Дело № 5-103/2021
УИД № 61RS0009-01-2021-000141-82
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
25 февраля 2021 года <...>
Судья Азовского городского суда Ростовской области Нижников В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО2 и его защитника адвоката Николаева А.Б., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО12, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ в отношении должностного лица – начальника отряда «Волна 12-214» ООО «Кубаньархеология» ФИО1, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела охраны объектов культурного наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО12 в отношении должностного лица начальника отряда «Волна 12-2014» «Кубаньархеология» ФИО10. был составлен протокол об административном правонарушении №, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ.
Основанием для составления протокола послужил факт того, что проведение полевых археологических работ на земельном участке с кадастровым номером: № начальником отряда «Волна 12-214» ООО «Кубаньархеология» ФИО1 осуществлялось в отсутствие держателя открытых листов (разрешений) от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3, что противоречит пункту 1.14 Положения о порядке проведения археологических работ и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук Российской академии наук от 20.06.2018 № 32, согласно которому держатель разрешения (открытого листа) является основным исполнителем выполняемых полевых работ, автором научного отчета и несет личную ответственность, вплоть до прекращения действия разрешения (открытого листа) за качество выполнения взятых на себя полевых работ, подготовку и сдачу научного отчета.
Держатель разрешения (открытого листа) на месте археологических полевых работ определяет последовательность их выполнения, выбирает методику исследований, ведет полевой дневник, осуществляет контроль за ходом работ, графической и фотографической фиксацией, а также за первичной камеральной обработкой полученных материалов, в том числе, непосредственно участия в указанных полевых работах. Недопустимо продолжительное, немотивированное отсутствие держателя разрешения (открытого листа) на месте проведения работ и передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в телефонном режиме его попросили подъехать на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>. По приезду на место у него взяли объяснения, в связи с тем, что на него оказывалось давление, он волновался и указал неверную дату (с ДД.ММ.ГГГГ) отсутствия ФИО3 Сотрудниками экспедиции ДД.ММ.ГГГГ была освежена зачистка нижнего участка восточной стенки ранее прокопанного котлована под фундамент лестничного спуска, зачистка показала, что в месте строительства лестничного спуска овраг заполнен мусором. Кроме того, пояснил, что при проведении полевых археологических работ ФИО3 постоянно присутствовал.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, действующий на основании ордера ФИО4 судебном заседании просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО9 в судебное заседание явилась, полагала, что в действия ФИО1 следует квалифицировать по части 1 статьи 7.15 КоАП РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения должностного лица ФИО1 к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 7.15 КоАП РФ предусматривает ответственность за проведение археологических полевых работ без полученного в установленном порядке разрешения (открытого листа), если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (открытым листом) и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов, добытых в результате археологических полевых работ, а также инструментов и оборудования, использованных для археологических полевых работ.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Подпункт 2 пункта 1 данного закона определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Как следует из пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона; формирование и ведение реестра; проведение историко-культурной экспертизы; установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, незаконное перемещение объекта культурного наследия, причинение вреда объекту культурного наследия и осуществление действий, повлекших изменение предмета охраны данного объекта культурного наследия; согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно статье 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа).
Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.
Разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ, указанных в пункте 7 настоящей статьи.
В силу пункта 10 статьи 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.
Постановлением Российской академии наук от 20.06.2018 № 32 утверждено Положение о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчетной документации (далее – Положение).
Согласно пункту 1.12 Положения, юридические лица, организующие проведение археологических полевых работ, и держатели разрешения (открытого листа) несут ответственность за качество выполнения таких работ, камеральную обработку полученного в их ходе материала, своевременность представления и качество научного отчета об их выполнении.
Пунктом 1.14 Положения установлено:
- держатель разрешения (открытого листа) является основным исполнителем выполняемых полевых работ, автором научного отчета и несёт личную ответственность, вплоть до прекращения действия разрешения (открытого листа) за качество выполнения взятых на себя полевых работ, подготовку и сдачу научного отчета;
- держатель разрешения (открытого листа) на месте археологических полевых работ определяет последовательность их выполнения, выбирает методику исследований, ведёт полевой дневник, осуществляет контроль за ходом работ, графической и фотографической фиксацией, а также за первичной камеральной обработкой полученных материалов, в том числе, непосредственно участвуя в указанных полевых работах;
- недопустимо продолжительное, немотивированное отсутствие держателя разрешения открытого листа) на месте проведения работ и передача руководства археологическими полевыми работами другому лицу.
