ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-167/17 от 09.03.2017 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 7-167/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Темрюк 09 марта 2017 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Метелкин Евгений Владимирович,

рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из министерства природных ресурсов <адрес> административный материал в отношении юридического лица - ООО «РН-Краснодарнефтегаз», имеющего юридический адрес: <адрес>,

об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В Темрюкский райсуд для рассмотрения по существу поступил материал о привлечении юридического лица - ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности по ст. 8.35 КоАП РФ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут в охотничьих угодьях, закрепленных за Темрюкской РО ККОООР, в местах постоянного обитания объектов животного мира на территории Курчанского сельского поселения <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в районе расположения месторождения «Чумаковское», эксплуатируемого ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на расстоянии 250-300 метров на запад от месторождения «Чумаковское» и на расстоянии 500-600 метров на северо-восток от 5-й насосной станции, в точке с географическими координатами N 45 градусов 22,022 минуты, Е 036 градусов 46,335 минут (WGS 84) обнаружен разлив нефтепродуктов на части территории чека и в сбросном канале, вызванный подземным разрывом нефтепровода, эксплуатируемого ООО «РН-Краснодарнефтегаз», в связи с чем ООО «РН-Краснодарнефтегаз» допустило уничтожение редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и <адрес> либо охраняемых международными договорами, а также произвело действия (бездействия), которые могут привести к гибели, сокращению численности и нарушению среды обитания этих животных.

Представители Министерства природных ресурсов <адрес>А, А, А, А, А, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании просили привлечь ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ.

Представитель Министерства природных ресурсов <адрес>А суду пояснил, что о ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в прекращении производства по делу необходимо отказать.

Представитель Министерства природных ресурсов <адрес>А суду пояснил, что вина ООО «РН-Краснодарнефтегаз» доказана полностью. Лицо, привлеченное к административной ответственности, правильно определено.

Представитель Министерства природных ресурсов <адрес>А суду пояснил, что весь земельный участок является объектом животного мира. Все животные находятся в состоянии естественной свободы. Среда обитания, которая пострадала, была нарушена. Данные красной книги являются официальным документом. Статья 8.35 КоАП РФ предусматривает вину, даже если нет гибели.

Представитель ООО «РН-Краснодарнефтегаз» А в судебном заседании вину в совершении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, не признал, просил прекратить в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.35 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, пояснив суду, что земельный участок с кадастровым номером сформирован под объект недвижимого имущества - рисовую оросительную систему, т.е. техногенную среду. Среда обитания и пути миграции животных должны представлять собой природную среду, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Фактически весь земельный участок покрыт инженерной рисовой системой, которая в свою очередь является частью Азовской оросительной рисовой системы. <адрес> составляет 58 млн. кв.м. Постановлением Президиума ВАС РФ установлено, что мелиоративные системы не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью. При этом и земельный участок и рисовая система являются единым целым, неразрывно связаны и не могут использоваться раздельно, независимо друг от друга, для различных целей и разными правообладателями. Целью устройства рисовой инженерной системы являлось улучшение земельного участка, придание ему особых, уникальных свойств, необходимых для выращивания риса в промышленных масштабах. ГСП «Светлый путь» в подтверждение использования земельного участка для выращивания риса представило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение сельскохозяйственных работ с ООО «Агрофирма «Северская», в котором с целью недопущения простоя земель, ухудшения их качества, засорения, подрядчик по заданию заказчика выполняет сельскохозяйственные работы по обработке земельного участка гербицидом сплошного действия, а также договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение сельскохозяйственных работ между ГСП «Светлый путь» и ООО «Агрофирма «Северская», по которому подрядчик выполняет весь комплекс сельскохозяйственных работ (механизированных и ручных работ полного цикла) по севу, выращиванию и уборке сельскохозяйственных культур, в том числе, риса на земельном участке с кадастровым номером , предусмотренные сезонной необходимостью, с целью недопущения простоя земель, ухудшения их качества, засорения. Все вышеуказанное установлено решением Арбитражного суда <адрес> по делу от ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, на застроенном и эксплуатируемом в промышленных масштабах земельном участке с кадастровым номером отсутствует среда обитания животных. Неверное лицо привлечено, работа гос.комиссии не завершена, акт выезда составлен без их участия. Бремя доказывания лежит на гос. органе. В связи, с чем имеются все основания для прекращения производства по делу.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля А, исследовав материалы дела, считает, что в действиях ООО «РН-Краснодарнефтегаз» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.35 КоАП РФ.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, использовании лесов, проведении геолого-разведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения и осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий.

