ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 6-886/16 от 07.06.2016 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 6-886/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 июня 2016 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Паршукова Н.В.,

при секретаре Гвритишвили М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы деда об административном правонарушении, поступившие из Калининградской областной таможни, в отношении ООО «РусТрансСервис», ИНН 3917513810, КПП 391701001 ОГРН 1123926008910, юридический адрес: Калининградская область, Гурьевский район, пос. Дорожное, Датский проезд, 3, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

18 марта 2016 года в 15 час. 50 мин. в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни, следуя из Республики Польши в Российскую Федерацию, прибыло транспортное средство грузовой автомобиль марки «Скания», государственный регистрационный знак , с полуприцепом марки «Кроне», государственный регистрационный знак . ООО «РусТрансСервис» в лице водителя, являющегося представителем перевозчика, Бородуля Н.Н. уведомило таможенный орган путем предоставления товаросопроводительных документов, о прибытии на таможенную территорию таможенного союза товара: сепаратор полиэтиленовый в рулонах на деревянных паллетах в количестве 46 шт. – грузовых мест, общим весом брутто 9886 кг. Грузоотправителем товара являлась фирма «DARAMIC SAS» France, грузополучатель - ООО «БалтОпт», перевозчик - ООО «РусТрансСервис». Для прохождения таможенного контроля водитель перевозчика Бородуля Н.Н. предоставил следующие документы: CMR б/н от 16 марта 2016 года, инвойс № 102892F2 от 16 марта 2016 года. По результатам проведенного таможенного контроля (акт таможенного досмотра № 10012130/180316/000029) было установлено, что фактический вес перемещаемого товара составляет 10590 кг, что превышает вес, заявленный в товаросопроводительных документах, на 704 кг. Не заявленный вес состоит из товара: сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-200A227G 1.20х160» - 14 рулонов, упакованных в 2 картонные коробки, уложенные на деревянные паллеты, в количестве 2 шт., общим весом 470 кг; сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-V200A205G 1.40х160» 7 рулонов, упакованных в 1 картонную коробку, уложенную на одну деревянную паллету, общим весом 234 кг.

Следовательно, в ходе таможенного контроля было обнаружено сообщение ООО «РусТрансСервис» таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара, перемещаемого на указанном транспортном средстве.

По данному факту 19 марта 2016 года главным государственным таможенным инспектором ОТД таможенного поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни Фоменок А.В. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д. 1-5).

Товар, являющийся предметом административного правонарушения – сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-200A227G 1.20х160» - 14 рулонов, упакованных в 2 картонные коробки, уложенные на деревянные паллеты, в количестве 2 шт., общим весом 470 кг; сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-V200A205G 1.40х160» 7 рулонов, упакованных в 1 картонную коробку, уложенную на одну деревянную паллету, общим весом 234 кг, был изъят согласно протоколу изъятия вещей и документов от 19 марта 2016 года, после чего передан на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Калининградской областной таможни по акту приема - передачи вещественных доказательств от 19 марта 2016 года (л.д. 9).

15 апреля 2016 года в отношении ООО «РусТрансСервис» составлен протокол об административном правонарушении № 10226000-2374/2012, действия которого квалифицированы по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 83-89).

27 ноября 2012 года вынесено определение о передаче судье для рассмотрения дела об административном правонарушении № 10012000-770/2016 (л.д. 115-120).

В судебном заседании представитель ООО «РусТрансСервис» - Трофимов И.В., действующий на основании доверенности, вину не признал, пояснения дал как они изложены в письменных объяснениях по делу, указав, что перевозчик не имеет права производить какие-либо действия с грузом, в том числе и взвешивать. При принятии груза водитель проверил наименование груза и количество грузовых мест и оснований считать о расхождении в документах сведений о весе товара не было. Просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. При этом в случае, если суд придет к выводу о наличии в действиях перевозчика состава административного правонарушения, освободить ООО «РусТрансСервис» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, либо назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

На основании ст. 150 Таможенного кодекса таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза, соответствии с п. 1 ст. 4 ТК ТС под товаром понимается любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно п. 1 ст. 158 Таможенного кодекса Таможенного Союза перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

Положениями ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза предусмотрено, что при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные в п. 1 ч. 1 данной статьи, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется международная перевозка.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу следующие сведения:... о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров, наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; вес брутто товаров (в килограммах) либо объем товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов; о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию таможенного союза запрещен или ограничен.

Согласно ст. 194 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» при ввозе товаров в РФ с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза перевозчик обязан: доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с ч. 1 ст. 193 настоящего закона; предъявить товары таможенному органу; представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза; представить сертификаты, разрешения, лицензии или иные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений, если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза или законодательством РФ такие документы подлежат представлению таможенному органу в месте прибытия; совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству РФ о таможенном деле.

Статья 8 «Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов» (КДПГ) (заключена в Женеве 19 мая 1956 года) предусматривает обязанность перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной, относительно числа грузовых мест, веса, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, а также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает. Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную.

Учитывая, что ООО «РусТрансСервис» не были выполнены требования ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза, а также то, что в соответствии со ст. 8 «Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам (КДПГ)» (1956 г.) при принятии груза перевозчик обязан проверить: точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, веса брутто товара, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковки; если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки, чего перевозчиком сделано не было.

