Дело № 5-3076/2021
УИД № 60RS0001-01-2021-005241-72
Протокол об АП № 10209000-4173/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
23 июня 2021 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», данные изъяты ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
** **** 2021 г. должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» был составлен протокол об административном правонарушении за перемещение товаров через таможенную границу России с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением от ** **** 2021 г. дело было передано на рассмотрение в Псковский городской суд.
Представитель перевозчика ОАО «Российские железные дороги» вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ не признал, полагал, что отсутствует состав административного правонарушения, т.к. самой таможней при проверке был поставлен штамп «выпуск разрешен». Каких-либо оснований сомневаться в грузе при его приемке у перевозчика не было. Сигареты в вагоны были обнаружены только при применении служебной собаки сотрудниками пограничной службы. Доказательств того, что перевозчику было известно о недостоверности содержащихся в документах сведений, таможенным органом не представлено. У ОАО «РЖД» объективно отсутствовала возможность убедиться в достоверности сведений, указанных в товаросопроводительных документах.
Представитель Псковской таможни полагала, что вина фирмы-перевозчика полностью доказана материалами дела.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** **** .2020 г. в 6 час. 27 мин. на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда № 2653 (индекс 1800-759-1131) прибыл крытый железнодорожный вагон № 52633740.
** **** .2020 г. в 7 час. 30 мин. в таможенный орган – 10209140 т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены товаросопроводительные документы: железнодорожная накладная № 30072183 от 12.12.2020, декларация на товары (далее – ДТ) №**, инвойс №** от ** **** 2020, согласно которым в ж/д вагоне № 52633740 перемещается товар – «нитрат калия» (селитра калиевая), код ТН ВЭД ЕАЭС 2834210000, общее количество грузовых мест товара – 2560, общий вес брутто – 66350 кг.
Декларант товара – данные изъяты
Отправитель товара: данные изъяты
Получатель товара – «данные изъяты
** **** проведен таможенный осмотр вагона №** (АТО №**). В ходе проведения таможенного осмотра установлено, что целостность грузового помещения не нарушена, следов, попыток незаконного проникновения не выявлено, пломбы с №**, №**, №**, №**, наложенные на запорные устройства, исправны, их номера соответствуют данным, указанным в товаросопроводительных документах.
В результате проведенного таможенного досмотра (АТД №**) было установлено, что в грузовом отделении вагона №** помимо товара – «нитрат калия» (селитра калиевая) перемещается товар - сигареты, незаявленный в товаросопроводительных документах и незадекларированный в ДТ №**, а именно сигареты с фильтром марок:
1. «CAMEL PREMIUM QUALYTY COMPACT ACTIVATE», CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPULE, пачки сигарет уложены в 49 блоков по 10 пачек в каждом. Ещё 1 блок имеет повреждения упаковки, состоит из 6 пачек, 120 сигарет. Всего 50 блоков, 496 пачек, 9920 сигарет. Блоки скреплены между собой прозрачным скотчем в 1 общий брикет.
2. «CAMEL PREMIUM QUALYTY COMPACT ACTIVATE», CAMEL COMPACT ACTIVATE RUBY, пачки сигарет уложены в 50 блоков по 10 пачек в каждом. Всего 50 блоков, 500 пачек, 10000 сигарет. Блоки скреплены между собой прозрачным скотчем в 1 общий брикет.
3. «NZ Gold», пачки сигарет обтянуты прозрачной плёнкой и сложены в брикеты по 500 пачек. Всего 10 брикетов, 5000 пачек, 100000 сигарет. Каждый брикет обтянут полиэтиленовой плёнкой чёрного цвета, скреплен прозрачным скотчем.
4. «Корона super slims», пачки сигарки обтянуты прозрачной плёнкой и сложены в брикеты по 500 пачек. Всего 11 брикетов, 5500 пачек, 110000 сигарет. Каждый брикет обтянут полиэтиленовой плёнкой чёрного цвета, скреплен прозрачным скотчем.
5. «ROTHMANS DEMI», пачки уложены в 100 блоков по 10 пачек в каждом. Блоки скреплены между собой прозрачным скотчем в 2 брикета по 500 пачек. Всего: 100 блоков, 1000 пачек, 20000 сигарет. Каждый брикет обтянут полиэтиленовой плёнкой чёрного цвета, скреплен прозрачным скотчем.