Материалами дела установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ около ДД.ММ.ГГГГ в рамках осуществления мероприятий по заданию от ДД.ММ.ГГГГ№ специалистом-экспертом отдела по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов археологического наследия комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области ФИО5, на земельном участке, не относящемуся к объекту осмотра (согласно заданию) зафиксировано фактическое обнаружение проведения археологических полевых работ на земельном участке с кадастровым номером №, то есть на территории объектов археологического наследия федерального значения - «Городище Азака-Тана с некрополем» и «Некрополь Крепостного городища», состоящих на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992 № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области» (далее - объекты археологического наследия) в отсутствие держателя открытых листов от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО3
Археологические полевые работы производились под руководством ФИО1, у которого не имелось открытого листа (разрешения) на проведение вышеуказанных работ.
Открытый лист от ДД.ММ.ГГГГ№ получен ФИО3, наделяющим его правом проведения археологических полевых работ на территории объектов культурного наследия в зоне <адрес>, а именно археологических раскопках на объектах культурного наследия в целях их изучения и сохранения.
В открытом листе от ДД.ММ.ГГГГ№ также указано, что передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному открытому листу другому лицу запрещается. Срок действия открытого листа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Открытый лист от ДД.ММ.ГГГГ№ получен ФИО3, наделяющим его право проведения археологических полевых работ на территории объектов культурного наследия в зоне <адрес><адрес>, а именно археологического наблюдения на указанных объектах археологического наследия.
В открытом листе от ДД.ММ.ГГГГ№ также указано, что передоверие права на проведение археологических полевых работ по данному открытому листу другому лицу запрещается. Срок действия открытого листа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 были даны объяснения, согласно которым, он является сотрудником ООО «Кубаньархеология», на момент проверки является руководителем археологических полевых работ и старшим научным сотрудником ЮНЦУ РАН. Открытый лист (разрешение) на проведение археологических полевых работ на вышеуказанном земельном участке ему не выдавался. ФИО1 пояснил, что держателем открытого листа является ФИО3, который отсутствовал с ДД.ММ.ГГГГ при проведении полевых археологических работ.
ФИО1 указал, что в связи со срочностью работ и невозможностью их остановки из-за отсутствия держателя открытого листа ФИО3 проводились работы по зачистке котлована.
Поскольку место проведения археологических полевых работ специалистом-экспертом отдела по исполнению переданных полномочий Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов археологического наследия комитета по охране объектов культурного наследия <адрес> было определено на <адрес>
Кроме того, ФИО3 и ФИО1 в своих объяснительных не отрицают факт того, что сотрудниками экспедиции была освежена зачистка нижнего участка восточной стенки ранее прокопанного котлована под фундамент лестничного спуска, зачистка показала, что в месте строительства лестничного спуска овраг заполнен мусором. Полученные результаты подтверждают вывод, сделанный в «Корректировке плана» о том, что вся эта территория представляет собой глубокий овраг, засыпанный строительным и бытовым мусором. Территория благоустройства в пределах лестничных спусков и мест высадки зеленых насаждений, которая формально, без должного обследования, была включена в границы <адрес>», не имеет признаков культурного наследия.