Таким образом, в действиях юридического лица ООО «РусТрансСервис» по сообщению таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара при прибытии на таможенную территорию РФ путем представления недействительных документов усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с примечанием 2 к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Из материалов дела видно, что при проведении таможенного досмотра товара, находящегося в автодорожном транспорте, государственный регистрационный знак , п/прицеп государственный регистрационный знак , (акт таможенного досмотра № 10012130/180316/000029 от 18 марта 2016 года) было установлено, что в СМR б/н от 16 марта 2016 года и инвойсе № 102892F2 от 16 марта 2016 года заявлено количество товара из 46 мест, весом брутто 9886 кг. В ходе таможенного досмотра было установлено, что фактический вес перемещаемого товара составляет – 10590 кг (брутто). Тем самым было выявлено расхождение веса установленного фактическим взвешиванием с весом указанным в товаросопроводительных документах, которое составило 704 кг (брутто). Не заявленный вес состоит из следующего товара: сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-200A227G 1.20х160» - 14 рулонов, упакованных в 2 картонные коробки, уложенные на деревянные паллеты, в количестве 2 шт., общим весом 470 кг; сепаратор полиэтиленовый с маркировкой «DARAMIC HP DRQ-V200A205G 1.40х160» 7 рулонов, упакованных в 1 картонную коробку, уложенную на одну деревянную паллету, общим весом 234 кг (л.д. 31-43).

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с таможенной территории РФ товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Факт совершения ООО «РусТрансСервис» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается материалами административного дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 19 марта 2016 года, актом таможенного досмотра № 10012130/180316/000029 от 18 марта 2016 года с приложением фотографий, протоколом изъятия вещей и документов от 19 марта 2016 года, актом приема-передачи вещественных доказательств на хранение от 19 марта 2016 года, протоколом опроса водителя перевозчика Бородуля Н.Н. от 19 марта 2016 года, протоколом об административном правонарушении от 15 апреля 2016 года № 10012000-770/2016.

При таком положении, суд приходит к выводу, что вина ООО «РусТрансСервис» доказана совокупностью собранных по делу доказательств и суд квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы представителя ООО «РусТрансСервис» об отсутствии вины в совершении данного административного правонарушения, так как согласно международным правовым нормам перевозчик не обязан проверять правильность и полноту представленных отправителем документов и сведений о грузе, проверены и не нашли подтверждения.

Частью 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 года установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Статьям 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком. При отсутствии в накладной мотивированных перевозчиком оговорок, имеется презумпция, что сведения о грузе соответствуют указаниям накладной.

Таким образом, исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о количестве, наименовании и маркировки груза.

Кроме того, в соответствии с пп. 1 и 3 ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить:

a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;

b) внешнее состояние груза и его упаковки,

а отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Результат проверки вносится в накладную.

Из содержания данной статьи следует, что перевозчик в обязательном порядке должен совершить действия, указанные в подпунктах 1а и 1b п. 1 ст. 8 КДПГ.

Пунктом 3 ст. 8 КДПГ, на который ссылается защитник ООО «РусТрансСервис» действительно предусмотрено, что проверка веса товара не лежит на обязанности перевозчика. Однако в данном случае речь идет о документах, упомянутых в п. 1 ст. 11 КДПГ, согласно которой отправитель обязан до передачи груза присоединить к накладной или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей, из чего следует, что накладная, составленная с участием перевозчика должна содержать достоверные сведения о грузе, а отсутствие обязанности по проверке со стороны перевозчика документов и сведений, о чем идет речь в ч. 2 указанной статьи относится только к приложенным к накладной документам.

Таким образом, ООО «РусТрансСервис» в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имело возможность правильно установить вес ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не приняло все зависящие от него меры по соблюдению требований закона.

Принимая во внимание наличие у перевозчика предусмотренной вышеуказанными нормами обязанности проверить точность указаний, сделанных в накладной, относительно веса груза, а также, учитывая требования закона о необходимости представления таможенным органам достоверных сведений о грузе, ссылки на то, что водитель ООО «РусТрансСервис» не имел возможности проверить точность записей, сделанных в накладной, являются несостоятельными.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «РусТрансСервис», не имеется.

Обстоятельством отягчающим административную ответственность ООО «РусТрансСервис» является повторное совершение однородного административного правонарушения.

Издержки по делу за осуществление перевода с английского языка на русский язык составляют 1 701 рубль.

Основания, предусмотренные ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, для освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела отсутствуют.

Вместе с тем, санкция ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает альтернативные виды административного наказания.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает необходимым назначить ООО «РусТрансСервис» штраф без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 29.5-29.7, 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «РусТрансСервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса.

Сумма штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом получателю штрафа по следующим реквизитам: банк получателя – Операционный департамент Банка России, г. Москва 701; БИК 044501002; счет № 40101810800000002901; получатель – межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610; КПП 773001001; КБК (поле 104) – 15311604000016000140; ОКТМО – 45328000 (поле 105); очередь платежа – 5 (поле 21); код таможни – 10012000; назначение платежа – штраф по делу об административном правонарушении для Калининградской областной таможни.

До истечения установленного законом срока для уплаты штрафа, документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо представить судье Ленинградского района г. Калининграда, в случае невыполнения этих требований, документы для принудительного взыскания суммы штрафа будут направлены судебному приставу-исполнителю, а лицо, обязанное уплатить штраф – привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Расходы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РусТрансСервис» в сумме 1 701 (одна тысяча семьсот один) рубль отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 10 июня 2016 года.

Судья Н.В. Паршукова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>