Дело № 5-5952/2021
Протокол об АП № 10209000-2586/2021
УИД № 60RS0001-01-2021-011564-18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 ноября 2021 года город Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретаре Завертяевой Е.А., рассмотрев дело в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги», зарегистрированного по адресу: данные изъяты, ранее неоднократно привлекавшегося к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные главой 16 КоАП РФ, об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
** ****2021 должностным лицом Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» был составлен протокол об административном правонарушении за перемещение товаров через таможенную границу России с представлением таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением от ** ****2021 дело было передано на рассмотрение в Псковский городской суд.
Представитель перевозчика ОАО «Российские железные дороги» вину общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ не признал со ссылкой на то, что представитель ОАО «РЖД» при погрузке вагона, в котором отсутствовал указанный в товаросопроводительных документах товар, на территории Эстонии не участвовал, реальной возможности убедиться в достоверности указанных в документах сведений возможности не имел. Также представитель указал, что отправитель товара несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных в накладной. Перевозчик указанные сведения в документы не вносит, согласно ст. 12 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении, утвержденного Комитетом ОСЖД 02.05.1959 г. имеет право, а не обязанность по проверке достоверности сведений, указанных в накладной. Просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения.
Представитель Псковской таможни полагала, что вина фирмы-перевозчика полностью доказана материалами дела.
Представитель грузополучателя ОсОО «В.» просил при рассмотрении дела учесть, что ОАО «РЖД» не является владельцем товара, признанного предметом правонарушения. Указанный товар предназначался для поставки в ОсОО «В.», которое заинтересовано в его получении. Просил в случае признания ОАО «РЖД» виновным не назначать наказание в виде конфискации товара, а вернуть его законному владельцу.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Установлено, что ** ****2021 на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе грузового поезда №** (индекс №**) прибыл контейнер №** с товаром – бывшие в употреблении автомобильные запасные части. Контейнер перемещался на железнодорожной платформе №**. Согласно представленных товаросопроводительных документов: накладная СМГС №** от ** ****2021; счет-фактура №** от ** ****2021 и транзитной декларации №**, ж/д накладная №** от ** ****2021; счет-фактура №** от ** ****2021, в контейнере №** перемещается товар - бывшие в употреблении автомобильные запасные части, а именно:
1.Двигатели с возвратно-поступательным движением поршня, объем двигателя 1300 см куб. (без номера/коррозия) б/у, 9 штук (9 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8407343009;
2. Бамперы б/у, 18 штук (18 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8708109009;
3. Двери, капоты, крылья, двери багажника б/у, 72 штуки (72 грузовых места). Код ТНВЭД: 8708299009;
4. Колеса б/у, 36 штук (36 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8708709909;
5. Коробки передач б/у, 9 штук (9 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8708405009;
6. Передняя подвеска, задняя подвеска б/у, 18 штук (18 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8708809909;
7. Мосты ведущие и мосты не ведущие б/у, 9 штук (9 грузовых мест). Код ТНВЭД: 8708503509;
8. Контейнер SOCU7718247, 1 штука. Код ТНВЭД: 8609009009;
Общее количество грузовых мест товара – 171, общее количество предметов в грузовых местах – 171 шт.
В соответствии с предоставленными документами и сведениями из ТД №**, ж/д накладной №** от ** ****2021; счет-фактуры №** от ** ****2021: отправитель товара – ООО «ЭСТМА», данные изъяты; получатель товара – West Trade LLC, данные изъяты декларант и перевозчик – ОАО «РЖД».
При проведении таможенного контроля после подачи транзитной декларации в рамках системы управления рисками было принято решение о таможенном досмотре товаров, перемещаемых в вышеуказанном контейнере.
В результате проведенного таможенного досмотра АТД №** было установлено, что в грузовом отделении контейнера, выявлен товар, незадекларированный в ТД №**, а именно:
1. Люки стеклянные для легковых автомобилей, в комплекте с металлическими направляющими, электроприводами, уплотнителями и элементами потолочной обшивки, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины). Каждый люк представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без маркировки и упаковки. Страна происхождения не установлена. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
2. Боковое зеркало заднего вида от легкового автомобиля с повторителем сигнала поворота, черного цвета, без явных следов эксплуатации. Товар перемещается в полиэтиленовой упаковке и уложен в картонную коробку (упаковка повреждена), на товаре и коробке имеются маркировка и этикетки с информацией: MIRROR YYM; FRAGILE HANDLE WITH CARE; NEWARK NJ 07114-3131, NJ 071 0-02, ups ground tracking # 12 w34 53x 03 9396 4141; EMotors Parts LLC BDNU YY-904LEHML, 9L54, AVALON/AVALON HYBRID, T9955_1, PO NO: 1801YY, SO NO: 0030, 05/10/18; YY-904LH, MADE IN TAIWAN. Страна происхождения – TAIWAN. Всего 1 штука. Количество грузовых мест товара данного наименования – 1.
