П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ясный 31 июля 2012 года
Судья Ясненского районного суда Оренбургской области Барышникова О.Н.,
с участием :
прокурора Ясненского района Павлова В.В.
правонарушителя ФИО1
представителя правонарушителя ФИО2
при секретарях Карханиной Е.С., Гусевой Н.О.
рассмотрев административное дело по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица- главы администрации МО /адрес/ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой области в период времени с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. в связи с обращениями граждан муниципального образования /адрес/ (далее – МО ...) проведена проверка соблюдения законодательства о регулировании тарифов в муниципальном образовании /адрес/
Установлено, что ФИО1, являясь главой органа местного самоуправления – главой администрации МО ... на основании контракта, заключенного с главой муниципального образования ФИО3 дд.мм.гг., т.е. должностным лицом – представителем власти, наделенный в соответствии со ст.ст. 34, 34.1 Устава муниципального образования ..., принятого решением Совета депутатов МО ... от дд.мм.гг.№ (далее - Устав), организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а именно по организации электро, тепло, газо и водоснабжения населения, водоотведения, при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2011 и 2012 годы совершил нарушение установленного порядка ценообразования при следующих обстоятельствах.
Согласно ч.7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее- Федеральный закон № 210-ФЗ), ст. 3 Закона Оренбургской области от 28.09.2010 N 3822/887-IV-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления городских округов Оренбургской области наделяются государственными полномочиями, установленными Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования, в том числе, по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок является одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 1 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее – Правила), указанные Правила определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Регулирование тарифов и надбавок в соответствии с Правилами осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 20 Правил решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
Согласно п. 8 ч.2 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса: публикуют информацию о тарифах и надбавках, производственных программах и об инвестиционных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения этих программ.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Часть 3 указанной статьи предусматривает, что полномочия органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно п. 22 ч. 3 ст. 28 Устава МО ..., регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к исключительной компетенции Совета депутатов. Иной порядок установления тарифов, в соответствии с п. 6 ч. 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не установлен Советом депутатов МО ....
В нарушение указанных положений федерального и областного законодательства ФИО1 действуя с явным нарушением порядка ценообразования, находясь в помещении администрации МО ... по адресу: /адрес/, дд.мм.гг. распоряжением № утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые МП КЭП населению МО ... в 2011 году, дд.мм.гг. постановлением №-п утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год» для муниципального предприятия /.../ (далее – МП КЭП).
При утверждении тарифов ФИО1, являясь должностным лицом - главой администрации МО ..., действуя с нарушением установленного порядка ценообразования, в нарушение ст.ст. 2, 3 Федерального закона № 210-ФЗ, не учел принцип доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, принцип установления тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса согласно производственным и инвестиционным программам.
В нарушение пункта 14 Правил при установлении тарифов ФИО1 не была организована проверка обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП на 2011 год, 2012 год с учетом требований Федерального закона № 210-ФЗ об обеспечении доступности для потребителей товаров и услуг, не проведена проверка исполнения производственной программы МП КЭП на 2010, 2011 годы.
В нарушение пункта № Правил глава администрации МО ... ФИО1 в течение 10 дней с даты принятия постановления от дд.мм.гг.№ «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год», и распоряжения от дд.мм.гг.№ «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... с дд.мм.гг.», т.е. не позднее дд.мм.гг. и дд.мм.гг. соответственно, не опубликовал на официальном сайте администрации МО ... (www.***.ru) основные показатели производственных программ на 2011, 2012 годы, учтенные при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса
Обязанность главы администрации МО ... по опубликованию основных показателей производственных программ на 2011, 2012 годы, учтенных при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также результатов оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса предусмотрена также следующими положениями.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок, а также достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Пунктом 8 ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность по опубликованию информации о тарифах и надбавках.
Статьей 2 Федерального закона № 210-ФЗ производственная программа организации коммунального комплекса определена как программа деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее также - производственная программа).
В силу ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Таким образом, содержание производственной программы относится к информации о тарифах надбавках, поскольку в силу ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ производственная программа включает:
1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;
2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Считают, что должностным лицом – главой администрации МО /адрес/ ФИО1 совершено административное правонарушение по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
ФИО1 виновным себя в совершении административного правонарушения не признал и суду показал, что дд.мм.гг. в отношении него- главы администрации муниципального образования ... ФИО1, первым заместителем прокурора Оренбургской области Свинуховым Н.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.6 ч.2 КоАП РФ.
