ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 600001-01-2021-008934-51 от 08.09.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-4712/2021

УИД №60RS0001-01-2021-008934-51

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

8 сентября 2021 года город Псков, ул. Петровская, 24

Судья Псковского городского суда Псковской области Емельянова М.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчика Навиан Интернэшнл Транспорт Ко (Navian International Transport Co), зарегистрированного по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Перевозчиком Навиан Интернэшнл Транспорт Ко не соблюдены установленные международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Представитель Навиан Интернэшнл Транспорт Ко (Navian International Transport Co) в судебное заседание не явился, о времени рассмотрения дела извещён, при указанных обстоятельствах дело рассмотрено в его отсутствие.

Представитель Псковской таможни Петрова И.А. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала, полагала, что вина фирмы-перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя таможни, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.

В соответствии с п.1 ст.7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

К «запретам и ограничениям» в соответствии с пп.10 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС относятся меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор), меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с п.3 ст.101 Договора ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:

- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

- Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12).

В соответствии со ст. 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» утверждены: Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Перечень подкарантинной продукции); и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 3.2 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе", каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, перемещаемая с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, сопровождается фитосанитарным сертификатом, который выдается уполномоченным органом государства места отправления на срок действия до 30 календарных дней с даты выдачи фитосанитарного сертификата.

Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12) Договора, с пунктом 2.1. Положения:

- «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера.

В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.

Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий: документарная проверка; осмотр транспортных средств; осмотр или досмотр подкарантинной продукции - в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском; досмотр подкарантинной продукции - после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции; а также фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения;

Согласно пункту 4.1.4 Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях: сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах; наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате; фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным; фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

Основные требования стран-импортеров, предъявляемые к перемещаемым грузам, и правилам заполнения фитосанитарных сертификатов сформулированы в Международном стандарте по фитосанитарным мерам № 12 Фитосанитарные сертификаты, разработанном Секретариатом Международной конвенции по карантину и защите растений в 2011 году (далее – Международный стандарт), согласно которому экспортный фитосанитарный сертификат обычно выдается НОКЗР (национальная организация по карантину и защите растений) той страны, где были выращены данные растения или произведены растительные продукты или подкарантинные материалы.

Согласно п.п.3.1.1. фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если они, например содержат или отражают в том числе и неполные или некорректные сведения. Эти несоответствия являются также причиной для отказа в принятии фитосанитарных сертификатов.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство «VOLVO», рег. номер , с полуприцепом «MAYAN KOGEL», рег.номер , следующее из Эстонии в Иран (г.Базарган) под управлением водителя ФИО, который представил товаросопроводительные документы: , согласно которым в грузовом отделении транспортного средства, перемещался товар: «сосновые доски термообработанные», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4409101800, 16 грузовых мест, общим весом брутто 17701 кг. Отправитель товара: THERMOARENA OU, Estonia. Получательтовара: Sepehr Sanat Asia Khazar, Iran. Международная перевозка осуществлялась фирмой-перевозчиком Навиан Интернэшнл Транспорт Ко.

Ввозимый товар – «сосновые доски термообработанные», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4409101800, включен в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе», как подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском.

В ходе проведения фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного органа было установлено, что в представленном перевозчиком Навиан Интернэшнл Транспорт Ко фитосанитарном сертификате № от ДД.ММ.ГГГГ не указан регистрационный номер полуприцепа. Согласно акту карантинного фитосанитарного контроля (надзора) № от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате не соответствуют информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах (не указан номер г/н полуприцепа).

Не указание в фитосанитарном сертификате номера полуприцепа в котором перемещается не позволяет с достаточной степенью точности соотнести перевозимый товар с имеющейся разрешительной документацией.

На основании вышеизложенного фитосанитарный сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ не может подтверждать соответствие партии подкарантинной продукции «сосновые доски термообработанные», предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям, в связи с чем, должностным лицом таможенного органа было принято решение о запрете ввоза продукции.

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС товара «сосновые доски термообработанные», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4409101800, фирмой-перевозчиком Навиан Интернэшнл Транспорт Ко не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе», в результате чего, в соответствии с пп. а п. 15 Постановления Правительства № 792 «О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации», что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 16.3 КоАП РФ.

Согласно п.п.26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС «перевозчик» – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза, транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

В указанной ситуации в качестве перевозчика выступало Навиан Интернэшнл Транспорт Ко, как компания, осуществляющая международную автотранспортную перевозку и указанная в транспортной накладной CMR № от ДД.ММ.ГГГГ

К обязанностям перевозчика в указанном случае относится организация выполнения международной перевозки за вознаграждение, что является предпринимательской деятельностью в соответствии с определением, содержащимся в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Выполнение обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст.15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

То есть, в рассматриваемом случае, Навиан Интернэшнл Транспорт, вступая в таможенные правоотношения как перевозчик, не только должно было знать о существовании обязанностей, установленных законодательством ЕАЭС, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем отношении Навиан Интернэшнл Транспорт Ко к соблюдению публично-правовых обязанностей в сфере запретов и ограничений на ввоз продукции на территорию РФ (ЕАЭС), отсутствии со стороны указанной организации той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, возникающих в связи с перемещением товаров и, соответственно, о наличии субъективной стороны административного правонарушения.

Вина Навиан Интернэшнл Транспорт Ко в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, подтверждается: определением о возбуждении дела об административном правонарушении от

Нарушений действующего законодательства РФ, а также норм международного права в ходе проведения административного расследования не установлено.

Суд учитывает, что санкцией ст.16.3 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Смягчающих и отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, суд полагает целесообразным назначить наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи 16.3 КоАП РФ без конфискации предмета административного правонарушения.

Издержки по делу - по переводу документов в сумме 820 руб. 20 копеек, понесенные Псковской таможней, следует отнести на счет Федерального бюджета в соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Перевозчика Навиан Интернэшнл Транспорт Ко (Navian International Transport Co) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель: МО УФК (ФТС России).

Получатель: ИНН – 7730176610; КПП – 773001001.

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва // МО УФК Москва.

БИК: 024501901; номер счета 03100643000000019502; номер лицевого счета 40102810045370000002; статус плательщика 06; очередь платежа 5; ОКТМО 45328000; основание платежа 0; код таможенного органа 10209000; КБК 15311604000016000140; УИН ; назначение платежа оплата штрафа по делу об АП №10209000-3046/2020 (5-4712/2021); код выплат ШТ.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Предложить Навиан Интернэшнл Транспорт Ко (Navian International Transport Co) в указанный срок платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, представить в Псковский городской суд, кабинет №14.

В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Процессуальные издержки за перевод документов, понесенные Псковской таможней в размере 820 (восемьсот двадцать) рублей 20 копеек отнести на счет федерального бюджета.

Реквизиты для уплаты издержек

Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва

БИК 024501901

Получатель: ИНН 7730176610 КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счет получателя: 40102810045370000002

Счет получателя средств: 03100643000000019502

КБК: 15311302991016000130, ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа»: оплата издержек по постановлению об АП №10209000-3046/2020 (5-4712/2021).

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: {VO70010}.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

УИН издержек .

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.В. Емельянова