3. Сидения для легковых автомобилей с элементами крепления и регулировки, обитые кожей бежевого и серого цвета, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины), из них:
- 3 передних серых сидения;
- 4 передних сидения бежевого цвета;
- 1 заднее верхнее кресло серого цвета;
- 1 задний нижний диван серого цвета;
- 1 заднее верхнее кресло бежевого цвета;
- 1 задний нижний диван бежевого цвета;
- 1 заднее кресло (верх и низ) бежевого цвета.
Каждое сиденье представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без маркировки и упаковки. Страна происхождения не установлена. Всего 12 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 12.
4. Передние части кузовов («отрезы») легковых автомобилей, отрезанные на уровне приборной панели с частью лобового стекла, поставляются в комплекте с панелями управления, двигателями, коробками передач, приводами, с частями переключения коробки передач (кулисами, рычагами, электроникой), передними бамперами, передними крыльями, капотами, 5 отрезов с фарами, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации, потертости, грязь, коррозия металла, подтеки масла, деформация). Страна происхождения не установлена. Товар не упакован. На всех отрезах имеются шильды с идентификационными номерами:
- на 1-м номер: JTEEW21A260005745 321, и логотип TOYOTA (синего цвета);
- на 2-м номер: WA1BY74L88D015584, и логотип AUDI (черного цвета);
- на 3-м номер: 4Т1BD1FKXEU099675 756, и логотип TOYOTA (красного цвета);
- на 4-м номер: 5ТDDK3EH2DS188261 410, и логотип TOYOTA (синего цвета);
- на 5-м номер: 4T1BK1EB7DU030478 666 (сине-черного цвета);
- на 6-м номер: JTEDW21A460004902 322, и логотип TOYOTA (синего цвета);
- на 7-м номер: 5ТDYK3EH7BS028522 791, и логотип TOYOTA (белого цвета).
Всего 7 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 7.
5. Внутренние обшивки автомобильной крыши, из комбинированного материала (пластик + ткань), бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь). Без упаковки и маркировки. Страна происхождения не установлена. Каждая обшивка представляет собой отдельное грузовое место. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
6. Задние фонари легковых автомобилей, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь). Каждый фонарь поставляется без упаковки и представляет собой отдельное грузовое место. На 2-х фонарях маркировка отсутствует. На 4-х фонарях имеется маркировка: Japan и TOYOTA, Housing ASA, Lens PMMA, Refletop PO. На 2-х фонарях имеется маркировка: TOYOTA. Страна происхождения не установлена. Всего 8 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 8.
7. Фары для легковых автомобилей, без видимых следов эксплуатации. Две фары поставляются в полиэтиленовой упаковке и уложены в картонные коробки (упаковка повреждена) серо-коричневого цвета, на товаре и на упаковке имеются маркировка и этикетки с информацией:
- 1. TYC, Automotive Lamps, DOT/SAE COMPLIANT-MEETS
- 2. TYC, Automotive Lamps, DOT/SAE COMPLIANT-MEETS FMVSS 108; TRT INTERNATIONAL AUTO SALES EX, 250 PORT ST, NETWARK NJ 07114, P:BLUE S:4TBLUEI:10, 436X-1587, 1Z37680W039023 7263; 20-6073-00-1N, MADE IN TAIWAN, 20-6073 R. Страна происхождения - Тайвань.
