ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 6-1233/16 от 31.08.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 6-1233/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 августа 2016 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Паршукова Н.В.,

при секретаре Гвритишвили М. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, поступившие из Калининградской областной таможни, в отношении ООО «Нара Авто Транс», ИНН <***>, КПП 503001001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

16 мая 2016 года в 07 час. 27 мин. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни, следуя с территории Литовской Республики по процедуре таможенного транзита, открытой Московской областной таможней сроком до 20 мая 2016 года, прибыло транспортное средство - тягач седельный, государственный регистрационный знак с прицепом регистрационный знак . ООО «Нара Авто Транс» в лице водителя, являющегося представителем перевозчика, ФИО3 уведомило таможенный орган путем предоставления товаросопроводительных документов, о прибытии на таможенную территорию таможенного союза товара: «лекарства и косметические средства в ассортименте» общим весом брутто 9 883 кг в 2 551 картонной коробке (грузовых мест). Грузоотправитель товара ЗАО Фирма «Центр внедрения «Протек» (г. Москва), грузополучатель – филиал ЗАО Фирма «Центр внедрения «Протек» «Протек-31» (г. Калининград). Для прохождения таможенного контроля водитель перевозчика ФИО3 предоставил следующие документы: CMR б/н от 13 мая 2016 года, счет-фактуру № 1 от 13 мая 2016 года, carnet TIR № DX79743603, транспортную накладную от 13 мая 2016 года. В ходе таможенного досмотра выявлен товар, сведения о котором в товаросопроводительных документах отсутствует, а именно: рекламная продукция журналы «Вести от Протека» в 47 картонных коробках размером 39х29х21 см общим весом брутто 413,6 кг; деревянные поддоны (паллеты) в количестве 30 шт. общим весом брутто 604 кг; количество грузовых мест 77. Вес перевозимого товара превышает заявленный на 1 017,6 кг, что составляет 10,3% от заявленного веса.

Следовательно, в ходе таможенного контроля было обнаружено сообщение ООО «Нара Авто Транс» таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, о наименовании, весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.

По данному факту 18 мая 2016 года старшим государственным таможенным инспектором ОТО и ТК таможенного поста МАПП Чернышевское Калининградской областной таможни ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-9).

Товар, являющийся предметом административного правонарушения – рекламная продукция журналы «Вести от Протека» в 47 картонных коробках размером 39х29х21 см общим весом брутто 413,6 кг; деревянные поддоны (паллеты) в количестве 30 шт. общим весом брутто 604 кг изъят, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 18 мая 2016 года, после чего передан на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: <...>, по акту приема - передачи вещественных доказательств на хранение от 18 мая 2016 года (л.д. 178-182).

17 июня 2016 года в отношении ООО «Нара Авто Транс» составлен протокол об административном правонарушении № 10012000-1320/2016, действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 220-228).

297 июня 2016 года вынесено определение о передаче судье дела об административном правонарушении для рассмотрения (л.д. 237-243).

Представитель ООО «Нара Авто Транс» в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменных объяснениях по делу об АП просило рассмотреть дело в отсутствие представителя общества. С учетом изложенного, считая, что участие привлекаемого лица в рассмотрении дела об административном правонарушении является его правом, и в случае уклонения лица от участия в рассмотрении дела оно тем самым отказывается от реализации своих прав, полагая, что отсутствие представителя ООО «Нара Авто Транс» не препятствует всестороннему, полному, объективному разрешению дела в соответствии с законом, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

В письменных объяснениях по делу об административном правонарушении ООО «Нара Авто Транс» указало, что погрузка товара осуществлялась грузоотправителем и длилась около 8 часов. Все таможенные документы самостоятельно оформлял грузоотправитель и передал их перевозчику ООО «Нара Авто Транс». Из-за большого количества товара водитель не смог пересчитать количество мест. Контрольное взвешивание не производилось. Оговорки в графу 18 CMR водитель ООО «Нара Авто Транс» не внес, поскольку считал, что все документы на груз были оформлены надлежащим образом и проверены таможенным органом при оформлении на таможенном складе, который находится на одной территории со складом грузоотправителя. ООО «Нара Авто Транс» не знало о допущенном грузоотправителем нарушении при оформлении документов на товар. Вместе с тем общество признает вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Учитывая, что ранее общество не совершало административные правонарушения таможенного законодательства, малозначительность совершенного административного правонарушения, отсутствие ущерба для государства, а также то обстоятельство, что груз принадлежит одному отправителю/грузополучателю и перевозился со склада на склад по процедуре таможенного транзита без начисления таможенных платежей, ООО «Нара Авто Транс» просит применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить его от административной ответственности, ограничившись устным замечанием. В случае невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 150 Таможенного кодекса таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, соответствии с п. 1 ст. 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:... о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.

Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.

Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, веса, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Учитывая, что ООО «Нара Авто Транс» не были выполнены требования ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а также то, что в соответствии со ст. 8 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)» (1956 г.) при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, веса брутто товара, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «Нара Авто Транс» по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании, весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Из материалов дела видно, что при проведении таможенного досмотра товара, находящегося в автодорожном транспорте - тягач седельный, государственный регистрационный знак <***> с прицепом регистрационный знак ЕА7450/50, (акт таможенного досмотра № 10012160/170516/000171 от 17 мая 2016 года) установлено, что помимо заявленного товара выявлен товар, сведения о котором в товаросопроводительных документах отсутствуют, а именно: рекламная продукция журналы «Вести от Протека» в 47 картонных коробках размером 39х29х21 см общим весом брутто 413,6 кг и деревянные поддоны (паллеты) в количестве 30 шт. общим весом брутто 604 кг, в количестве 77 грузовых мест общим весом 1017,6 кг (л.д. 138-145).

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Факт совершения ООО «Нара Авто Транс» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 18 мая 2016 года; докладной запиской от 16 мая 2016 года № 63-01-09; актом таможенного досмотра № 10012160/160516/000171 от 16 мая 2016 года; актом таможенного досмотра № 10012160/170516/000171 от 17 мая 2016 года с приложением фотографий; протоколом изъятия вещей и документов от 18 мая 2016 года; актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение от 18 мая 2016 года; подтверждением о прибытии транспортного средства № 10012160/160516/0018299; международной товарно-транспортной накладной СМR б/н от 13 мая 2016 года; актом передачи товара от ГК И ВТ УК ЦС в Филиал Протек-31 г. Калининград от 13 мая 2016 года; транспортной накладной от 13 мая 2016 года; carnet TIR № DX79743603; счет-фактурой № 268340509/16 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/17 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/18 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/19 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/20 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/21 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/22 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/24 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/25 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/28 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/29 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268340509/30 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268341424/0 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268341424/1 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268341424/2 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/0 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/1 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/2 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/3 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/4 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/5 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/6 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/8 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/10 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/11 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/12 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/13 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/14 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/15 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/16 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/19 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/20 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/21 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/22 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/23 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/25 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/27 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/28 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/30 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/31 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/32 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/33 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/34 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/35 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/36 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/37 от 13 мая 2016 года; счет-фактурой № 268350642/38 от 13 мая 2016 года; протоколом опроса ФИО1.; протоколом опроса ФИО2.; объяснением по делу об АП ООО «Нара Авто Транс»; протоколом об административном правонарушении от 17 июня 2016 года № 10012000-1320/2016.

При таком положении, суд приходит к выводу, что вина ООО «Нара Авто Транс» доказана совокупностью собранных по делу доказательств и суд квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Статьям 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.

Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о количестве, наименовании и маркировки груза.

Кроме того, в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить:

a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

b) внешнее состояние груза и его упаковки,

а отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Результат проверки вносится в накладную.

Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1b п. 1 ст. 8 КДПГ.

Таким образом, ООО «Нара Авто Транс» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить количество грузовых мест, наименование и вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ООО «Нара Авто Транс», не имеется.

Издержки по делу отсутствуют.

Основания, предусмотренные ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.

Вместе с тем, санкция ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает альтернативные виды административного наказания.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым назначить ООО «Нара Авто Транс» административное наказание в виде административного штрафа без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5-29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Нара Авто Транс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Товар – рекламная продукция журналы «Вести от Протека» в 47 картонных коробках размером 39х29х21 см общим весом брутто 413,6 кг, деревянные поддоны (паллеты) в количестве 30 шт. общим весом брутто 604 кг, находящийся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по адресу: <...>, возвратить ООО «Нара Авто Транс».

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом получателю штрафа по следующим реквизитам: банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701; БИК 044501002; счет № 40101810800000002901; получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>; КПП 773001001; КБК (поле 104) – 15311604000016000140; ОКТМО – 45328000 (поле 105); очередь платежа – 5 (поле 21); код таможни – 10012000; назначение платежа – штраф по делу об административном правонарушении для Калининградской областной таможни.

До истечения установленного законом срока для уплаты штрафа, документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить судье Ленинградского района г. Калининграда, в случае невыполнения этих требований, документы для принудительного взыскания суммы штрафа будут направлены судебному приставу-исполнителю, а лицо, обязанное уплатить штраф – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 05 сентября 2016 года.

Судья Н.В. Паршукова