Считает, что вышеуказанное постановление незаконно и подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению. В соответствии со ст.28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, а равно и постановление по делу об административном правонарушении составляются (ст.28.4 КоАП РФ) немедленно после совершения административного правонарушения, либо в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В тексте постановления указаны дата проведения проверки прокуратурой Оренбургской области с дд.мм.гг. по дд.мм.гг. и даты совершения им «административного правонарушения» дд.мм.гг. и дд.мм.гг., во всех случаях прокуратурой были грубо нарушены сроки вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренные ст. 28.5 КоАП РФ.
Статьей 4.5 КоАП РФ срок давности по делам об административном правонарушении в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса установлен в один год со дня совершения административного правонарушения.
Обжалуемым постановлением первого заместителя прокурора Оренбургской области, при описании административного правонарушения, указано о «нарушении» им положений федерального и областного законодательства при издании распоряжения № от дд.мм.гг.. С момента издания указанного распоряжения прошло более полутора лет, что свидетельствует об истечении срока давности как для оценки легитимности данного правового акта, так и для решения вопроса о наличии в его действиях административного правонарушения (ст.4.5 КоАП РФ).
Одним из основных обстоятельств, подлежащим выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении согласно ст. 26.1 КоАП РФ является наличие в действиях лица события административного правонарушения.
Описывая объективную сторону административных правонарушений, указывается на факты «превышения» им полномочий при издании и последующем опубликовании распоряжения № от дд.мм.гг. и постановления № от дд.мм.гг., то есть делаются выводы о незаконности указанных актов. Вместе с тем указанные правовые акты в /адрес/ направлялись в прокуратуру Ясненского района для проверки их законности, но оспорены прокурором района или другими заинтересованными лицами, в том числе и в порядке, предусмотренном главой 24 и 25 ГПК РФ, не были. В настоящее время изданные им правовые акты действуют, никем не отменены и являются законными.
Доводы прокуратуры об отсутствии у главы администрации ... полномочий на утверждение тарифов и наличие обязанностей по опубликованию тарифов и производственных программ коммунального комплекса основаны на неверном толковании норм закона. Его обвиняют в двух основных нарушениях: во-первых, в превышении полномочий, выразившемся в том, что он своими постановлениями утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые МП КЭП. По мнению Прокуратуры, утверждение тарифов - это полномочие представительного органа МСУ. А во-вторых, в нарушении положений Федерального закона 210-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 520. Он считает, что это два взаимоисключающих обвинения, поскольку Закон № 210-ФЗ и Постановление Правительства РФ № 520 от 14.07.2008 г. определяют полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов. И его можно обвинять либо в превышении полномочий, связанном с изданием постановлений об утверждении тарифов, либо в нарушении требований 210-ФЗ и Постановления Правительства № 520 от 14.07.2008 г.
Согласно п.22 ч.3 ст.28 Устава МО /адрес/ «Кроме исключительной компетенции, в соответствии с Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами /адрес/Совет обладает следующими иными полномочиями: 22) осуществлять регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей», что свидетельствует, что это не исключительные полномочия Совета.
Пункт 22 ч.3 ст.28 Устава ..., на который ссылается прокуратура, взят из утратившей силу редакции ч.4.1 ст.17 ФЗ-131. В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ она изложена так: «В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 4.1) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей…». Таким образом, видно, что фраза «регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» изъята из текста данного положения. На момент издания им Постановлений об утверждении тарифов действовала именно эта редакция Закона. Исходя из принципа верховенства закона, если положение Устава муниципального образования противоречит Федеральному закону, то следует применять положение Федерального закона.
Согласно ч.11 ст.35 ФЗ-131 «Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований». Согласно ч.2 ст.3 ФЗ-210 «Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Таким образом, и полномочия представительных органов в области регулирования тарифов определены данным Федеральным законом.
В ч.1 ст.5 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004г., сказано : «1. Представительные органы муниципальных образований осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса:
1) утверждают в соответствии с документами территориального планирования муниципальных образований программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
2) утверждают инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по развитию систем коммунальной инфраструктуры;
3) устанавливают надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.»
Больше никакими другими полномочиями в области регулирования тарифов представительные органы не обладают и поэтому не могут быть дополнительно наделены ими Уставом муниципального образования.
Указание на то, что «Иной порядок установления тарифов, в соответствии с п.6 ч.10 ст.35 ФЗ-131, не установлен Советом депутатов», несостоятелен, поскольку содержание п.22 ч.3 ст.28 Устава ... не может быть никаким Порядком, т.к. Порядок осуществления какого-либо рода деятельности определяется Правилом, которое в свою очередь представляет собой форму нормативно-правового акта, которым устанавливаются процедурные нормы.
