ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 6-1981/2016 от 25.01.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 6-58/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

25 января 2017 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

при секретаре Прокопьевой В.Э.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Первая Картонажная Фабрика» (ИНН , ОГРН , юридический адрес: <адрес>),

У С Т А Н О В И Л:

Калининградская областная таможня направила в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, в отношении ООО «Первая Картонажная Фабрика» (далее – ООО «ПКФ»).

Как следует из представленных материалов, 11.10.2016 декларантом ООО «ПКФ», в лице работника Общества ФИО1 на Черняховском таможенном посту Калининградской областной таможни в электронном виде по технологии ЭД 2 подана и в установленном порядке зарегистрирована декларация на товары (далее по тексту ДТ) № 10012200/111016/0007782 в соответствии с таможенной процедурой «реимпорт» (ИМ 60) на товар: <данные изъяты>. В качестве документов, подтверждающих заявленные в ДТ № 10012200/ 111016/0007782 сведения, декларантом представлены, в частности, следующие документы: 1. Заказ б/н от 14.09.2016; 2. CMR б/н от 11.10.2016; 3. Счет – фактура № 1282 от 11.10.2016; 4. Заключение о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС № 6003171329 от 11.10.2016.

Статус указанных товаров, как товаров Таможенного союза, подтверждала ДТ №10012200/111016/0007782 (таможенная процедура реимпорта), при совершении таможенных операций по которой в таможенный орган представлено Заключение Калининградской торгово-промышленной палаты (далее – Калининградская ТПП) о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС № 6003171329 от 11.10.2016, выданное на основании акта экспертизы № 5612182 от 21.01.2016. Указанным заключением удостоверено, что товар, изготовленный (полученный) с использованием иностранного товара, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны/свободного склада, признан товаром Таможенного союза.

В ходе проведения документального контроля сведений, указанных в ДТ № 10012200/111016/0007782, а также проведенного 13.10.2016 таможенного осмотра, назначенного в рамках системы управления рисками, установлено, что количество изделий с размерами <данные изъяты> составляет <данные изъяты> штук (информация в графе 31 ДТ № 10012200/111016/0007782 при описании групп товара, информация, указанная в счете-фактуре № 1282 от 11.10.2016, заказе б/н от 14.09.2016, а также фактически установленная таможенным осмотром товара). При этом в заключении о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС № 6003171329 от 11.10.2016 количество данного товара составляет <данные изъяты>, то есть статус <данные изъяты> штук изделий с размерами <данные изъяты> не подтвержден.

13.10.2016 декларанту был направлен запрос о представлении объяснений и подтверждении статуса товара в части превышения товара с размерами 540х250х280 мм.

15.10.2016 от декларанта через систему ЭД получено информационное письмо б/н с информацией о невозможности предоставления подтверждения статуса товара на превышенное количество (300 штук) товара «ящик из гофрокартона…» с размерами <данные изъяты>.

19.10.2016 по данному факту в отношении ООО «ПКФ» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, по окончании административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 15.11.2016 и материалы дела переданы для рассмотрения в Ленинградский районный суд г. Калининграда.

15.10.2016 к товару, являющемуся предметом административного правонарушения, применена мера обеспечения производства в виде изъятия по протоколу изъятия вещей и документов. Изъятый товар помещен на хранение на склад временного хранения ООО «ДВ транспорт» (<адрес>) по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 15.10.2016.

Защитник ООО «ПКФ» по доверенности ФИО2 в судебном заседании вину общества в совершении административного правонарушения признала, просила назначить административное наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

Выслушав пояснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

На основании п. 1 ст. 173 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются в порядке и на условиях, определенных таможенным законодательством таможенного союза. Согласно ст. 174 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру. При помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров (ст. 176 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 179 ТК ТС и ст. 203 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 311-ФЗ) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.

Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 2 ст. 179 ТК ТС). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (п. 3 ст. 179 ТК ТС).

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе: документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплат таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами (п. 1 ст. 183 ТК ТС).

Согласно п. 1 ст. 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В соответствии с п.п. 37 п. 1 ст. 4 ТК ТС товары таможенного союза - находящиеся на таможенной территории таможенного союза товары:

полностью произведенные на территориях государств - членов таможенного союза;

ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза;

изготовленные на территориях государств - членов таможенного союза из товаров, указанных в абзацах втором и третьем названного подпункта, и (или) иностранных товаров, и приобретшие статус товаров таможенного союза в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

Определение страны происхождения товаров, происходящих с территории государства - члена таможенного союза, осуществляется в соответствии с законодательством такого государства - члена таможенного союза, если иное не установлено международными договорами (п. 3 ст. 58 ТК ТС).

