Дело № 6-1104/16
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
04 июля 2016 года г. Калининград
Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Паршукова Н.В.,
при секретаре Гвритишвили М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившие из Калининградской областной таможни, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 27 марта 2006 года ИФНС по Багратионовскому району Калининградской области, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
11 апреля 2016 года в 10 час. 12 мин. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни прибыло транспортное средство грузовой автомобиль марки «ДАФ», государственный регистрационный знак № с полуприцепом марки «ШМИТЦ», государственный регистрационный знак № с товаром Таможенного союза, помещенного Московской областной таможней под таможенную процедуру таможенного транзита, перемещаемый по таможенной территории Таможенного союза, и через территорию Литовской Республики.
ИП ФИО5 в лице водителя-экспедитора, являющегося представителем перевозчика, ФИО6 уведомило таможенный орган путем предоставления товаросопроводительных документов, о прибытии на таможенную территорию таможенного союза товара: 1) «пельмени, вареники, хинкали, чебуречки», страна происхождения Россия, количество грузовых мест - 793, вес брутто - 5437,15 кг; 2) «тесто», страна происхождения Россия, количество грузовых мест - 155, вес брутто - 936,36 кг; 3) «полуфабрикаты мясные», страна происхождения Россия, количество грузовых мест - 10, вес брутто - 59,4 кг; 4) «полуфабрикаты замороженные», страна происхождения Россия, количество грузовых мест - 1498, вес брутто 6437,88 кг; 5) «ягоды замороженные», страна происхождения Россия, количество грузовых мест- 12, вес брутто - 75 кг; 6) «овощи замороженные», количество грузовых мест - 450, вес брутто 2651 кг, а именно: зеленый горошек HORTEX страна происхождения Украина; кабачок цуккини резаный HORTEX, страна происхождения Украина; капуста брокколи HORTEX, страна происхождения Сан-Марино; томаты резаные HORTEX, страна происхождения Молдавия, Украина; шампиньоны резаные HORTEX, страна происхождения Китай, Ризотто с грибами, страна происхождения Польша в количестве 27 мест, весом брутто 145 кг.
Грузоотправитель товара ООО «ТЭК» «Калининградский транзит» (РФ, Московская область). Грузополучатель – ИП ФИО7 (РФ, г. Калининград). Для прохождения таможенного контроля водитель-экспедитор перевозчика представил следующие документы, составляющих транзитную декларацию № 10130090/090416/0002069: CMR б/н от 08 апреля 2016 года, спецификацию № 084-1 от 08 апреля 2016 года к CMR, счет-фактуру №1116000701 от 07 апреля 2016 года, счет-фактуру №ПК-16858 от 08 апреля 2016 года.
По результатам таможенного досмотра (акт таможенного досмотра № 10012160/110416/000130) установлено, что на части грузовых мест маркировка не соответствует сведениям, указанным в товаросопроводительных документах (счет-фактура № 1116000701 от 07 апреля 2016 года), а именно: «зеленый горошек замороженный HORTEX», заявлена страна происхождения Украина, согласно маркировке на упаковке страна происхождения Россия; кабачок цуккини резаный замороженный HORTEX», заявлена страна происхождения Украина, согласно маркировке на упаковке страна происхождения Россия; «капуста брокколи замороженная HORTEX», заявлена страна происхождения Сан-Марино, согласно маркировке на упаковке страна происхождения Россия; «томаты резаные замороженные HORTEX», заявлена страна происхождения Молдавия, Украина, согласно маркировке на упаковке страна происхождения Россия; «шампиньоны резаные замороженные HORTEX», заявлена страна происхождения Китай, согласно маркировке на упаковке страна происхождения Россия.
Следовательно, в ходе таможенного контроля выявлен товар, не соответствующий сведениям о маркировке, заявленным в товаросопроводительных документах, а именно: «зеленый горошек» замороженный HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 335 кг; «кабачок цуккини резаный замороженный HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «капуста брокколи замороженная HORTEX» 324 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 1765 кг; «томаты резаные замороженные HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «шампиньоны резаные замороженные HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 443 кг. Всего товар в количестве 450 грузовых мест, общим весом брутто 2 651 кг.
По данному факту 15 апреля 2016 года главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни Гладкой Н.В. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-8).
На товар, являющийся предметом административного правонарушения – 54 картонные коробки зеленого горошка замороженного HORTEX (страна происхождения Россия) общим весом 335 кг; 9 картонных коробок кабачка цуккини резанного замороженного HORTEX (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; 324 картонные коробки капусты брокколи замороженной HORTEX (страна происхождения Россия) общим весом 1765 кг; 9 картонных коробок томатов резанных замороженных HORTEX (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; 54 картонные коробки шампиньоны резанные замороженные HORTEX (страна происхождения Россия) общим весом 443 кг, наложен арест согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 15 апреля 2016 года, после чего передан исполнительному директору ИП ФИО7 – ФИО8 на хранение по адресу: <...> (литера А) по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 12 апреля 2016 года (л.д. 11-15).
13 мая 2016 года в отношении ИП ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении № 10012000-1077/2016, действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 83-91).
31 мая 2016 года вынесено определение о передаче судье дела об административном правонарушении для рассмотрения (л.д. 100-107).
В судебном заседании представители ИП ФИО5 – ФИО9 и ФИО10, действующие на основании доверенностей, вину в совершении административного правонарушения не признали, указав, что товаросопроводительные документы были оформлены производителем товара, который полагает, что в документы необходимо включать лишь сведения о товаре, при этом правила маркировки не требуют указание сырья, указание страны происхождения в счет-фактуре не связано с правилами маркировки, которые устанавливают правила определения производителя (изготовителя пищевой продукции и требования об указании его наименования и местонахождения. Изменений в документы перевозчик не вносил. Просили производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП ФИО5 прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Выслушав представителей ИП ФИО5, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 150 Таможенного кодекса таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, соответствии с п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса таможенного союза под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представляет таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:... о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.
Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.
Под маркировкой грузовых мест следует понимать обозначения, наносимые на упаковку грузового места, содержащие данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза получателю.
Межгосударственным стандартом ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов» (далее - ГОСТ 14192-96; принят Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 10 от 04 октября 1996 года); введен в действие непосредственно в качестве стандарта Российской Федерации с 01 января 1998 постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 18 июня 1997 года № 219) установлены общие правила маркировки грузов.
Согласно пунктам 3.1 и 5.1 ГОСТ 14192-96 транспортная маркировка должна содержать манипуляционные знаки, основные, дополнительные и информационные надписи и должна быть нанесена на бумажные, картонные, фанерные, металлические и другие ярлыки или непосредственно на тару (п. 3.1 и п. 5.1 ГОСТ 14192-96). Транспортная маркировка (основные, дополнительные и информационные надписи и манипуляционные знаки) должна быть нанесена на каждое грузовое место (п. 5.12 ГОСТ 14192-96). Порядок расположения транспортной маркировки приведен в приложении А (обязательное) к ГОСТ 14192-96, в том числе сведения о стране-изготовителе.
Маркировка указывается на упаковке грузового места, а сведения о нанесенной маркировке - в документах на груз.
Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, веса, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.
Учитывая, что ИП ФИО5 не были выполнены требования ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а также то, что в соответствии со ст. 8 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)» (1956 года) при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, веса брутто товара, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.
Таким образом, в действиях ИП ФИО5 по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о маркировке грузовых мест при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Из материалов дела видно, что при проведении таможенного досмотра товара, находящегося в автодорожном транспорте марки «ДАФ», государственный регистрационный знак № с полуприцепом марки «ШМИТЦ», государственный регистрационный знак №, (акт таможенного досмотра № 10012160/110416/000130) был выявлен товар, не соответствующий сведениям о маркировке, заявленным в товаросопроводительных документах, а именно: «зеленый горошек» замороженный HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 335 кг; «кабачок цуккини резаный замороженный HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «капуста брокколи замороженная HORTEX» 324 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 1765 кг; «томаты резаные замороженные HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «шампиньоны резаные замороженные HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 443 кг. Всего товар в количестве 450 грузовых мест, общим весом брутто 2651 кг (л.д. 25-34).
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Факт совершения ИП ФИО5 административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15 апреля 2016 года; актом таможенного досмотра № 10012160/110416/000130 с приложением фотографий; протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 15 апреля 2016 года; актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 15 апреля 2016 года; ТД № 10130090/090416/0002069; подтверждением о прибытии транспортного средства № 10012160/110416/001374; СМR б/н от 08 апреля 2016 года; спецификацией № 084-1 к СМR б/н от 08 апреля 2016 года; счет-фактурой № 1116000701 от 07 апреля 2016 года; протоколом опроса ФИО2.; протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2016 года.
При таком положении, суд приходит к выводу, что вина ИП ФИО5 доказана совокупностью собранных по делу доказательств и суд квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
Статьям 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.
Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о количестве, наименовании и маркировки груза.
Кроме того, в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить:
a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
b) внешнее состояние груза и его упаковки,
а отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Результат проверки вносится в накладную.
Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1b п. 1 ст. 8 КДПГ.
Таким образом, ИП ФИО5 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имел возможность правильно установить сведения о маркировке ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ИП ФИО5, не установлено.
Обстоятельством отягчающим административную ответственность ИП ФИО5 является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Издержки по делу отсутствуют.
Основания, предусмотренные ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.
Вместе с тем, санкция ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает альтернативные виды административного наказания.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым назначить ИП ФИО5 административное наказание в виде административного штрафа без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5-29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО5 ФИО3, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.
Товар – «зеленый горошек» замороженный HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 335 кг; «кабачок цуккини резаный замороженный HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «капуста брокколи замороженная HORTEX» 324 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 1765 кг; «томаты резаные замороженные HORTEX», 9 картонных коробок (страна происхождения Россия) общим весом 54 кг; «шампиньоны резаные замороженные HORTEX», 54 картонные коробки (страна происхождения Россия) общим весом 443 кг. Всего товар в количестве 450 грузовых мест, общим весом брутто 2651 кг, находящийся на хранении у ИП ФИО7 по адресу: <...> (литера А), возвратить ИП ФИО5 ФИО4.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.
Сумма штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом получателю штрафа по следующим реквизитам: банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701; БИК 044501002; счет № 40101810800000002901; получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>; КПП 773001001; КБК (поле 104) – 15311604000016000140; ОКТМО – 45328000 (поле 105); очередь платежа – 5 (поле 21); код таможни – 10012000; назначение платежа – штраф по делу об административном правонарушении для Калининградской областной таможни.
До истечения установленного законом срока для уплаты штрафа, документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить судье Ленинградского района г. Калининграда, в случае невыполнения этих требований, документы для принудительного взыскания суммы штрафа будут направлены судебному приставу-исполнителю, а лицо, обязанное уплатить штраф – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 07 июля 2016 года.
Судья Н. В. Паршукова