Всего 25 грузовых мест (25 прямоугольных блоков, 12 496 пачек или 249 920 сигарет), общим весом брутто 216 кг.
** **** 2020 г. 30 пачек сигарет (по 6 пачек каждого наименования) изъяты должностным лицом оперативно-розыскного отдела Псковской таможни в рамках оперативно-розыскных мероприятий по акту сбора образцов для сравнительного исследования от ** **** 2020 г.
** **** 2020г. товар – сигареты с фильтром, марок: «CAMEL COMPACT ACTIVATE PURPLE» - 490 пачек; CAMEL COMPACT ACTIVATE RUBY» - 494 пачки; «NZ Gold» - 4994 пачки; «Корона super slims» -5494 пачки; «ROTHMANS DEMI» - 994 пачки, всего в количестве: 12466 пачек, изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской области (<...>).
В соответствии с п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие сведения: о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке...; товарах (наименование, а также коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков: вес брутто товаров (в килограммах)... либо объеме товаров (в кубических метрах)...
В рамках производства по настоящему делу представителем ОАО «РЖД» по доверенности В.А. (письмо от ** **** №**) сообщено, что по представленным сведениям от структурных подразделений Свердловской железной дороги ** **** в 15-00 вагон №** в техническом и коммерческим отношении осмотрен на 2-м выставочном пути необщего пользования 000 «УРАЛХИМ-ТРАНС» осмотрщиком-ремонтником вагонов эксплуатационного вагонного депо Березники-Сортировочные (далее -ВЧДЭ-l8) К.В., приёмосдатчиком груза и багажа станции Заячья Горка Г.П. и представитель ООО «УРАЛХИМ-ТРАНС» ФИО1№** был принят за исправными 3ПУ РЖД №**, №**, №**, №**. Вагон №** был погружен грузоотправителем Филиал "Азот" Акционерного общества "Объединенная химическая компания "УРАЛХИМ" в городе Березники и принят к перевозке ** ****
** **** 2020 года вагон №** был осмотрен в техническом отношении работником ВЧДЭ-18 Д.А., в коммерческом отношении производился приемосдатчиком груза и багажа М.П. и отправлен со станции Заячья Горка поездом №**. Вагон №** отправка №** был принят к перевозке ** **** 2020 г. станции Заячья Гора Свердловской железной дороги с товаром, находящимся под таможенным контролем ДТ 10418010/301120/0350102 с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем за исправными пломбами грузоотправителя. Погрузка товара производилась силами грузоотправителя. Перевозчик ОАО «Российские железные дороги» в погрузочных мероприятиях участия не принимал.
В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров. По представленным сведениям от структурных подразделений Свердловской железной дороги вагон №** отправлен со станции Заячья Гора Свердловской железной дороги ** **** 2020 г. в коммерческом и техническом отношении исправным. Вагон имел маршрут следования по Свердловской железной дороги, Горьковской железной дороги, Московской железной дороги, Октябрьской железной дороги. В пути следования имел длительные стоянки на следующих станциях: - Пермь- Сортировочная СВР. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 15:12час., убытие ** **** 2020г. в 01:20 час.; - Балезино ГОР. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 08:04час., убытие ** **** 2020г. в 12:29 час.; - Шахунья ГОР. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 22:47час., убытие ** **** 2020г. в 01:58 час.; - Нижний Новгород- Сортировочный ГОР. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 06:47час., убытие ** **** 2020г. в 13:54 час.; - Бекасово-Сортировочное МСК. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 06:25час., убытие ** **** .2020г. в 16:32 час.; - Чисмена МСК ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 20:17 час., убытие ** **** 2020г. в 02:46 час.;- Волоколамск МСК. ж.