Вместе с тем в соответствии с согласованным комитетом «Планом проведения спасательных археологических работ на территории объектов археологического наследия: «<адрес>
Согласно пункту 7 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ видами археологических полевых работ являются археологические разведки, археологические раскопки, археологические наблюдения:
1) археологические разведки – проведение на поверхности земли или под водой научных исследований объектов археологического наследия без осуществления земляных работ либо с осуществлением локальных земляных работ с общей площадью раскопов не более 20 квадратных метров на каждом объекте археологического наследия с исследованием культурного слоя путем заложения шурфов или без такового, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях выявления объектов археологического наследия, уточнения сведений о них или планирования мероприятий по обеспечению их сохранности;
2) археологические раскопки – проведение на поверхности земли, в земле или под водой научных исследований объектов археологического наследия посредством земляных и связанных с ними работ, в том числе с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов, в целях изучения и сохранения объектов археологического наследия;
3) археологические наблюдения – проведение научных исследований объектов археологического наследия на поврежденных участках территорий объектов археологического наследия в целях выявления на них археологических предметов и сохранившихся участков культурного слоя и (или) исследуемых методами археологических раскопок конструктивных составляющих объектов археологического наследия.
Учитывая изложенное, для проведения археологического наблюдения необходимо разрешение (открытый лист) - документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ.
Кроме того, согласно плану проведения археологических полевых работ на территории <адрес>
Так из документов, представленных в рамках административного расследования, усматривается, что ФИО3 отсутствовал не один день на месте проведения спасательных археологических работ. Из объяснений в материалах дела ФИО3, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал на земельном участке, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ был болен, <данные изъяты>, на данном участке в его отсутствие проводилась зачистка нижнего участка восточной стенки ранее прокопанного котлована под фундамент лестничного спуска, в связи срочностью выполнения работ согласно проекту. Вместе с тем, выявлено его отсутствие при проведении спасательных археологических работ ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, в обосновании доводов ФИО3 суду не представлен больничный лист, либо иные доказательства, подтверждающие уважительность отсутствия последнего на месте проведения спасательных археологических работ ДД.ММ.ГГГГ.
Представленные в судебном заседании документы, а именно табель учета рабочего времени от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приказ о переносе выходных дней от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, служебная записка ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительная записка ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ не могут являться бесспорным доказательством по делу об АП, подтверждающие уважительность отсутствия ФИО3 при проведении археологических работ, поскольку не согласуются с представленными в материалах дела об АП иными доказательствами такими как: протокол об АП от ДД.ММ.ГГГГ№, протоколом опроса свидетеля ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснительной запиской ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ.
Представленное стороной защиты письмо Российской академии наук отделение историко-филологических наук от 16.02.2021 № 14102/217.2-4 о разъяснении непродолжительности времени отсутствия держателя открытого листа при проведении археологических полевых работ носит рекомендательный характер и не может служить руководством при проведении археологических полевых работ, так как Положением регламентировано присутствие держателя открытого листа при проведении археологических полевых работ. Более того, письмо лишь разъясняет пункт 1.14 Положения.
Доводы о том, что на ФИО1 оказывалось давление, нахожу несостоятельными, поскольку доказательств по данному факту не представлено, кроме того, из представленных стороной защиты объяснительных записок не усматривается об оказании сотрудником комитета давления на ФИО1
Как следует из части 1 статьи 28.1.1 КоАП РФ в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.24 или частью 2 статьи 12.30 КоАП РФ, составляется протокол осмотра места совершения административного правонарушения. Обязательное составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, не предусмотрено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ и исключающих производство по делу об административном правонарушении в ходе рассмотрения дела, выявлено не было.
Вина должностного лица – начальника отряда «Волна 12-214» ООО «Кубаньархеология» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, установлена совокупностью имеющихся в материалах дела и исследованных судом доказательств.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, служебной запиской, объяснениями, открытыми листами № и №, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что проведение полевых археологических работ на земельном участке, <адрес> в отсутствии держателя открытых листов ФИО3 свидетельствует о наличии события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ.
При назначении наказания, учитываю характер административного правонарушения, разъяснения данные в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствие обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица – начальника отряда «Волна 12-214» ООО «Кубаньархеология» ФИО1, санкцию, предусмотренную за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ и полагаю возможным назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в <данные изъяты>.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лицо – начальника отряда «Волна 12-214» ООО «Кубаньархеология» ФИО11 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.15 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в <данные изъяты>.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: <данные изъяты>
Оригинал платежного документа об оплате штрафа необходимо предоставить в Азовский городской суд Ростовской области.
Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае несвоевременной оплаты штрафа, согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья
Постановление в окончательной редакции изготовлено 25.02.2021.