ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-132 от 02.03.2011 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 7-132/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ 

02 марта 2011 года г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Шепелин Е.А., рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Элеваторхолдинг» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Аркадакского района Саратовской области от 11 октября 2010 года и решение судьи Аркадакского районного суда Саратовской области от 30 ноября 2010 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Элеваторхолдинг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Аркадакского района
Саратовской области от 11 октября 2010 года, оставленным без изменения решением судьи Аркадакского районного суда Саратовской области от 30 ноября 2010 года, ЗАО «Элеваторхолдинг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 40.000 (сорок тысяч) рублей.

Судом установлено, что в рамках внеплановой документарной проверки выполнения Аркадакским филиалом ЗАО «Элеваторхолдинг» обязательных требований в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проводимой на основании распоряжения ВрИД заместителя начальника Главного управления МЧС России по Саратовской области, со стороны проверяемой организации выявлено нарушение требований федерального законодательства и законодательства Саратовской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а именно: паспорт безопасности опасного объекта предприятия разработан формально; он не соответствует требованиям законодательства; отсутствует ситуационный план с нанесёнными на него зонами последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объекте, диаграмма социального риска, расчётно-пояснительная записка, которая является приложением к паспорту безопасности; паспорт безопасности опасного объекта не согласован с Главным управлением МЧС России по Саратовской области.

В жалобе, поданной в областной суд, ЗАО «Элеваторхолдинг» просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права – ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года
№ 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", которая не предполагает обязательного требования по разработке паспорта безопасности опасного производственного объекта. Ссылается, что суд при решении вопроса о наличии события административного правонарушения не применил Постановление Губернатора Саратовской области от 24 марта 2000 года № 96 "О сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области" (вместе с "Положением о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области"), регламентирующее порядок ведения данного реестра.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, оснований для её удовлетворения не нахожу в связи со следующими обстоятельствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Согласно преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу п. «в» ст. 14 данного закона организации обязаны, в том числе, обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

При этом, в целях реализации положений закона федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений" (протокол от 13 ноября 2003 г. N 4, подпункт 5а) Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Приказом № 506 от 04 ноября 2004 года утвердило типовой паспорт безопасности опасного объекта.

Данный документ устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта, предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций.

Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач:

определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения;

определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах;

оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте;

разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.

Вывод суда о том, что ЗАО «Элевторхолдинг» как собственник опасного объекта, имеющее лицензию на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, а также свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, обязано иметь оформленный в установленный с нормами действующего законодательства паспорт безопасности опасного объекта, правомерен, так как основан на анализе положений ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и приведённого выше Приказа МЧС России.

Несоблюдение данного требования закона образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ.

Вина ЗАО «Элеваторхолдинг» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе распоряжением от 13 августа 2010 года № 112 о проведении в отношении Аркадакского филиала ЗАО «Элеваторхолдинг» внеплановой документарной проверки (л.д. 15-16); уведомлениями о проведении данной проверки (л.д. 14, 17, 18-19); актом проверки, согласно которому в деятельности ЗАО «Элевторхоолдинг» выявлены нарушения требований законодательства (л.д. 11-13); уведомлениями о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 7-8, 9, 10); протоколом об административном правонарушении № 54 (л.д. 3-6); уставом ЗАО «Элеваторхолдинг» (л.д. 21-26); лицензией № ВП-51-001861 (ЗКС) от 09 декабря 2009 года (л.д. 30-32); свидетельством о регистрации опасных производственных объектов (л.д. 33-37); выпиской из сводного реестра потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области (л.д. 143); копией паспорта безопасности Аркадакского филиала ЗАО «Элеваторхолдинг» (л.д. 219-223),совокупности которых в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ дана надлежащая правовая оценка.

Полагаю, что судьями были полно и всесторонне оценены доказательства, представленные в материалы дела, всем им дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Оснований для переоценки представленных доказательств не усматривается.

Ссылка автора жалобы на неприменение по делу положений Постановления Губернатора Саратовской области от 24 марта 2000 года № 96 "О сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области" (вместе с "Положением о сводном Реестре потенциально опасных объектов, расположенных на территории Саратовской области") на законность судебных постановлений не влияет, так как законность включения опасного объекта, принадлежащего ЗАО «Элеваторхолдинг», в данный реестр, не являлась предметом судебной проверки. Кроме того, а материалах дела имеются достаточные доказательства, подтверждающие отнесение данного объекта к категории опасного, в том числе свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, эксплуатируемых ЗАО «Элеваторхолдинг» (л.д. 33-37).

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь п.1 ч.2 ст. 30.17, ст.30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Аркадакского района Саратовской области от 11 октября 2010 года и решение судьи Аркадакского районного суда Саратовской области от 30 ноября 2010 года, вынесенные в отношении закрытого акционерного общества «Элеваторхолдинг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу закрытого акционерного общества «Элеваторхолдинг» – без удовлетворения.