Согласно ст.24 ФЗ «О животном мире» редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.60 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

Согласно п.5 и п.6 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, юридические и физические лица, действующие во всех сферах производства, обязаны своевременно информировать специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания о случаях гибели животных при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Юридические и физические лица, виновные в нарушении настоящих Требований, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Судья считает, что вина ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, подтверждается письменными материалами дела.

Так, исходя из информации ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от 23.11.2016г , копии журнала учета аварий, произошедших на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидротехнических сооружениях ООО «РН-Краснодарнефтегаз», копии журнала учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, объектах энергетики и гидротехнических сооружениях ООО «РН-Краснодарнефтегаз», сообщения Управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информационного письма Северо-Кавказского Управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 14:55 в ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на сборном нефтепроводе «ЮГМ2- ГЗУ «Чумаковское», ЦДНГ Чумаковского месторождения произошел отказ технического устройства и обнаружено нефтепроявление в месте подводного перехода трубопровода под каналом орошения рисовой системы.

Исходя из анализа документов, предоставленных в дело ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом ООО «РН-Краснодарснефтегаз», установлено, что согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, нефтепровод от скважины ЮМГ до ГЗУ «Чумаковская» протяженностью 5102 метра находится в аренде у ООО «РН-Краснодарснефтегаз», а трасса указанного нефтепровода проходит по картам рисовой оросительной системы, пересекая на своем пути 17 каналов, имеет всего 3 шаровых фланцевых АШСФ крана. Данный трубопровод, в том числе, пересекает сбросной канал, в который попали нефтепродукты, координаты пересечения сбросного канала и нефтегазопровода - градусов 16,662 минут, Е037 градусов 32,131 минут.

В ходе административного расследования установлено, что юридическое лицо ООО «РН-Краснодарнефтегаз» не обеспечило полную герметизацию систем транспортировки добываемого жидкого сырья на нефтепроводе ЮМГ до ГЗУ «Чумаковская».

Согласно акта обследования участков трансформированной или уничтоженной среды обитания животного мира при аварии, произошедшей на территории месторождения «Чумаковское» от ДД.ММ.ГГГГ, и приложенных к нему карты-схемы и фотографий, штатными сотрудниками Темрюкской РО ККОООР с участием представителей общественности произведено обследование территории охотничьих угодий, закрепленных за Темрюкской РО ККОООР, и выявлен факт нарушения среды обитания животного мира на территории Курчанского сельского поселения, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут в охотничьих угодьях, закрепленных за Темрюкской РО ККОООР, в местах постоянного обитания объектов животного мира на территории Курчанского сельского поселения <адрес>, в районе расположения месторождения «Чумаковское», эксплуатируемого ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на расстоянии 250-300 метров на запад от месторождения «Чумаковское» и на расстоянии 500- 600 метров на северо-восток от 5-й насосной станции, в точке с географическими координатами N 45 градусов 22,022 минуты, Е 036 градусов 46,335 минут обнаружен разлив нефтепродуктов на части территории рисового чека, в результате которого трансформирована среда обитания объектов животного мира площадью три целых четыре десятых гектара и залит сбросной канал жидкостью коричневого цвета, похожей на нефтепродукты площадью 0,71 (ноль целых семьдесят одна сотая гектара), общая площадь уничтоженной среды обитания составила 4,1 (четыре целых одна десятая гектара), а также обнаружено производство земляных работ, производимых техникой (экскаваторами, бульдозерами, автомобилями с цистерной для закачки и слива жидкости, большегрузными самосвалами), по заданию ООО «PH-Краснодарнефтегаз» - бульдозерами снимается верхний пласт грунта, на котором произрастает травянистая тростниковая и другая растительность и экскаватором грузится в самосвалы для вывоза; с восточной стороны очага загрязнения вырыта технологическая траншея, из которой автоцистернами откачивается вода вместе с жидкостью коричневого цвета, похожей на нефтепродукты и увозится в неизвестном направлении. Таким образом, в результате обследования участка установлено: трансформированной и уничтоженной среды обитания объектов животного мира на общей площади 41158 квадратных метров, в том числе: площадь территории, на которой разлиты нефтепродукты - 15400 кв. м, площадь трансформированной территории в результате работы тяжелой техники - 18630 кв. м, площадь загрязненного сбросного канала - 7128 кв. м.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГД на оказание услуг структурным подразделениям ООО «РН-Краснодарнефтегаз» профильным автотранспортом, заключенного между ООО «РН-Краснодарнефтегаз» и ООО «КНГ-Кубанское УТТ» для устранения разлива нефтепродуктов был задействован автомобиль КРАЗ г/н . Согласно п. 7.11 договора от ДД.ММ.ГГГГД на оказание услуг структурным подразделениям ООО «РН-Краснодарнефтегаз» профильным автотранспортом, ООО «КНГ-Кубанское УТТ» обязан производить оказание услуг в охранной зоне линий электропередач, нефтепроводов, линий связи и других коммуникаций под непосредственным руководством представителя заказчика, ответственного за безопасное производство работ.