В соответствии со ст.3 Закона /адрес/ от дд.мм.гг. «О наделении органов МСУ /адрес/ отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов…» органы МСУ городских округов /адрес/ (... имеет статус городского округа) наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами 1-7,9 ч.4 ст.4 ФЗ-210 от дд.мм.гг. в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно статье 37 Федерального закона от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Это закреплено и в Уставе ... в ч.1 ст.34. В продолжение этого в ч.6 ст.43 Федерального закона № 131-ФЗ говорится: «Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.». Это закреплено и в Уставе ... в п.14 ч.10 ст.34.1. Постановления главы администрации об утверждении тарифов – это и есть постановления местной администрации по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления законом субъекта РФ.
Совет депутатов вправе установить лишь Порядок (или Правило). Согласно п.7 ст.2 ФЗ-210 от 30.12.2004 г. «Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – это ценовые ставки, по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары…». Установление ценовых ставок не является Порядком.
Органы МСУ построены по принципу разграничения компетенции между всеми органами местного самоуправления по функциональному признаку: представительная муниципальная власть формулирует общие правила по вопросам местного значения, обязательные для исполнения на территории МО, а исполнительно-распорядительная власть – обеспечивает их проведение в жизнь.
В случае если же Порядок (Правила) не установлены представительным органом, исполнительная власть руководствуется действующим Федеральным законами и законами субъекта Федерации.
В соответствии с п.1 ст.5 Закона /адрес/ от дд.мм.гг. «О наделении органов МСУ /адрес/ отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов…» органы МСУ при осуществлении государственных полномочий имеют право на получение разъяснений от уполномоченного органа исполнительной власти /адрес/ в области государственного регулирования тарифов. А органы государственной власти /адрес/ в соответствии с п.2 ст.6 этого же Закона «обязаны давать разъяснения органам МСУ по вопросам осуществления государственных полномочий». Такие разъяснения были даны Департаментом /адрес/ по ценам и регулированию тарифов в виде разъяснительных писем по данному вопросу № от дд.мм.гг. и № от дд.мм.гг. где указывается на то, что полномочие по утверждению тарифов и изданию в связи с этим постановления принадлежит исполнительной власти, т.е. местной администрации, а «осуществление переданных государственных полномочий по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не влечет за собой принятие специального распорядительного акта органа представительной власти МО…»
По заданию Правительства /адрес/ независимая аудиторская фирма ООО «...» проводила проверку обоснованности установления тарифов на коммунальные услуги в ... в дд.мм.гг.. В ходе этой проверки была дана оценка порядку установления тарифа на услуги МП КЭП. На стр.8 абзац 2 Отчета делается вывод о том, что «из законодательных норм следует, что функции по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса возложены на исполнительный орган местного самоуправления – местную администрацию».
Согласно справке Департамента /адрес/ по ценам и регулированию тарифов о проведении проверки от дд.мм.гг. задачей данной проверки являлось «выявление нарушений законодательства при установлении тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса».В перечне допущенных нарушений, указанных в Акте проверки не указанно такое нарушение, как превышений полномочий главой администрации ... при установлении тарифов. На стр.4 Справки о проведении проверки сказано: «ст.34 Устава муниципального образования ...…предусмотрено, что администрация муниципального образования исполняет отдельные полномочия, переданные ей Федеральными законами и законами /адрес/».
ФЗ-210 и Постановление № 520 не устанавливает каких-либо обязанностей для главы местной администрации в области регулирования тарифов, как об этом утверждается в Постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении. Из содержания ч.2 ст.5 Федерального закона 210-ФЗ видно, что государственными полномочиями, передаваемыми органами МСУ, наделяются органы регулирования муниципальных образований. Согласно п.14 Постановления Правительства РФ № 520 «установление тарифов и надбавок осуществляется органами регулирования…». Для осуществления полномочий по регулированию тарифов в муниципальном образовании ... распоряжением главы администрации от дд.мм.гг.№-р определен уполномоченный орган по установлению и регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Положением «Об уполномоченном органе по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса» им является отдел строительства и городского хозяйства администрации МО .... В связи с чем обязанности по выполнению требований 210-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 520 возложены на отдел строительства и городского хозяйства. Такой же вывод был сделан в ходе проверки Департаментом /адрес/ по ценам и регулированию тарифов, где в акте проверки выявлены нарушения обязательных требований предусмотренных Федеральным законом от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ и указаны лица, допустившие нарушения: руководитель уполномоченного органа В.Г.П., председатель заседания уполномоченного органа Ш.А.М.».
