ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 600006-01-2022-000139-94 от 27.04.2022 Гдовского районного суда (Псковская область)

Дело № 5-66/2022

УИД №60RS0006-01-2022-000139-94

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 апреля 2022 года г. Гдов Псковской области

Гдовский районный суд Псковской области в составе председательствующего Широкова А.А., при секретаре Кононовой Е.М., с участием должностного лица ООО «АВК Групп» ФИО1, его представителя ФИО2, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО11. действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев административное дело в отношении

ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца зарегистрированного и проживающего по адресу: , работающего заместителем Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «АВК Групп», ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 являясь должностным лицом заместителем Генерального директора) Общества с ограниченной ответственностью «АВК Групп» совершил неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, заключающееся в организации и проведении в границах территории Памятника археологии работ по прокладке водопровода и установке водозаборных колодцев без реализации согласованных Комитетом обязательных разделов об обеспечении Памятника археологии, предусмотренных планом проведения спасательных археологических полевых работ, согласованных с Комитетом.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

17 декабря 2021 года в ходе контрольного мероприятия в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», зарегистрированном в Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов российской Федерации – , состоящего на государственной охране в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. №176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения», а также приказом Государственного Комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 29.01.2018 №45, в границах земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: на северо-западной окраине деревни проведены земляные работы, а именно обнаружен свежевскопанный грунт от ворот церкви параллельно оградам церкви и кладбища до ограждения территории земельного участка с кадастровым номером длинной 15 метров и шириной 1,20 метров, а также от ограды церкви до места ввода в дом священника длинной 44.7 метра и шириной 1,2 метра. Кроме того, с южной стороны фасада объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Михаила Архангела» 1462г., установлены два водосборных колодца.

Между ООО «АВК Групп» и ООО «Псковская областная археологическая экспедиция» (далее ООО «ПОАЭ») 16.07.2021г. заключён договор в соответствии с которым ООО «ПОАЭ» по поручению ООО «АВК Групп» принимает на себя обязанность по проведению спасательных археологических полевых работ на Памятнике археологии в рамках проведения реставрационных работ. Работы по реставрации Памятника проводятся ООО «АВК Групп» на основании Разрешения от 25.11.2020, выданного Комитетом. Основанием для выдачи разрешения является Государственный контракт от 13.11.2020г.

13.12.2021г. в Комитет поступило сообщение от директора ООО «ПОАЭ» ФИО12 о проведении земляных работ по устройству водопровода в границах территории Памятника без соблюдения режима археологических исследований, то есть раскопок.

Таким образом, должностное лицо – заместитель генерального директора ООО «АВК Групп» ФИО3 своими действиями, осуществив земляные работы без проведения археологических полевых работ в границах территории Памятника «Церковь Михаила Архангела» 1462г. нарушил требования п. 5 ст. 5.1, п. 2 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ от 26.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Своими действиями совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 7.13 КоАП РФ.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

В судебном заседании ФИО3 вину в совершении административного правонарушения не признал, однако с протоколом об административном правонарушении согласился, пояснив суду, что он был ограничен сроками выполнения работ, установленными в Государственном контракте, ему необходимо было срочно до наступления холодов проложить водопровод, чтобы запустить отопление в помещение церкви, более того директор ООО «ПОАЭ» ФИО13. всячески затягивал проведение археологических полевых работ, хотя ему оказывалась необходимая помощь предусмотренная договором.

Как следует из пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – заместителя начальника отела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области ФИО14., заместитель Генерального директора ООО «АВК Групп» ФИО3 нарушил обязательные требования в области охраны объектов культурного наследия установленные пунктом 5 статьи 5.1, пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заключающиеся в организации проведения в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище», XV в., расположенного по адресу: на северо-западной окраине деревни земляных работ без реализации согласованных Комитетом мероприятий по обеспечению сохранности Памятника археологии, предусмотренных планом проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на Памятник археологии.