Исходя из информации представленной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> и <адрес> единиц автотранспорта, принимавшего участие в ремонте трубопровода принадлежат юридическому лицу ООО «РН-Краснодарнефтегаз».

Согласно протоколов отбор (измерений) почвы и воды на предмет содержания нефтепродуктов в пробах, отобранных на месте разрыва нефтепровода и прилегающем канале, представленных ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> и <адрес>, при разрыве нефтепровода в среду обитания объектов животного мира попали нефтепродукты, кроме того, пробы, взятые в двух точках и загрязненного участка, показали значительную концентрацию нефтепродуктов, а именно: концентрация нефтепродуктов на глубине 0,5 метров в пробе превышает фоновый показатель в 67,24 раза, в пробе в 79,26 раза.

В результате разлива нефтепродуктов и при проведении последующих земляных работ по устранению этих последствий с применением землеройной и другой техники (в том числе автомобиля КРАЗ г/н ), юридическим лицом ООО «РН-Краснодарнефтегаз» допущено трансформирование и уничтожение почвенного покрова, травянистой, тростниковой и иной растительности на площади, указанной в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из справки охотоведа Темрюкской РО ККОООР ФИО1 к письму от ДД.ММ.ГГГГ, дневников егеря за 2016 год и 2015 год (егерский участок ), карты-схемы среды обитания и миграционных путей видов охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях Темрюкской РО ККОООР, на участке охотничьих угодий, закрепленных за Темрюкской РО ККОООР, где был обнаружен порыв нефтегазопровода месторождения «Чумаковское», принадлежащее ООО «РН-Краснодарнефтегаз», и прилегающей к ней территории согласно ежегодно проводимых учетов и наблюдений обитают животные и птицы, занесенные в Красную книгу РФ: выдра кавказская, норка европейская, серый сорокопут, ходулочник, шилоклювка, кулик-сорока, стрепет, степной лунь, каравайка, малый баклан. В дневниках егеря за 2016 год и 2015 год имеются записи производственных инспекторов о наблюдении за следующими объектами животного мира: стрекоза дозортик-император (Anax imperator), выдра кавказская (Lutra lutra meridionalis), норка кавказская европейская (Mustela lutreola), сорокопут серый (Lanius excubitor), каравайка (Plegadis falcinellus), степная лунь (Circus macrourus), стрепет (Tetrax tetrax), кулик-сорока (Haematopus ostralegus), шилоклювка (Recurvirostra avosetta), ходулочник (Himantopus himantopus), малый баклан (Phalacrocorax pygmeus) и другие виды, максимальная концентрация которых достигается в осенне-зимний период.