Перечень нарушений Федерального законодательства указанных в Постановлении о возбуждении дела не соответствуют тем, что были реально установлены Департаментом /адрес/ по ценам и регулированию тарифов.
Утверждения в том, что им не была организована проверка обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП» и о том, что он не опубликовал на официальном сайте администрации /адрес/ основные показатели производственных программ» так же не соответствует действительности, поскольку в справке Департамента указано, что производственные программы согласованы главой администрации МО .... Отчеты о производственных программах размещены на сайте: www.***.ru. Мониторинг выполнения производственных программ ежеквартально представляется в департамент /адрес/ по ценам и регулированию тарифов…» Весь перечень нарушений требований Федерального законодательства перечислен в Акте проверки органом государственного контроля № от дд.мм.гг. на стр.2, и он не соответствует тому, что указано в Постановлении прокуратуры.
Кроме того согласно п.2.1 распоряжения главы администрации ... от дд.мм.гг.№ «О распределении обязанностей между главой администрации и заместителями главы администрации МО ...» непосредственный контроль и координацию деятельности отдела городского хозяйства осуществляет первый заместитель главы администрации.
Кроме того у главы администрации нет обязанности выставлять на сайт и в СМИ данную информацию, есть орган уполномоченный орган регулирования по установлению и урегулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, он создан им, имеется положение о данном органе, где указана их обязанность на обнародование и всё законодательство указывает на это.
Департамент по тарифам и ценам провел свою проверку, и если-бы были нарушения у него, то они в отношении него возбудили административное дело, но были указаны нарушения у В.Г.П. и Ш.А.М., и эти люди были наказаны. Считает, что указание, на то, что это обязанность главы администрации, это неверное толкование законодательства, в 131-ФЗ указано, что его обязанность- это обеспечение, и он обеспечил, он создал орган регулирования.
Считает, что все указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о недоказанности наличия события административного правонарушения предусмотренного ст. 14.6 ч.2 КоАП РФ.
В связи с изложенным просит суд отменить постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.6 ч.2 КоАП РФ вынесенное дд.мм.гг. в отношении него, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель правонарушителя ФИО2поддержал мнение ФИО1 и суду показал, что считает, что постановление вынесено с нарушением норм административного законодательства, после обнаружения факта совершения правонарушения, дается 24 часа для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в рассматриваемом случае прошло более 24 часов.
Сама проверка проводилась формально, документы не запрашивались, лиц не опрашивали, хотя другими официальными органами выводы указанной проверки прокуратуры опровергаются.
Считает, что по изложенным фактам, по каким- то нет состава, по другому факту нет события, по другим истек срок давности, в связи, с чем постановление о возбуждении подлежит отмене, а административное дело- прекращению.
Кроме того ФИО1 не является субъектом данного правонарушения, поскольку создан соответствующий орган, который несет за это ответственность.
В судебном заседании исследовались следующие документы:
- постановление об административном правонарушении от дд.мм.гг., из которого следует, что при проведении проверки соблюдения законодательства о регулировании тарифов в муниципальном образовании /адрес/ в период времени с дд.мм.гг. по дд.мм.гг., выявлено, что ФИО1, являясь главой органа местного самоуправления – главой администрации МО ... при утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2011 и 2012 годы совершил нарушение установленного порядка ценообразования и принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.14.6 ч.2 КоАП РФ.
Из объяснения ФИО1 видно, что вину в совершении правонарушения он не признал.
Из заявлений видно, что жители ... обращались через интернет с жалобами в генеральную прокуратуру, виртуальную приемную и к президенту РФ с жалобами о наведении порядка в формировании тарифов за коммунальные услуги.
Из информационного «...» видно, что Постановление администрации МО ...№-п от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год», опубликовано дд.мм.гг., также указано, что раньше оно было обнародовано на информационных стендах администрации дд.мм.гг..
Довод прокурора в том, что согласно п. 22 ч. 3 ст. 28 Устава МО ..., регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к исключительной компетенции Совета депутатов. Иной порядок установления тарифов, в соответствии с п. 6 ч. 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не установлен Советом депутатов МО ..., а в нарушение указанных положений ФИО1- дд.мм.гг. распоряжением №-р утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые МП КЭП населению МО ... в 2011 году, дд.мм.гг. постановлением №-п утвердил тарифы на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год» для муниципального предприятия «/.../» МО ..., также не состоятелен, поскольку в соответствии с ч.10 п.6 ст. 35 ФЗ-131 в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений представительным органом- Советом депутатов не установлен.