В ходе судебного заседания в качестве свидетеля был опрошен директор ООО «Псковская областная археологическая экспедиция» ФИО15 который пояснил суду, что действительно между ООО «АВК Групп» и ООО «Псковская областная археологическая экспедиция» (далее ООО «ПОАЭ») 16.07.2021г. был заключен договор на проведение археологических исследований на территории ОКН ФЗ Кобылье городище. Площадь исследования по договору составляет 282 кв. м. Договор был подписан, и в течение двух недель ему был выдан открытый лист разрешение на проведение археологических исследований от Министерства культуры РФ. В пункте 3.4 подписанного договора, обозначен срок перечисления аванса 15 банковских дней. Это требование договора со стороны заказчика выполнено не было. Только 13 октября 2021 года от директора ООО «АВК Групп» он получил гарантийное письмо, по которому ООО «АВК Групп» в срок до 1 ноября 2021 года гарантировало перечисление аванса. 17 октября 2021 года он приступил к работам, хотя готов был это сделать ещё 17 августа 2021 года. 01 ноября 2021 года аванс не был перечислен, его перечислили только 22 ноября 2021 года. По договору он имел право отложить проведение работ до момента получения аванса, это все зафиксировано в договоре. Действительно ему приходилось приостанавливать работы. По действующему договору обязанностью заказчика является предоставление рабочих землекопов. Это все выполнялось неаккуратно, несвоевременно, не в полном объеме. Работы должны проводиться под укрытиями, с освещением и отоплением. Об этом он неоднократно уведомлял руководство ООО «АВК Групп». 3 декабря 2021 года он был вынужден остановить работы, так как не было условий для её продолжения, стояли сильные морозы, были сугробы снега. Об этом 4 декабря 2021 года он письменно оповестил генерального директора ООО «АВК Групп». Когда в середине декабря 2021 года он снова оказался в д. Кобылье городище, увидел, что траншея вдоль участка под водопровод выкопана, в траншее фиксируется культурный слой порядка 20-30 сантиметров. Был составлен акт об уничтожении участка культурного слоя. Речь идет не о разрушении, а об уничтожении.

Суд, выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, правонарушителя, его представителя, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему: Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для наложения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно п. 5 ст. 5.1 Закона N 73-ФЗ особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Как следует из п. 2 ст. 36 Закона N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно ч. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в том числе, обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно ч. 4 ст. 7.13 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшие причинение вреда объекту культурного наследия, в том числе выявленному объекту культурного наследия, либо уничтожение объекта культурного наследия, в том числе выявленного объекта культурного наследия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечёт наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до шестисот тысяч рублей.

Исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о том, что вина ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.13 КоАП РФ подтверждается имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении от 16 февраля 2022 года, составленным заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора в области охраны объектов культурного наследия ФИО16., согласно которому ФИО3 допустил нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно п. 5 ст. 5.1, п. 2 ст. 36 Федерального закона №73-ФЗ от 26.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», заключающееся в организации проведения в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», расположенного по адресу: на северо-западной окраине деревни земляных работ без реализации согласованных Комитетом мероприятий по обеспечению сохранности Памятника археологии, предусмотренных планом проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на Памятник археологии.

- копией акта от 17 декабря 2021 года проверки объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», с приложенными к нему фототаблицами (л.д.18-24);

- копией решения Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области от 27.12.2021 года, согласно которому была проведена внеплановая выездная проверка объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», расположенного по адресу: , восточный берег Чудского озера (л.д.25-29);

- копией акта внеплановой выездной проверки от 28 января 2022 года объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», с приложением фототаблицы к нему (л.д.35-44);

- актом о повреждении объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век», расположенного по адресу: , восточный берег Чудского озера от директора ООО «Псковская областная археологическая экспедиция» ФИО17. с приложением схемы и фототаблицы к нему (л.д.46-49);

- договором от 16 июля 2021г. заключённым между ООО «АВК Групп» и ООО «Псковская областная археологическая экспедиция» (далее ООО «ПОАЭ») в соответствии с которым ООО «ПОАЭ» по поручению ООО «АВК Групп» принимает на себя обязанность по проведению спасательных археологических полевых работ на Памятнике археологии в рамках проведения реставрационных работ и приложением к нему (л.д.50-57);

- приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 декабря 2016г. О регистрации объекта культурного наследия федерального значения «Кобылье городище XV век» (Псковская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (л.д.60);

- приказом Государственного комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия от 29.012018г. «Об утверждении границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище» XV-XVI вв., расположенного по адресу: на северо-западной окраине деревни и схемой к нему (л.д.61-62).