Каждая коробка с товаром представляет собой отдельное грузовое место. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
8. Бачок для омывающей жидкости белого цвета, без видимых следов эксплуатации. Перемещается в полиэтиленовой упаковке и уложен в картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена), на товаре и на упаковке имеются маркировка и этикетки с информацией: SHIP TO: TRT INTERNATIONAL AUTO SALES (929) 330-5146, TRT INTERNATIONAL AUTO SALES 250 PORT ST NEWARK NJ 07114-3131, NJ 071 0-02, SHIP 39 TO1288183, 01.24.12, PLATINUM, MFG LOT 2008A, MFG PART#LT-TY2066S, P/N TO12888183, TACMA/01-04(W/SENSOR) VENDOR NUBER 055283, M02005280224, K106 LT-TY2066Z. Маркировка: Lionluali, LT – TY2066. Представляет собой отдельное грузовое место. Страна – происхождения не установлена. Всего 1 шт.. Количество грузовых мест -1.
9. Металлические передние крылья легковых автомобилей черного цвета, без видимых следов эксплуатации. Перемещаются в двух картонных коробках серо-коричневого цвета (упаковка нарушена), на товаре и на упаковке имеются этикетки с информацией:
- 1. AUTOPARTS, REPT 2201840, R DOT, MADE IN TAIWAN, PART NO: TY10318ALQ, PLINK NO: TO1240246, QUALITY APPROVED BY 18095 2020/02/20 TONG YANG, MFG LOT 2002A, TY10318ALQ.
- 2. TRT INTERNATIONAL AUTO SA Sales Expres, 250 PORT ST, NEWARK.NJ, 07114, US TRK# 3987 0010 9393; TY818-1220BR, J10L05C; GORDON AUTO BODY, PARTS CO., LTD, MFG LOT 2007A, 99230BR, TY TACOM 01-04 FENDER W/WHEEL OPNG.
Страна происхождения – TAIWAN. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
10. Радиаторы охлаждения двигателя, без видимых следов эксплуатации. Два радиатора перемещаются в двух картонных коробках серо-коричневого цвета, на товаре и на упаковках имеются маркировка и этикетки с информацией:
-1. CONDENSER, 06-C4899, MADE IN CHINA. Страна происхождения - Китай. ;
-2. www.dnamotoring.com, oem-ra-1778, 842765163732, 0070, W3100057PR-1D 3470325, TRT INTERNATIONAL AUTO SA, 250 PORT ST, NEWARK.NJ, 07114-3131-50, 617-8599FL, ETP:11, PD:SP:100:Y, 398678336754, PA66-GF30. Страна происхождения не установлена.
Каждый радиатор представляет собой отдельное грузовое место. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
11. Глушители автомобильные, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины, коррозия, вмятины). Каждый глушитель представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без упаковки, из них три представляют собой основные глушители и три основных глушителя в комплекте с резонаторами, соединенными между собой металлическими трубами. Страна происхождения не установлена. Пять глушителей поставляются без маркировки, на 5-ти глушителях имеется маркировка:
- на одном TOYOTA 12025 FUTABA и TOYOTA 32011 FUTABA;
- на одном TOYOTA 20P05 ASI33;
- на одном TOYOTA |OP|5 ASI X2;
- на одном TOYOTA |OP|5 ASI X0 и TOYOTA 30P|0 ASI;
- на одном TOYOTA 30P|01 ASI;
Всего – 10 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 10.
12. Подлокотники для легковых автомобилей, различных цветов и размеров, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины). Каждый подлокотник представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без маркировки и упаковки. Страна происхождения не установлена. Всего 5 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –5.