д. прибытие ** **** 2020г. в 03:21 час., убытие ** **** 2020г. в 09:17 час.; - Великие Луки ОКТ. ж.д. прибытие ** **** .2020г. в 23:20 час., убытие ** **** 2020г. в 03:15 час. По представленным сведениям от структурных подразделений Октябрьской железной дороги вагон №** с грузом «селитра калиевая» по отправке №** от ** **** 2020г. со станции отправления Заячья Горка Свердловской железной дороги прибыл на станцию Себеж ** **** 2020г. в 06час.22 мин. В составе поезда №** индекс №**. По прибытию состав был осмотрен в коммерческом отношении приёмщиками поездов Б.А. и Е.И. путем визуального осмотра с проверкой целостности кузова вагона, закрытия люков и дверей вагона, и соответствия контрольных знаков на ЗПУ контрольным знакам, указанным отправителем в перевозочных документах. Проверка состояния груза, находящегося в закрытом и опломбированном вагоне не осуществляется. Согласно записи в «Книге регистрации коммерческих неисправностей вагонов в поездах в пунктах коммерческого осмотра»(ГУ-98 ВЦ), коммерческих неисправностей обнаружено не было. На вагоне №** ЗПУ отправителя Спрут- 777 РЖД №**, №**, №**, №** были исправны и соответствовали указанным в графе 19 перевозочного документа СМГС. Согласно технической схемы обработки экспортного поезда осмотр органами пограничного и таможенного контроля производится перед отправлением поезда. Таможенный осмотр производился с применением служебной собаки. При осмотре вагона №** служебная собака проявила заинтересованность и беспокойство, что могло свидетельствовать о наличии вложений. Вагон №** был вскрыт по заявке перевозчика ОАО «РЖД» №**Т от 18.12.2020г. под таможенным наблюдением для определения соответствия наименования товара. С вагона снято исправное ЗПУ грузоотправителя Спрут-777 РЖД №**. При поступлении на станцию Себеж Октябрьской железной дороги вагон №** с товаром, находящимся под таможенным контролем по таможенной процедуре экспорт ДТ №** с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем в неизменном состоянии был представлен в таможенный орган. По мнению ОАО «РЖД», перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии с ТК ЕАЭС. Вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 статьи 16.1 КоАП России, не признало.
Письмом от ** **** 2021 г. №** «С.» Р. сообщено, что компания товар «сигареты» не ожидало. Кто и при каких обстоятельствах мог загрузить табачные изделия в вагон не знают. Они ожидали товар «нитрат кальция».
Представителем декларанта/отправителя товара АО «ОХК «УРАЛХИМ» по доверенности К.Ю. письмом от ** **** 2021 №** сообщено, что одной из причин незаконного перемещения табачной продукции является наличие технической возможности снять наложенное ЗПУ и извлечь пломбировочный трос без разрушающего воздействия на ЗПУ, а в последующем наложить ЗПУ обратно, несанкционированный доступ посторонних к грузу также чреват для АО «ОХК «УРАЛХИМ» претензиями потребителей к качеству продукта. Нарушений при погрузке, пломбировании и выводе вагонов выявлено не было. Доступ к товару после опломбирования вагона на территории предприятия исключен. Загрузка в вагон на территории отправителя – Филиал «Азот» АО «ОХК «УРАЛХИМ» иного товара исключена. По мнению АО «ОХК «УРАЛХИМ», сигареты могли быть помешены неизвестными лицами в вагон во время следования железнодорожного состава от станции Заячья Горка Свердловской железной дороги до таможенной границы, где непосредственно и были обнаружены.
Письмом от ** **** 2021 №**/т заместителем начальника ст. «Себеж» В.В. сообщено, что вагон №** с товаром «нитрат калия» при прибытии на станцию «Себеж» в коммерческом отношении был осмотрен приемщиком поездов Е.И. и Б.А., путем визуального осмотра, коммерческих неисправностей неустановленно, проверка состояния груза, находящегося в закрытом и опломбированном вагоне не осуществляется.