- государственным контрактом от 13.11.2020г. на проведение реставрационных работ на объекте культурного наследия федерального значения «Церковь Михаила Архангела», XV в., ()

Кроме того, суд учитывает в качестве доказательств вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.13 КоАП РФ пояснения свидетеля - директора ООО «ПОАЭ» ФИО18 данных им в ходе судебного заседания. Оснований сомневаться в его показаниях у суда не имеется, поскольку они согласуются с иными доказательствами по делу.

Все документы, имеющиеся в административном деле, исследованные в ходе судебного заседания, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований административного законодательства при составлении указанных документов судом не выявлено.

Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, а в совокупности достаточными для установления вины ФИО3, в действиях которого усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.13 КоАП РФ.

С содержанием протокола об административном правонарушении ФИО3 был ознакомлен, путём его направления судом по почте, права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ ему были разъяснены, при этом никаких замечаний и заявлений им принесено не было.

Доводы ФИО3, что он был ограничен сроками выполнения работ, установленными в Государственном контракте, что ему необходимо было срочно до наступления холодов проложить водопровод, чтобы запустить отопление в помещение церкви, что директор ООО «ПОАЭ» ФИО19. всячески затягивал проведение археологических полевых работ, хотя ему оказывалась необходимая помощь, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку все значимые документы по согласованию и реставрации вышеуказанного объекта культурного наследия, в том числе и договор о проведении спасательных археологических полевых работ подписаны руководителем ООО «АВК Групп» ФИО20., о которых знал её заместитель ФИО3 Также доводы ФИО3 опровергаются исследованными в суде документами и показаниями свидетеля.

Таким образом, в действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.13 КоАП РФ – выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом возложенных на него должностных обязанностей, повлекшее причинение вреда объекту культурного наследия, заключающееся в организации и проведении в границах территории Памятника археологии работ по прокладке водопровода и установке водозаборных колодцев без реализации согласованных Комитетом обязательных разделов об обеспечении Памятника археологии, предусмотренных планом проведения спасательных археологических полевых работ, согласованных с Комитетом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО3 является должностным лицом и обязан был осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.13 КоАП РФ.

В то же время, в соответствии со статьёй 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Формулировка статьи 2.9 КоАП РФ позволяет относить решение вопроса о малозначительности деяния к сфере судебного (административного) усмотрения. Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2003 года №349-О, из содержания статьи 2.9 КоАП РФ следует, что законодатель предоставил право суду по своему усмотрению принимать решение об освобождении лица от ответственности и самостоятельно в каждом случае определять признаки малозначительности.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (пункт 21) если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чём должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

В качестве критериев малозначительности совершённого правонарушения в данном случае суд учитывает причины и условия совершения правонарушения, степень влияния противоправных действий физического лица на общественные отношения, составляющие объект посягательства.

Суд считает, что действия ФИО3 были направлены на благоустройство объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Михаила Архангела», XV в., каких-либо артефактов при выполнении земельных работ ООО «АВК Групп» обнаружено не было и доказательств в материалы дела не представлено, поэтому какого-либо существенного вреда или каких-либо тяжких последствий от действий ФИО3 не наступило.

С учётом изложенного, принимая во внимание обстоятельства дела, то, что при наличии в действиях ФИО3 признаков состава правонарушения, ролью правонарушителя, общественной опасностью совершённого правонарушения, отсутствием тяжких последствий от правонарушения, причинами и условиями совершения правонарушения, суд полагает возможным освободить ФИО3 от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения с объявлением устного замечания.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ФИО3 от административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 7.13 КоАП РФ, объявив ему устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Гдовский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: А.А. Широков