьи 8, части 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» администрацией муниципального района «Горный улус» Республики Саха (Якутия) на территории муниципального образования не организован объект размещения отходов. Отходы производства и потребления <адрес> вывозятся и складируются неупорядоченно на свалке бытовых отходов, не соответствующей требованиям природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

В нарушение ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) не обеспечено поддержание благоприятного состояния окружающей среды. Бездействие МР «Горный улус» Республики Саха (Якутия) не соответствует требованиям ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», так как деятельность не обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности человека, экологическую безопасность, снижение негативного воздействия на окружающую среду не обеспечено, вопреки положениям ст. ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», деятельность по хранению и захоронению отходов не может быть признана безопасной для окружающей среды.

Судом установлено, что у администрации <адрес> «Горный улус» РС (Я) имелась возможность для соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования, но в силу бездействия данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, вина администрации МР «Горный улус» РС (Я) несоблюдении природоохранного законодательства и законодательства об отходах производства и потребления к размещению отходов производства и потребления установлена, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Факт совершения в отношении юридического лица – администрации МР «Горный улус» РС (Я) указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки прокуратуры <адрес> от 27.07.2020г., справкой Горной инспекции государственного экологического надзора Минэкологии РС (Я) от 15.07.2020г., справкой ТО управления Роспотребнадзора РС (Я) в <адрес> от 21.07.2020г., информационной справкой ОНД и ПР по <адрес> УНД ГУ МЧС России по РС (Я) от 09.07.2020г., актом обследования ОНД и ПР по <адрес> УНД ГУ МЧС России по РС (Я) от 09.07.2020г., фототаблицами, приобщенными к материалам дела и постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 31.07.2020г.

Заместителем прокурора <адрес> РС (Я) обоснованно квалифицированы действия юридического лица - администрации МР «Горный улус» РС (Я) по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о виде и размере наказания, суд принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, учитывает причины, условия и обстоятельства совершения правонарушения. Данное административное правонарушение относится к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования.

Обстоятельством смягчающим административную ответственность в отношении администрации МР «Горный улус РС (Я), суд относит имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в отношении администрации МР «Горный улус РС (Я), суд не находит.

С учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также с учетом того, что минимальный размер административного штрафа для юридических лиц предусмотренный санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ, составляет 300.000 рублей, суд считает возможным при назначении наказания администрации МР «Горный улус» РС (Я) применить положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить назначенное наказание администрации МР «Горный улус» РС (Я) в виде административного штрафа до половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц санкцией ч. 4 ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать администрацию <адрес> «Горный улус» Республики Саха (Якутия), (ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 141101001) юридический адрес: 678030, РС (Я), <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 150.000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

Сумму административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу внести или перечислить: УФК по РС(Я) (Прокуратура Республики Саха (Якутия):; ИНН <***>, КПП 143501001, КБК 41№..., ОКАТО 98401000000, № счета получателя платежа 40№..., ГРКЦ Национального Банка Республики Саха (Якутия) Банка России <адрес>, БИК 049805001, УИН №...///.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.И. Кривошапкина