ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 600001-01-2021-009845-34 от 30.09.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-5125/2021

Протокол об АП №**

УИД № 60RS0001-01-2021-009845-34

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

30 сентября 2021 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», данные изъяты, неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

** **** 2021 в 12 ч. 54 мин. на ж/д станцию «Себеж» в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда №** (индекс поезда №**) прибыл железнодорожный вагон № 95325577, с товаром: «соевый шрот», код товара 2304000001 ТНВЭД ЕАЭС.

Представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов на пограничной станции «Себеж» в таможенный орган отправления – таможенный пост ЖДПП Посинь для регистрации сообщения о прибытии ** **** 2021 в 13:45 были предоставлены транспортные документы (железнодорожная накладная №** от ** **** 2021, дополнительный лист к накладной №** от ** **** 2021), коммерческие документы (инвойс №** от ** **** 2021, ветеринарный сертификат №** от ** **** 2021, копия Аргентинского ветеринарного сертификата + перевод №** от ** **** 2021, фитосанитарный сертификат №** от ** **** 2021).

Отправитель товара: ООО «Т.», данные изъяты.

Получатель товара: ОсОО «С.», данные изъяты.

Общее количество грузовых мест – насыпью, вес брутто товара - 70000 кг, вес нетто – 70000 кг, общая стоимость – 47600 USD.

В соответствии со сведениями, указанными в представленных документах, в железнодорожном вагоне № 95325577 перемещался товар: «соевый шрот», код товара 2304000001 ТНВЭД ЕАЭС, следующий по направлению из Латвии в Кыргызскую Республику.

При проверке документов и сведений, представленных в соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС установлено, что на товар «соевый шрот кормовой» код товара 2304000001 ТНВЭД ЕАЭС, указанное в товаросопроводительных документах разрешение, выданное уполномоченным органом стороны, на территорию которой ввозится подконтрольный товар отсутствует в автоматизированной системе «Аргус» на официальном сайте Россельхознадзора.

В рамках СУР в отношении партии товара был проведен таможенной досмотр (АТД №**), по результатам которого, согласно описательной части, товар «шрот соевый», представляет собой сыпучее вещество желтого цвета, состоящее из мелких частиц различной фракции, с запахом, характерным для соевого шрота. Товар перемещается насыпью, без упаковки и маркировки. Посторонних вложений не обнаружено.

При прибытии на таможенную территорию перевозчиком ОАО «РЖД» в целях подтверждения соблюдения ветеринарных требований были представлены: ветеринарный сертификат №** NP от ** **** 2021, копия Аргетинского ветеринарного сертификата №** от ** **** 2021.

** **** 2021 перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос №** от ** **** 2021 о предоставлении разрешительного документа «Разрешение на ввоз» на товар «соевый шрот» в срок до 14:30 ** **** 2021.

** **** 2021 в 15:36 перевозчик предоставил разрешительный документ: «Разрешение на ввоз» №** от ** **** 2021 на товар «соевый шрот». После чего было принято решение предъявить ветнадзору товар «соевый шрот» в автоматизированной системе «Аргус» на официальном сайте Россельхознадзора.

В результате проверки сведений в ИС «АРГУС» установлено наличие следующих разрешений на ввоз, выданных импортеру ООО «К.» (ИНН №**):

1) №** от ** **** 2021, выданное на продукцию «соевый шрот» страна происхождения Аргентина, на основании заявки от ** **** 2021 № б/н. Дата оформления разрешения на ввоз в системе ** **** 2021 12:35. ** **** 2021№** в данное разрешение внесено изменение в части страны-экспортера ;

2) №** от ** **** 2021, выданное на продукцию «соевый шрот» страна происхождения Аргентина, на основании заявки от ** **** 2021 № б/н регистрационный №** от ** **** 2021. Дата оформления разрешения на ввоз в системе ** **** 2021 12:34;

3) №** от ** **** 2021, выданное на продукцию «соевый шрот» страна происхождения Аргентина, на основании заявки от ** **** 2021 № б/н регистрационный №** от ** **** 2021. Дата оформления разрешения на ввоз в системе ** **** 2021 08:59.

Таким образом, на момент ввоза ** **** 2021 товара «соевый шрот» страна происхождения Аргентина оформленное разрешение на ввоз в ИС «АРГУС» отсутствовало.

Таким образом, при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «соевый шрот кормовой», страна происхождения Аргентина не соблюдены ограничения в части ветеринарных требований, утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18.06.2010, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 10.12.2013, а именно отсутствует разрешение на ввоз.

В отношении товара - предмета административного правонарушения в ходе производства по делу об административном правонарушении меры обеспечения не применялись, товар не изымался, арест не накладывался.

В соответствии с п.1 ст.7 Таможенного кодекса ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС) Товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее – Договор) относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Согласно подпункта 5) пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

Ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены:

- раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;

- Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение № 12).

В соответствии со ст. 58 Раздела XI Применение ветеринарно-санитарных мер:

1. Ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

2. К товарам и объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), применяются единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, утверждаемые Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317

«О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе», утверждены:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее - Единый перечень товаров);

- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля).

Ввозимый товар по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2304 00 000 включен в Единый перечень товаров: Код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС- из 2304 00 000, Наименование товара: Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные, используемые для кормления животных

С 22.08.2012 согласно Решению Комиссии Таможенного союза № 810 от 23.09.2011:

1. Уполномоченные органы Российской Федерации не осуществляют ветеринарный контроль в отношении настоящего товара, ввозимого на территорию Российской Федерации из третьих стран.