13. Крышка кузова (багажника) автомобиля типа «пикап» черного цвета, без видимых следов эксплуатации, представляет собой отдельное грузовое место и поставляется в картонной коробке серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На коробке имеются этикетки с информацией: Hard Light Weight Tonneau Cover; ITEM NO.; tc-tun00-6.2-tfl; PO NO.: SW-12302019-1; G.W.: 22.5KG N.W.: 20KG; B25-1B; HASU4880030(6-25-2020). Страна происхождения не установлена. Всего 1 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
14. Пластиковая накладка кузова легкового автомобиля (порог), без видимых следов эксплуатации, черного цвета, упакована в полиэтилен и картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На товаре и коробке имеются маркировка и этикетки с информацией:TRT INTERNATIONAL AUTO SALES EXPRES, 250 PORT ST, NEWARK NJ 07114, (929)330-5146, (US), TRK#3988 8549 9976; 623-6060FL; MADE IN TAIWAN. Страна происхождения - Тайвань. Представляет собой отдельное грузовое место. Всего 1 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
15. Пластиковая радиаторная решетка легкового автомобиля черного цвета, без видимых следов эксплуатации, упакована в полиэтилен и картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На товаре и коробке имеются маркировка и этикетки с информацией: TRT INTERNATIONAL AUTO SALES EXPRES, 250 PORT ST, NEWARK NJ 07114, 19293305146, (US), TRK#3986 8617 3420; Item Number T070118, Item Dese Replacement-Grille Assembly, PO Number CPOYCC1701LS, Bin Location, Y-TYGR420P-00 MADE IN TAIWAN. Страна происхождения - Тайвань. Представляет собой отдельное грузовое место. Всего 1 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
16. Указатели поворота для легкового автомобиля, без видимых следов эксплуатации. Два указателя перемещаются в полиэтиленовой упаковке и уложены в картонные коробки (упаковка повреждена), на товаре и коробках имеются маркировка и этикетки с информацией: TYC INTERNAL, 18-5716-00-1N, L, 08042010, 18-5715-00-1N, R, 08052010, MADE IN TAIWAN. Страна происхождения – TAIWAN. Всего 2 штуки. Количество грузовых мест товара данного наименования – 2.
17. Блоки управления климат-контроля для легковых автомобилей, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины), поставляются в комплекте с радиаторами, вентиляторами, шлангами. Каждый блок представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без упаковки. На корпусах блоков наклеены этикетки с информацией:
- на одном TOYOTA, 87030-0E020, AA443160-9503, 12V 10M, DENSO, MFG ARKANSAS INC. Страна происхождения не установлена;
- на одном TOYOTA, 87030-0E020, AA443160-9504, 12V 10P, DENSO, MFG ARKANSAS INC. Страна происхождения не установлена;
- на одном DELPHI, MADE IN POLAND, 57908/0-D05, 52409155, REAR-HVAC, 4L0820 004D, AUDI. Страна происхождения - Польша;
Всего – 3 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования – 3.
18. Металлический усилитель бампера легкового автомобиля черного цвета, без видимых следов эксплуатации, упакован в полиэтилен и картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На коробке наклеены этикетки с информацией: ITEM NUMBER T010502, ITEM DESK BUMPER, PO NUMBER, CPOYSTX001GP, BIN LOCATION, C/NO.: YS1344, MADE IN TAIWAN R.O.C. Страна происхождения - Тайвань. Представляет собой отдельное грузовое место. Всего 1 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
19. Нижние накладки бамперов легковых автомобилей из пластика черного цвета, без видимых следов эксплуатации, упакованы в полиэтилен и картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На коробке наклеены этикетки с информацией: TRT INTERNATIONAL AUTO SALES E, 250 PORT ST, NEWARK NJ 07114, 19293305146, (US), TRK#3987 0022 3816; PALLET000039100. На полиэтиленовых упаковках имеются маркировка и наклеены этикетки с информацией:
- 1. PO#TRANHTX070820GP01, BUMPER TRIM, PARTSLINK#TO1087112, USAP#T0400303, MADE IN TAIWAN;
- 2. OTN, TANG YANG; TY05018VA, PO#CPOTYGTX021GP, 1PFT02, TO01095196, C/NO.267, T017504, MADE IN TAIWAN. Представляет собой отдельное грузовое место. Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
Страна происхождения - Тайвань.
20. Металлическая рамка кузова легкового автомобиля черного цвета, без видимых следов эксплуатации, упакована в полиэтилен и картонную коробку серо-коричневого цвета (упаковка повреждена). На коробке наклеены этикетки с информацией: TRT INTERNATIONAL AUTO SALES Expres, 250 PORT ST, NEWARK NJ 07114, (US), TRK#3987 0788 1279; TY818-1360A0, C02L04B; TOYOTA TACOMA 2001-2004, RADIATOR SUPPORT, PARTSLINK#TO1225230, OEM#5320104081, WTI PO#FA0200901013 WTI#210-0310, PO#110-1574, MADE IN TAIWAN, C/NO:403. Страна происхождения - Тайвань. Представляет собой отдельное грузовое место. Всего 1 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –1.
21. Металлические карданные валы для автомобилей в сборе, черного цвета, бывшие в употреблении (видны явные следы их эксплуатации: потертости, грязь, царапины, коррозия). Каждый кардан представляет собой отдельное грузовое место и поставляется без упаковки. На каждом карданном валу имеется этикетка:
- 1. 01802004102, 4120911Е106, РВ91, Страна происхождения не установлена;
- 2. Логотип AUDI, 7L8521 102F GERMANY
Всего 2 шт. Количество грузовых мест товара данного наименования –2.