Согласно сообщения Кубанского научно-исследовательского центра «Дикая природа Кавказа» от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , в районе расположения месторождения «Чумаковское», эксплуатируемого ООО «РН-Краснодарнефтегаз» на расстоянии 250-300 метров на запад от месторождения «Чумаковское» и на расстоянии 500- 600 метров на северо-восток от 5-й насосной станции, в точке с географическими координатами N 45 градусов 22,022 минуты, Е 036 градусов 46,335 минут (WGS 84), подвергшийся негативному воздействию, является средой обитания животных и птиц, занесенных в Красную книгу РФ и Красную книгу <адрес>: дозортик-император (Anax imperator), выдры кавказской (Lutra lutra meridionalis), кавказской европейской норки (Mustela lutreola), серый сорокопут (Lanius excubitor). Разлив нефтепродуктов и последующие действия по снятию почвенного и растительного покрова привели к ухудшению и уничтожению среды обитания всех упомянутых видов животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и <адрес> (дозорщика-императора, кавказской выдры, кавказской европейской норки, серого сорокопута), а в результате загрязнения нефтепродуктами сбросного канала произошла безусловная гибель личинок дозорщика-императора в результате токсического воздействия нефтепродуктов, произошло ухудшение среды обитания дозорщика-императора в канале, на прилежащих тростниковых зарослях и околоводных сообществах вследствие их загрязнения токсичными нефтепродуктами, на территории чека произошло уничтожение среды его обитания вследствие сначала загрязнения, затем, механического уничтожения травянистой растительности, являвшихся местами размножения, местами охоты дозорщика-императора и местами обитания его жертв. Косвенный вред дозорщику причинен вследствие гибели в результате загрязнения и механического уничтожения растительности и почвы многочисленных насекомых, являющихся его трофическими объектами. На территории обследуемого участка произошло ухудшение среды обитания кавказской европейской норки и кавказской выдры вследствие загрязнения токсичными нефтепродуктами сбросного канала, тростниковых зарослей и околоводных сообществ, заброшенного чека, которое приводит к отравлению упомянутых животных вследствие попадания нефтепродуктов в дыхательные пути, пищеварительную систему, загрязнению кожного и волосяного покрова, что нарушает температурную регуляцию организма животных. Накопление токсичных веществ происходит также вследствие потребления в пищу рыб, в организмах которых содержатся нефтепродукты. Данные факторы могут привести (в том числе спустя некоторое время после негативного воздействия) к гибели норки и выдры, снижению эффективности их размножения. На территории обследуемого участка произошло ухудшение среды обитания серого сорокопута вследствие загрязнения среды его обитания (открытые пространства заброшенного чека), сокращению кормовой базы вследствие гибели мелких животных, являющихся его добычей (насекомые, мышевидные грызуны), отравления при потребления в пищу мелких животных, в организмах которых содержатся нефтепродукты.

Изложенная в данном сообщении информация представляет собой оценки состояния участка, подвергшегося негативному воздействию, его фауны, растительного покрова, служащего частью среды обитания объектов животного мира, сделанные экспертом на основании осмотра участка, испытавшего негативное воздействие, близлежащих участков с аналогичными экологическими характеристиками (для сравнения), сведений, собранных иными высококомпетентными и авторитетными исследователями, содержащихся в научной литературе, позволяющих ретроспективно составить представление о состоянии фауны и экологических особенностях участка, выявить которые в первоначальном состоянии оказалось невозможным на момент обследования в силу уже произошедшей утраты такого состояния (масштабной трансформации участка, его почвенного и растительного покрова, животного населения).

Исходя из материалов дела, подтверждением обитания в данной местности животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и <адрес>, является также факт обнаружения в 16-00 ДД.ММ.ГГГГ в сбросном канале, расположенном в 100 метрах на запад от месторождения «Чумаковское» в ходе осуществления производственного охотничьего надзора производственным инспектором Темрюкской РО ККОООР А, мертвой особи выдры кавказской (Lutra lutra meridionalis). Обнаруженное животное ДД.ММ.ГГГГ было изъято сотрудниками полиции и направлено на экспертизу. По заключению ветврача 1-й категории ГБУ ветуправления <адрес>А от ДД.ММ.ГГГГ, на основании анамнестических данных, клинических признаков, патологоанатомического вскрытия, смерть животного наступила в результате паралича дыхательного центра и остановки сердца.