В рамках производства по делу об АП №** в адрес т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни в порядке ст. 29.6 КоАП России было направлено поручение по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» ж/д станции «Себеж», во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД»:
Б.А., Е.И., место работы: ОАО «РЖД», приемосдатчики груза и багажа станции Себеж, которые показали, что в их должностные обязанности входит осуществление коммерческого осмотра поездов и вагонов, следующих в транзитных поездах для выявления и устранения коммерческих неисправностей, составление актов общей формы при выявлении коммерческих неисправностей вагонов и поездов, указанные обязанности закреплены в должностной инструкции приемщика поездов ж/д станции «Себеж» (1 класса), при осмотре вагонов используются Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС 29.12.1995 №ЦМ-360), при осмотре Б.А., Е.И. обращают внимание на наличие ЗПУ, их целостность, соответствие перевозочным документам, правильность наложения ЗПУ. Вагон №** осматривался Б.А., Е.И. в период времени с 06:30 до 07:00 ** **** 2020., данный вагон был осмотрен в коммерческом отношении с двух сторон, сверены пломбы, ЗПУ были в наличии и исправны, наложены в установленные места, нарушений установлено не было. Без применения дополнительных инструментов доступ к товару не мог быть осуществлен в вагоне №** (протоколы опроса свидетеля от ** **** 2021);
В.В., место работы: заместитель начальника станции «Себеж», который показал, что вагоны осматриваются в коммерческом отношении с двух сторон (проверка наличия ЗПУ, сверка их контрольных знаков, их исправность, правильность их наложения, отсутствие просыпания люков), ст. «Себеж» ограждена забором, установлены видеокамеры, ведется пропускной режим, который контролируют сотрудники пограничной службы ФСБ России. ОАО «РЖД» была предоставлена возможность проверить товар, перемещаемый в вагоне №**, на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, в том числе, о его наименовании (протокол опроса свидетеля от ** **** 2021).
Б.А., Е.И., В.В. сообщено, что им неизвестно табачной продукции, перевозимой в указанном вагоне.
В рамках производства по настоящему делу направлено поручение в Пермскую таможню (письмо Псковской таможни от ** **** 2021 №**), в порядке ст. 26.9 КоАП России по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» К.В., Г. Л.Г., Д.А., М.П., работника филиала «АЗОТ АО «ОХК УРАЛХИМ» в городе Березники Б.Д., во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД» и работника филиала «АЗОТ АО «ОХК УРАЛХИМ» в городе Березники:
К.В. место работы: ПОТ «Заячья Горка», осмотрщик-ремонтник вагонов, который показал, что производил осмотр вагона №**, при подаче под погрузку, в техническом отношении, исправность ходового оборудования вагона, а также целостность кузова и крепления крыши. Осмотр содержимого вагона им не осуществлялся. Предоставить какие-либо пояснения о наличии в вагоне табачных изделий, незаявленных в ТСД не смог (протокол опроса свидетеля от ** **** 2021);
Д.А. место работы: ВЧДЭ -18, старший осмотрщик, который показал, что в его должностные обязанности входит руководить сменой, контроль за выполнением работников смены их должностных обязанностей. Осмотр вагонов в техническом состояние. Он произвел осмотр вагона №** в техническом отношении в парке отправления, осмотр ходовых частей, наружного состояния кузова, закрытия люков, дверей и исправность их запоров. Осмотр содержимого вагона им не осуществлялся. Предоставить какие- либо пояснения о наличие в вагоне табачных изделий, незаявленных в ТСД не смог (протокол опроса свидетеля от ** **** 2021);
М.П., Г. Л.Г. место работы: станция «Заячья Горка», приемосдатчик груза и багажа, которые показали, что в их должностные обязанности входит осмотр вагонов в коммерческом отношении, сверка ЗПУ, проверка документов на вагоны, оформление документов на порожнее вагоны. Производили осмотр вагона №**, с двух сторон, осуществляли проверку боковых люков, дверей ЗПУ, сверку ЗПУ с документами. Осмотр содержимого вагона ими не осуществлялся, так как прием вагона идет с закрытыми и опломбированными дверями, доступа к грузу они не имеют. Опломбирование вагонов осуществляется на территории завода они принимают вагоны в закрытом виде с ЗПУ. Предоставить какие-либо пояснения о наличии в вагоне табачных изделий, незаявленных в ТСД не смогли (протоколы опроса свидетелей от ** **** 2021);
Б.Д. место работы: филиал «АЗОТ АО «ОХК УРАЛХИМ» в городе Березники мастер участка, который показал, что в его должностные обязанности входит погрузка продукции. Им осуществлялся осмотр вагона №**, проверялось соответствие номера вагона, проведение внутреннего и наружного осмотра, проверка герметичности закрытия люков, состояния стен, пола, дверей, проверка на отсутствие наличия остатков предыдущей продукции и других посторонних вложений. После осмотра им вагона, замечаний не было. ЗПУ устанавливалось им на стадии завершения погрузки. Им проверялись ЗПУ, их наличие, исправность и правильность наложения. Считает, что наличие других незаявленных изделий в вагоне исключено (протокол опроса свидетеля от ** **** 2021).