2. Российская Федерация обеспечивает перемещение товара на территорию других государств-членов, в соответствии с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза №** от 18.06.2010

Таким образом, указанный товар подлежит ветеринарному контролю, который осуществляется в соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза № 317 от 18.06.2010 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийской экономическом союзе» (далее – Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля).

В соответствии с п. 6.3 Положения каждая партия подконтрольных товаров ввозится на таможенную территорию Союза при наличии разрешения на ввоз, выданного государством-членом, на территорию которого ввозится подконтрольный товар, и (или) ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны-экспортера подконтрольного товара.Ветеринарный сертификат - документ, выдаваемый на подконтрольные товары, подлежащие перемещению (перевозке), уполномоченным органом государства-члена, удостоверяющий его безопасность в ветеринарно-санитарном отношении и благополучие административных территорий мест производства этих товаров по заразным болезням животных, в том числе болезней общих для человека и животных (пункт 2.1.3 Положения).

Разрешение на ввоз (вывоз) или транзит подконтрольных товаров - документ, определяющий порядок и условия использования подконтрольных товаров, исходя из эпизоотического состояния стран-экспортеров при ввозе и транзите подконтрольных товаров, выдаваемый уполномоченным в соответствии с законодательством государства-члены должностным лицом в области ветеринарии (пункт 2.1.8 Положения).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294

от 10.12.2013 определен Перечень мер регулирования, применяемых уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к товарам, ввозимым на таможенную территорию Таможенного союза (далее – Перечень).

В отношении продукции, классифицируемой в товарной позиции 2304 000 00 0 (Жмыхи и другие твердые отходы, получаемые при извлечении соевого масла, немолотые или молотые, негранулированные или гранулированные, используемые для кормления животных) необходимо обеспечение следующих мер регулирования:

- требуется предоставление ветеринарного сертификата;

- требуется разрешение на ввоз;

- включение в реестр предприятий третьих стран не требуется, но в ветеринарном сертификате должны быть указаны номер и (или) название предприятия, выпустившего в оборот подконтрольный товар.

** **** 2021 в отношении ОАО «РЖД» по факту административного правонарушения, выразившегося в несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС или из Российской Федерации возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ.

Определением от ** **** 2021 дело передано на рассмотрение в Псковский городской суд.

Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину не признал, указав, что у ОАО «РЖД», как перевозчика, не имелось возможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых ему вменена ответственность, т.к. грузоотправитель оформляет товаросопроводительные документы, вносит в них сведения, а также сведения в базу данных «Аргус». Оснований полагать, что грузоотправитель указал неверные сведения в товаросопроводительных документах, либо не представил каких-либо других разрешительных документов на перевозимый товар у ОАО «РЖД» не было. В связи с чем, представитель полагал, что событие правонарушения отсутствует, и производство по делу подлежит прекращению.

Представитель Псковской таможни полагала, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений международными договорами государств - членов ЕАЭС запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

В соответствии с пунктом 5.4 Положения ФТС России осуществляет полномочия по соблюдению запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации.

К запретам и ограничениям в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.

Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП России.

Вина ОАО «РЖД» подтверждается копиями документов – железнодорожной накладной №** от ** **** 2021, дополнительный лист к накладной №** от ** **** 2021, коммерческих документов (инвойс №** от ** **** 2021, ветеринарный сертификат №** от ** **** 2021, копией Аргентинского ветеринарного сертификата + перевод №** от ** **** 2021, фитосанитарный сертификат №** от ** **** 2021), актом таможенного досмотра №**, запрос о предоставлении недостающих документов от ** **** 2021№** и другие материалы дела.

Обсуждая вопрос о наличии вины фирмы-перевозчика в предоставлении указанных недостоверных сведений, суд исходит из положений ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которым юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы представителя ОАО «РЖД» о том, что не доказано, что у перевозчика имелась возможность для соблюдения установленных запретов и ограничений суд находит несостоятельными, т.к. перевозчик, принимая груз, имеет все возможности потребовать от грузоотправителя необходимый перечень документов, подтверждающих соблюдений установленных запретов и ограничений, в том числе, касающихся ветеринарных и фито-санитарных требований. При этом сам вид груза и его кодировка по ТНВЭД указывают на то, что на данный вид груза необходимо наличие разрешения, выданного уполномоченным органом стороны, на территорию которого ввозится подконтрольный товар. ОАО «РЖД», осуществляющее деятельность в сфере международных перевозок в течение продолжительного периода времени не могло не знать о необходимости наличия указанного разрешения.

Оценивая действия перевозчика ОАО «РЖД» суд принимает во внимание, что юридическое лицо осуществляет деятельность в сфере международных грузоперевозок, в том числе, и на территории Таможенного Союза, и не могло не знать о требованиях действующего национального законодательства, однако перевозчиком не была соблюдена та степень осмотрительности, которая необходима для предотвращения нарушений в области таможенного дела.

Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, судья приходит к выводу о том, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установлена.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли, оснований для освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, отягчающего ответственность обстоятельства – повторного совершения однородного правонарушения и полагает возможным назначить наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 16.3, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Банковские реквизиты на оплату штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москвы, БИК 024501901, Получатель: ИНН 7730176610 КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) Счёт получателя: 40102810045370000002, счет получателя средств: 03100643000000019502, КБК 15311601161010000140 ОКТМО 45328000, Код таможни: 10209000, УИН 15310102090002072215. Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению об административном правонарушении № 5-5125/2021 (протокол об АП № 10209000-2072/2021 для Псковской таможни. В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).

Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

В указанный срок Вы вправе представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2021 года.

Судья /подпись/ Т.И. Семенова