Как следует из материалов дела, по окончанию проведенного административного расследования гос.инспектором территориального сектора по <адрес> отдела федерального государственного охотничьего надзора и федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания АДД.ММ.ГГГГ с участием представителя юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» по ст. 8.35 КоАП РФ, согласно которого ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут при проведении рейдового мероприятия обнаружено, что в охотничьих угодьях, закрепленных за Темрюкской РО ККОООР, в местах постоянного обитания объектов животного мира на территории Курчанского сельского поселения <адрес> на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1305000:67, в районе расположения месторождения «Чумакское», эксплуатируемого ООО «РН-Краснодарснефтегаз» на расстоянии 250-300 метров на запад от месторождения «Чумаковское» и на расстоянии 500-600 метров на северо – восток от 5-й насосной станции, в точке с географическими координатами градусов 22,022 минуты, Е036 градусов 46,335 минут произошел разлив нефтепродуктов на части территории чека и в сбросном канале, вызванный подземным разрывом нефтепровода, в результате разрыва нефтепровода и проводимых ООО «РН-Краснодарнефтегаз» земляных и иных работ допущено загрязнение и уничтожение почвенного покрова, травянистой, тростниковой и иной растительности на указанной площади, загрязнение водотока (сбросного канала), являющихся естественной средой обитания объектов животного мира, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и <адрес> либо охраняемых международными договорами, указанными действиями юридического лица нарушены: ч. 2 ст. 24 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О животном мире», ч.1 ст. 60 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об охране окружающей среды», п. 8.2 и п. 8.4 Положения о Красной книги <адрес>, утвержденного постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О ведении Красной книги <адрес> и внесении изменений в постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Красной книге <адрес>»».

Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом ООО «РН-Краснодарнефтегаз» приведенных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в рамках проведенного административного расследования не представлено.

Исходя из свидетельства о государственной регистрации юридического лица, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ.

Судья считает несостоятельными доводы представителя ООО «РН-Краснодарнефтегаз» об отсутствии в материалах административного дела акта технического расследования установленной формы. Согласно пункта 2 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, акт технического расследования является обязательной частью материалов технического расследования. Кроме того, приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что данный правовой акт оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Однако в действующем законодательстве отсутствуют подобные требования к мероприятиям по контролю в рамках осуществления государственного надзора, отнесенных к компетенции министерства.

Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в соответствии с требованиями, установленными ст. 28.2 КоАП РФ.

В обоснование доводов представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в судебном заседании был допрошен свидетель А, которая суду пояснила, что она закончила факультет экологии Кубанского Аграрного Университета, защитила диссертацию, занимается вопросами окружающей среды. Если говорить о среде обитания животного мира, то почему не были привлечены сотрудники организации. В материалах дела имеется литературный обзор и нет натурного обследования. Рядом находиться организация, где чувствуется выброс, наличие столько факторов, ставит под сомнение. Она была на месте - животные там замечены не были, и погибшие тоже не замечены.

Суд относится критически к показаниям свидетеля А, поскольку изложенные свидетелем обстоятельства не конкретизированы, абстрактны. При этом, при проведении административного расследования были совершены необходимые процессуальные действия, собраны и исследованы документы, достаточные для составления протокола об административном правонарушении. Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.35 КоАП РФ, является формальный, следовательно, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности. Оконченным это правонарушение считается с момента, когда допущено такое нарушение. Оно может быть совершено как в форме действия, так и бездействия.

Довод представителя ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о том, что земельный участок, на котором выявлено правонарушение, относится к техногенной среде, поэтому не попадает под определение «природная среда», указанное в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире», является несостоятельным, направлен на иное, неправильное толкование норм действующего законодательства и на уклонение ООО «РН-Краснодарнефтегаз» от административной ответственности за совершенное правонарушение.

Таким образом, бездействие и действия ООО «РН-Краснодарнефтегаз» правильно квалифицированы по ст. 8.35 КоАП РФ – бездействие и действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, материалами дела подтверждается событие и состав вменяемого юридическому лицу ООО «РН-Краснодарнефтегаз» административного правонарушения.

При указанных обстоятельствах дела об административном правонарушении бездействие и действия ООО «РН-Краснодарнефтегаз», образуют объективную и субъективные стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ. Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении отсутствуют.

При определении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении наказания ООО «РН-Краснодарнефтегаз» суд учитывает, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не имеется. С учетом данных обстоятельств судья считает необходимым назначить ООО «РН-Краснодарнефтегаз» наказание в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 8.35 КоАП РФ, без конфискации орудий добычи животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ООО «РН-Краснодарнефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.35 КоАП РФ, и назначить ООО «РН-Краснодарнефтегаз» наказание по ст. 8.35 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Штраф должен быть оплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Метелкин