В Уставе МО ... указана старая редакция, противоречащая, действующему законодательству, в связи с чем применяются нормы ст.3 Закона /адрес/ от дд.мм.гг. «О наделении органов МСУ /адрес/ отдельными государственными полномочиями в области регулирования тарифов…» органы МСУ городских округов /адрес/ (... имеет статус городского округа) наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами 1-7,9 ч.4 ст.4 ФЗ-210 от 30.12.2004 г. в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Что также подтверждается разъяснениями Департамента /адрес/ по ценам и регулированию тарифов от дд.мм.гг., дд.мм.гг., где указано, что на основании ч.6 ст.43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ - глава местной администрации, в пределах своих полномочий издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации и осуществление полномочий по регулированию тарифов на товары и услуги коммунального комплекса не влечет за собой принятия специального распорядительного акта органа представительной власти МО, поскольку это вытекает из ч.6 ст.43 ФЗ-131. Кроме того указано, что в связи с изменением действующего законодательства тарифы не устанавливаются Советами депутатов.
Довод прокурора о том, что в нарушение пункта 14 Правил при установлении тарифов ФИО1 не была организована проверка обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП на дд.мм.гг., дд.мм.гг. с учетом требований Федерального закона № 210-ФЗ об обеспечении доступности для потребителей товаров и услуг, не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания, поскольку из представленных : отчета независимой аудиторской фирмы ООО «...» и Экспертного заключения по экономическому обоснованию нормативной себестоимости для тарифа на холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, содержание, текущий ремонт общего имущества, видно, что проведена проверка обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП на 2011 год и на 2012 год, что также подтверждается и протоколом № от дд.мм.гг., где уполномоченный орган- отдел строительства и городского хозяйства проводили проверку расчетных данных по тарифам и решили утвердить тарифы на 2012 год, и заключением по проведенной проверке уполномоченного органа по установлению и регулированию тарифов и надбавок на водоснабжение на 2012 год. Из справки Департамента /адрес/ по ценам и регулированию тарифов в ходе проведения проверки обоснованности установления тарифов, видно, что производственные программы согласованы главой администрации МО ..., мониторинг выполнения производственных программ ежеквартально предоставляется в департамент /адрес/ по ценам и регулированию тарифов, с последующим направлением в ФТС России и нарушений порядка формирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод на 2011 и 2012 годы, не выявлено.
Оценив собранные доказательства, суд приходит к выводу о том, что нарушения в части того: что регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса относится к исключительной компетенции Совета депутатов и глава администрации МО ФИО1 не мог устанавливать тарифы; что при установлении тарифов ФИО1 не была организована проверка обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП на 2011 год, 2012 год и не проведена проверка исполнения производственной программы МП КЭП на 2011, 2012 года, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Постановлением №-п от дд.мм.гг. утверждены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2011 год.
Распоряжением №-р от дд.мм.гг. установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... с дд.мм.гг..
Кроме того в отношении распоряжения №-р от дд.мм.гг. истек срок давности, поскольку статьей 4.5 КоАП РФ срок давности по делам об административном правонарушении в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса установлен в один год со дня совершения административного правонарушения.
В постановлении об административном правонарушении при описании административного правонарушения, указано о «нарушении» главой администрации положений федерального и областного законодательства при издании распоряжения №-р от дд.мм.гг.. С момента издания указанного распоряжения прошло более полутора лет, что свидетельствует об истечении срока давности, вследствие чего истек срок по указанным нарушениям в части: не организации проверки обоснованности экономических показателей производственной программы МП КЭП на 2011 год, проверки исполнения производственной программы за 2010 год и не опубликования основных показателей производственных программ на дд.мм.гг. не позднее дд.мм.гг..
Постановлением администрации МО ...№-п от дд.мм.гг. «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год», и где указано, что постановление вступает в силу с момента официального обнародования, но не ранее дд.мм.гг., указанное постановление опубликовано на сайте дд.мм.гг..
Постановлением администрации МО ...№-п от дд.мм.гг. утверждены критерии доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса и производственных программ по водоснабжению и водоотведению на 2011 год и постановлением №-п от дд.мм.гг. на 2012 год.
Распоряжением администрации МО ...№-р от дд.мм.гг. распределены обязанности между главой администрации и заместителями главы администрации муниципального образования ....