Таким образом, установлено 21 наименование незаявленного товара, общим количеством 68 единиц (67 грузовых мест), общим весом брутто – 5668,65 кг. Общее количество досмотренного товара – 147 единиц (145 грузовых мест).
** ****2021 вышеуказанный товар 21 наименование изъят в качестве предмета административного правонарушения и помещен на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «НСУ Логистику», (Псковская область, Пыталовский район, д. Уболенка).
** ****2021 посредством электронной почты от отправителя товара SIA «ESTMA» (ООО «ЭСТМА») поступили письменные пояснения по делу об АП от ** ****2021№**, согласно которых товар в контейнере №** должен был следовать из Риги согласно предоставленных покупателем груза инвойсов, количество мест 171, вес брутто 9007 кг, включая тару 40-ка фут контейнера (3900 кг), который также подлежит продаже получателю в Кыргызстане. Весь груз не упакован. Причину данного правонарушения SIA "ESTMA" не знает, но, вероятно, что при погрузке товара в контейнер со склада в США произошла ошибка подсчета товарных мест и их наименования, ответственность за это лежит на продавце товара в США, либо грузоотправителе со склада в США. Согласно имеющейся информации в инвойсах условия поставки CPT Бишкек, что означает, что груз до прибытия на станцию назначения - находится под ответственностью продавца EXCLUSIVE IMPEX Inc., USA. Представитель SIA "ESTMA" не присутствовал при загрузке товара в контейнер, которая происходила в США. Так как погрузка производилась на складе продавца в США, данный процесс не контролируется сотрудниками. И, к сожалению, SIA "ESTMA" не владеет информацией - был ли сделан учет погрузки, пересчет погруженных мест и их опись. Товар отгружался со склада продавца на территории Соединённых Штатов Америки, представитель компании не уполномочен проводить проверку загруженных товаров, так как по условиям работы с клиентом - наша ответственность начинается с приема груженого контейнера в порту Рига за пломбой отправителя. Товаросопроводительные документы - а именно инвойс Нp 1 от 02/06/2021, инвойс Hр 2 от 02/06/2021 и упаковочный лист без номера от 10/05/2021 - на основании которых сотрудниками SIA "ESTMA" были подготовлены железнодорожная накладная нр 01466033, счет-фактура нp 1 от ** ****2021 - были предоставлены до прибытия контейнера в порт Рига (** ****2021) представителем компании грузополучателя West Trade LLC, Бишкек. Взвешивание контейнера при отправке из Риги не осуществлялось. Товаросопроводительные документы для железнодорожной отправки заполняли сотрудники SIA "ESTMA" на основании предоставленных компанией-получателем West Trade LLC, Бишкек инвойса Нp 1 от 02/06/2021, инвойса Нp 2 от 02/06/2021 и упаковочного листа без номера от 10/05/2021 15458. Коносамент морской линии EVERGREEN LINE (ир 100053585) данный факт подтверждает. Согласно указанных инвойсов были оформлены сопроводительные документы для отправки по железной дороге, в том числе перевод инвойса для таможенного оформления, железнодорожная накладная и дополнительный лист к железнодорожной накладной. Данная поставка осуществлялась на основании согласованной ставки с клиентом SIA «ESTMA» за перевозку 40-ка фут собственного контейнера по маршруту : Рига Порт эксп - ФИО1. В купле-продаже товара SIA "ESTMA" не участвует, так как род деятельности компании - мультимодальные и железнодорожные перевозки. Все отношения по купле-продаже товара есть только между продавцом груза в США и покупателем груза в Кыргызстане. Задача SIA "ESTMA" принять контейнер в порту Рига и за пломбами отправителя - отправить грузополучателю, согласно инструкции Клиента. SIA "ESTMA" выполняет только функции экспедитора, договора на поставку товара нет.