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством РФ также установлено право железной дороги проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
Из положений Конвенции о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11), участником которой является РФ, устанавливающих, в частности, что перевозчик в любой момент имеет право проверить, соблюдены ли условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной, не следует, что они исключают юридическую возможность по принятию мер для надлежащего исполнения обязанностей перевозчика, установленных таможенным законодательством ЕАЭС.
Таким образом, международным и российским законодательством установлена возможность (право) ОАО «РЖД» проверять достоверность сведений о грузе, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, перевозчик также вправе провести проверку соответствия тары и упаковки грузов, качества перевозимой продукции установленным стандартам, техническим условиям и иным актам, независимо оттого, что отправителем уже наложены запорно-пломбировочные устройства, независимо от того, что место принятия ОАО «РЖД» груза к перевозке не совпадает с местом погрузки.
При этом, ссылка ОАО «РЖД» на пункт 80.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, не может быть принята во внимание, поскольку не относится к таможенным правоотношениям.
Вместе с тем, в случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС), представление которого таможенному органу предусмотрено ст. 89 ТК ЕАЭС.
Таким образом, обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах, перемещаемых через таможенную границу, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей, действий контрагентов (отправителя товара), поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства. Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер, в данном случае на перевозчика – ОАО «РЖД», который должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара, его представителей.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, положения СМГС, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (Приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», Устава, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. ст. 92, 89 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при убытии товаров с таможенной территории Союза.
Таким образом, перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» нарушены требования установленные ст.ст. 89 и 92 ТК ЕАЭС относительно предоставления таможенному органу РФ сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, что признается административным правонарушением и влечет административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются документы, содержащие недостоверные сведения.
Согласно статье 3 Конвенции о договоре международной перевозке грузов по дорогам (далее - КДПГ) от 19.05.1956 перевозчик отвечает как за свои собственные действия, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках, возложенных на них обязанностей.
В соответствии со статьей 1 КДПГ Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств. Таким образом, конвенция регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса, а не административно-властные отношения с участием таможенных органов.
На основании КДПГ перевозчик не освобождается от административной ответственности перед государственными органами за совершение таможенного правонарушения. Право перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и размеров, внешнее состояние груза и его упаковки прямо предусмотрена статьей 8 КДПГ. В случае если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность вышеуказанных записей, он должен внести в накладную обоснованные оговорки.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Пленума ВАС РФ №60 от 20 ноября 2008 года «… в тех случаях, когда в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.»
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что вина перевозчика выражается в ненадлежащем контроле за действиями уполномоченных лиц, не выполнивших надлежащим образом возложенных на них обязанности по проверке товара при погрузке, что привело к предоставлению таможенному органу товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара.
Таким образом, предоставив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товара при перемещении товаров через таможенную границу России ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Вина перевозчика ОАО «РЖД» подтверждается материалами: копией железнодорожной накладной №** от ** **** 2020, копией ДТ №**, копией инвойса №** от ** **** 2020, копией акта таможенного досмотра № №**, протоколом изъятия вещей и документов от ** **** 2020, актом приема-передачи от ** **** 2020, пояснениями ОАО «РЖД», отправителя, получателя товара, протоколы опроса свидетелей работников ОАО «РЖД», сотрудника т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни, иными материалами дела.
С учетом изложенного, суд находит вину перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ доказанной.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторного совершения однородного правонарушения, и, руководствуясь основной целью административного наказания – это предупреждение совершения новых правонарушений, суд полагает возможным назначить наказание в виде штрафа.
Вопрос о судьбе изъятого по делу товара не подлежит разрешению при рассмотрении настоящего дела, т.к. указанный товар признан вещественным доказательством по уголовному делу.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России/МО УФК г. Москва, БИК 024501901, номер счета 03100643000000019502, номер лицевого счета <***>, ОКТМО 45328000, Код таможенного органа: 10209000, КБК:15311601161010000140, УИН 15310102090004173205 Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 5-3076/2021 (протокол об АП № 10209000-4173/2020 для Псковской таможни).
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок Вы вправе представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Вещественные доказательства: лазерный диск, приобщенный к материалам дела и находящийся в конверте на в т. 1 на л.д. 32 – хранить при материалах дела, на весь срок хранения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2021 года.
Судья /подпись/ Т.И. Семенова