В соответствии с ст.3 Закона /адрес/ от дд.мм.гг. N №"О наделении органов местного самоуправления /адрес/
отдельными государственными полномочиями в области регулирования
тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса"- органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов /адрес/ наделяются государственными полномочиями, установленными пунктами1-7, 9части4статьи4 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, расположенных на территории муниципального образования, за исключением организаций коммунального комплекса, потребители которых находятся в границах нескольких субъектов Российской Федерации или нескольких муниципальных городских округов и (или) муниципальных районов.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N210-ФЗ) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок является одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, указанные Правила определяют порядок установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (далее - надбавки к тарифам), тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (далее - тарифы на подключение), а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (далее - предельные индексы).
Регулирование тарифов и надбавок в соответствии с Правилами N520 осуществляется в отношении организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, очистку сточных вод и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 20 Правил N520 решение органа регулирования субъекта Российской Федерации и органа регулирования муниципального образования об установлении, изменении и досрочном пересмотре тарифов и надбавок, основные показатели производственных и инвестиционных программ, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса подлежат опубликованию соответственно в официальных печатных изданиях субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также на официальных сайтах органов регулирования в сети Интернет в течение 10 дней с даты принятия указанного решения.
В связи с чем довод прокурора в том, что главой администрации ФИО1 нарушен пункт 20 Правил то, что в течение 10 дней с даты принятия постановления от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год», и распоряжения от дд.мм.гг.№-р «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... с дд.мм.гг.», т.е. не позднее дд.мм.гг. и дд.мм.гг. соответственно, не опубликовал на официальном сайте администрации МО ... (www.***.ru) основные показатели производственных программ на 2011, 2012 годы, учтенные при установлении тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, несостоятелен, в отношении распоряжения №-р, основных показателей на 2011 года и критериев доступности на 2011 года истек срок давности привлечения к административной ответственности, а в отношении постановления от дд.мм.гг.№-п «Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для потребителей муниципального образования ... на 2012 год», основных показателей производственных программ на 2012 год, результаты оценки доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, суд считает, что у главы администрации отсутствует обязанность по опубликованию и размещения на сайте МО ... выше указанных документов, на следующих основаниях:
Ст.4 ч.4 п.5 ФЗ-210 и п.20 Постановления № не устанавливает каких-либо обязанностей для главы местной администрации в области регулирования тарифов и данными полномочиями, передаваемыми органами МСУ, наделяются органы регулирования муниципальных образований, и согласно распоряжения администрации МО ...№-р от дд.мм.гг.- уполномоченным органом по установлению и регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса определен отдел строительства и городского хозяйства администрации МО ... и распоряжением №-р от дд.мм.гг. утверждено положение « Об уполномоченном органе по установлению и регулированию тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса», где в п. 4.3 указано, что регулирующий орган обнародует информацию о любых изменениях в тарифах на услуги перед их практическим введением, следовательно, обязанности по выполнению требований 210-ФЗ и Постановления Правительства РФ № возложены на регулирующий орган - отдел строительства и городского хозяйства.
Кроме того в ст.42 Устава МО ... указано, что официальным печатным изданием для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов является газета «...», а также и иные документы подлежат официальному опубликованию, из чего суд приходит к выводу, что выставление МПА и иных документов на сайте не является опубликованием, и указание прокурора на нарушение в части не выставленных в 10-ти дневный срок на сайте администрации МО ..., решения, основных показателей и оценки критерия доступности не относится к административному правонарушению.
Согласно ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст.14.6, является порядок ценообразования, в рассматриваемом случае- нарушение установленного порядка регулирования цен, вменение дополнительных объектов - занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, вменено прокурором излишне, поскольку вопрос о занижении, завышении тарифов и надбавок не рассматривался в судебном заседании.
Данное правонарушение может быть совершено только в форме действий.
В судебном заседании установлено, что в действиях ФИО1, как должностного лица не усматривается состава административного правонарушения, а по вменению ему нарушения в части не опубликования в установленный законом срок, он не является субъектом.
При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствия состава административного правонарушения. Как известно, оно состоит из объекта и объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Таким образом, если отсутствует, хотя бы один из этих элементов административного правонарушения, производство по делу исключается
На основании изложенного и руководствуясь ч.2 ст.14.6, 24.5 КоАП РФ
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по административному делу по ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ в отношении должностного лица- главы администрации МО /адрес/ФИО1, прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Судья /подпись/
Копия верна:
Судья - подпись. Постановление вступило в законную силу 11.08.2012 г.