В соответствии с п.1, п.2, п.3 ст. 6 Договора от 29 мая 2014 года «О Евразийском экономическом союзе» (далее – Договор), право ЕАЭС составляют: Договор, международные договоры в рамках ЕАЭС, международные договоры ЕАЭС с третьей стороной; Международные договоры ЕАЭС с третьей стороной не должны противоречить основным целям, принципам и правилам функционирования ЕАЭС, а случае возникновения противоречий между международными договорами в рамках ЕАЭС и Договором приоритет имеет Договор. Также в соответствии со ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым перевозчик ОАО «РЖД» обязан выполнять требования, установленные ТК ЕАЭС, которые в свою очередь имеют приоритетное значение над СМГС, приказом Минтранса России от 07.12.2016 № 374.
Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД», как профессиональный (таможенный) перевозчик, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 года, Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года, Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 года и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП России, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.
Установлено, что перевозка груза осуществлялась на основании СМГС.
В силу положения статьи 23 СМГС перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством Российской Федерации также установлено право железной дороги проверять сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. Так данная обязанность закреплена статьей 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав).
В случае если при проверке груза во время его перевозки или выдачи, перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС).
Кроме того, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции.
Таким образом, положения СМГС, Устава, ТК ЕАЭС, предоставляют перевозчику возможность для соблюдения требований ст. ст. 88, 89, 107, 108 ТК ЕАЭС в части сообщения в таможенный орган достоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров как при прибытии на таможенную территорию Союза, так и помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно примечанию к статье 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются документы, содержащие недостоверные сведения.
Статья 3 Конвенции о договоре международной перевозке грузов по дорогам (далее - КДПГ) от 19.05.1956 указывает, что перевозчик отвечает как за свои собственные действия, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках, возложенных на них обязанностей.
В соответствии со статьей 1 КДПГ Конвенция применяется ко всякому договору дорожной перевозки грузов за вознаграждение посредством транспортных средств. Таким образом, конвенция регулирует гражданско-правовые отношения между участниками перевозочного процесса, а не административно-властные отношения с участием таможенных органов.
На основании КДПГ перевозчик не освобождается от административной ответственности перед государственными органами за совершение таможенного правонарушения. Право перевозчика при принятии груза проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и размеров, внешнее состояние груза и его упаковки прямо предусмотрена статьей 8 КДПГ. В случае если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность вышеуказанных записей, он должен внести в накладную обоснованные оговорки.
Аналогичная позиция высказана и в Постановлении Пленума ВАС РФ №60 от 20 ноября 2008 года «… в тех случаях, когда в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.»
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что вина перевозчика выражается в ненадлежащем контроле за действиями уполномоченных лиц, не выполнивших надлежащим образом возложенных на них обязанности по проверке товара при погрузке, что привело к предоставлению таможенному органу товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товара.
Таким образом, предоставив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товара при перемещении товаров через таможенную границу России ОАО «РЖД» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Вина перевозчика ОАО «РЖД» подтверждается материалами: накладной СМГС №** от ** ****2021; счет-фактурой №** от ** ****2021, ж/д накладной №** от ** ****2021, ТД №**, АТД №**, пояснениями отправителя товара, иными материалами дела.
С учетом изложенного, суд находит вину перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ доказанной.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, отягчающее административную ответственность обстоятельство – повторное совершение однородного правонарушения, и, руководствуясь основной целью административного наказания – это предупреждение совершения новых правонарушений, полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи, без конфискации предмета правонарушения, который подлежит возвращения законному владельцу.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
ОАО «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Изъятый по административному делу товар, признанный предметом административного правонарушения, после надлежащего таможенного оформления вернуть законному владельцу – ОсОО «ВЕСТ Трейд» («WEST TRADE» LLC).
Банковские реквизиты для оплаты штрафа: Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москвы, БИК 024501901, Получатель: ИНН <***> КПП 773001001 Межрегиональное операционное УФК (ФТС России); Счет получателя: 40102810045370000002; Счет получателя средств 03100643000000019502, ОКТМО 45328000, КБК 15311601161010000140, код таможенного органа: 10209000, УИН 15310102090002586219. Поле «Назначение платежа»: Оплата штрафа по постановлению об административном правонарушении № 5-5952/2021 (протокол об АП № 10209000-2586/2021).
Разъяснить, что в соответствии со статьей 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок Вы вправе представить документ об уплате штрафа в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока постановление суда направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Вещественные доказательства: лазерный CD диск находящийся в конверте на л.д.100 – хранить при материалах дела, на весь срок хранения.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 года.
Судья /подпись/ Т.И. Семенова