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Федерального закона № 311-ФЗ страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

На основании статьи 9 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (далее – Соглашение), территория СЭЗ является частью таможенной территории таможенного союза. Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) особая экономическая зона в Калининградской области (далее - Особая экономическая зона) - территория Калининградской области, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности, а также применяется процедура свободной таможенной зоны.

На основании ст. 10 Соглашения свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 15 Соглашения действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением таких товаров и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом таможенного союза, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, с учетом статьи 17 Соглашения.

На основании п. 8 ст. 17 Соглашения, таможенная процедура свободной таможенной зоны в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается помещением под таможенную процедуру реимпорта товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае если товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, признаны товарами таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 16-ФЗ в целях идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, используются способы идентификации, установленные Соглашением о СЭЗ.

На основании п. 6 ст. 19 Соглашения, в качестве документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, для таможенных целей при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, уполномоченным органом государства - члена таможенного союза выдается заключение о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром таможенного союза.

Форма заключения о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, товаром Таможенного союза (далее - Заключение формы ТТС) утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 437 «О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза» (далее - Решение).

В соответствии с п. 7 Решения Заключение формы ТТС может быть признано недействительным таможенным органом государства - члена Таможенного союза в случае если, кроме прочего, сведения о товарах, указанные в Заключение формы ТТС, не соответствуют сведениям о товарах, содержащимся в таможенной декларации на товары, поданной таможенному органу государства-члена Таможенного союза при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

На основании п. 7 ст. 19 Соглашения при отсутствии, аннулировании или признании недействительным документа, подтверждающего статус товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, такой товар при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны рассматривается как товар таможенного союза для целей его вывоза с таможенной территории таможенного союза, а в иных целях - как иностранный товар.

В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 10.01.2006 № 16-ФЗ, при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны декларантом товаров может выступать юридическое лицо, которое являлось декларантом товаров при таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, либо иное лицо, указанное в п.п. 1 или абзаце пятом п.п. 2 ст. 186 ТК ТС.

В соответствии с п.3 ст. 24 Соглашения Российская Федерация гарантирует, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, и товары, изготовленные (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области и совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации, а также товаров, вывозимых физическими лицами в качестве товаров для личного пользования в пределах норм беспошлинного ввоза, установленных международным соглашением, регулирующим порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском.

В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ порядок и технологии совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезённых) на территорию Особой экономической зоны и вывозимых с территории Особой экономической зоны, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Согласно п. 4 приказа ФТС России от 26.03.2012 № 566 «Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации» (далее - Порядок) вывоз с территории ОЭЗ товаров и средств транспорта осуществляется с разрешения уполномоченного таможенного органа и под его надзором в соответствии с настоящим Порядком.

Декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п.п. 6. п. 1 ст. 4 ТК ТС).

Таможенное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, осуществляют лица, указанные в пунктах 1 и 3 ст. 186 ТК ТС (п. 4 ст. 215 ТК ТС).

При таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем (ст. 187 ТК ТС).

В соответствии ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.

Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

На основании п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

На основании ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ПКФ» в данной ситуации имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Так товары, заявляемые обществом к помещению под таможенную процедуру реимпорта по ДТ №10012200/111016/0007782, находились в распоряжении общества, в связи с чем, у декларанта имелась реальная возможность уточнить сведения о таких товарах, в том числе проверить соответствие этих товаров документам, представляемым в таможенный орган. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обществом обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.

Факт совершения ООО «ПКФ» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.10.2016; документами, составляющими ДТ №10012200/111016/0007782 (CMR б/н от 11.10.2016; счет – фактура № 1282 от 11.10.2016); актом экспертизы № 5612182 от 21.01.2016; Заключением о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС № 6003171329 от 11.10.2016; актом таможенного осмотра № 10012200/131016/ 000064; протоколом изъятия вещей и документов от 15.10.2016, протоколом об административном правонарушении от 15.11.2016; а также другими материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, ООО «ПКФ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ.

Оснований для освобождения ООО «ПКФ» от административной ответственности не имеется.

При назначении административного наказания судья учитывает обстоятельства совершенного административного правонарушения, его характер, данные о юридическом лице, в отношении которого ведется административное судопроизводство.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не усматривает, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является совершение административного правонарушения впервые и признание обществом своей вины.

Санкция ч. 1 ст. 16.19 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Давая оценку характеру совершенного правонарушения, обстоятельствам его совершения, а также с учетом смягчающих ответственность ООО «ПКФ» обстоятельств, считаю необходимым назначить ему наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметом административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ООО «Первая Картонажная Фабрика» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товаров, являющихся предметом административного правонарушения: <данные изъяты>, изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 15.10.2016 года и хранящихся на складе временного хранения ООО «ДВ транспорт» по адресу: <адрес>.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд <адрес> в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева