ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-471/2014 от 09.04.2014 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 г. Темрюк                                                                                                       09 апреля 2014 года

 Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Назаренко С.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>, зарегистрированного и проживающего в <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 19.03.2014г., около 09 часов 50 минут, в г. Темрюке по ул. <адрес>, в ходе личного досмотра ФИО1 обнаружено и изъято: из левого верхнего нагрудного кармана куртки – мобильный телефон «Айфон» в корпусе белого цвета с сим-картой мобильной связи МТС, в левом боковом кармане куртки, в уголке и шовной части кармана обнаружены частицы растительного вещества серо-зелёного цвета, в связи с чем, произведён срез левого бокового кармана куртки, надетой на досматриваемом, а также, были произведены смывы с ладоней и пальцев рук.

 Согласно заключению эксперта № от 27.03.2014г., измельчённое вещество растительного происхождения серо-зелёного цвета, является наркотическим средством – хинолин-8-ил-1-пентил-1Н-индол-3-карбоксилат, массой 0,037г., которое он незаконно хранил.

 Согласно заключению эксперта № от 27.03.2014г., на поверхности двух ватных тампонов со смывами с рук ФИО1, обнаружены следовые количества наркотического средства хинолин-8-ил-1-пентил-1Н-индол-3-карбоксилат, массой 0,0001г.

 Как видно из пояснений в суде лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1 виновным себя в совершении административного правонарушения не признал, суду пояснил, что 19.03.2014г., он приехал на производственную площадку, вслед за ним приехал автомобиль, из которого выскочил спецназ, ФИО2 обращался к сотрудникам наркоконтроля с просьбой пригласить адвоката, однако ему было отказано, наркотических средств он не употреблял. В тот момент на производственной площадке находился весовщик, помощник бухгалтера и два понятых, которые приехали с сотрудниками наркоконтроля, их не приглашали в присутствии ФИО1 Каких-либо наркотических средств у него с собой не было.

     Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, Безруков А.Н., суду пояснил, что его подзащитный наркотические средства не употребляет, он не курит даже обычные сигареты, не носит с собой зажигалок. В заключении эксперта не указано, в каком кармане находилось наркотик содержащее вещество, то что оно найдено в швах кармана – не означает, что ФИО1 имел умысел. Понятой Колесников участвовал в 48 аналогичных делах в качестве понятого, в связи с чем, его участие по данному делу в качестве понятого является незаконным, поскольку он может быть заинтересован в исходе дела.

     Представитель ОС РУ ФСКН России по КК, М, суду пояснил, что 19.03.2014г. поступила оперативная информация о том, что у ФИО1 хранится наркотическое средство, в связи с чем, был осуществлён выезд по адресу: <адрес>, 1/1. В ходе осмотра изъят жёсткий диск с камерой видеонаблюдения, который впоследствии, был возвращён. Уничтожать видеозапись не было цели. Адвоката ФИО1 не требовал. При личном досмотре у него в левом боковом кармане куртки, в уголке шовной части кармана обнаружены частицы растительного вещества – наркотическое средство. Изъятие происходило путём среза левого бокового кармана куртки, а также были проведены смывы с ладоней и пальцев рук, фотосъёмка не велась, был привлечён спецназ. Фотоиллюстрация проводилась экспертом в <адрес>. Понятые были привлечены в <адрес>, утром, примерно в 09 часов утра, М встретил Л на <адрес>, предложил ему поучаствовать в качестве понятого. Второго понятого – ФИО3, также встретил в <адрес>, в какое время – не помнит, предложил ему поучаствовать в мероприятии в качестве понятого.

 Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, других участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.8 КоАП РФ не доказано, поскольку из представленных в материалы дела доказательств не представляется возможным достоверно установить причастность ФИО1 к совершению незаконного приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконного приобретения, хранения, перевозки без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

 Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон об ОРД), оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

 В соответствии со ст. 2 указанного Закона, задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации.

 Согласно ст. 7 Закона об ОРД, Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

 1. Наличие возбужденного уголовного дела.

 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

 3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

 4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

 5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 Статьёй 11 Закона об ОРД установлено, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений.

 Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

 Представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

 Таким образом, Законом об ОРД установлен определённый порядок проведения и использования результатов оперативно-розыскных мероприятий.

 Как следует из материалов дела и пояснений представителя ОС РУ ФСКН России по КК, в ОС РУ ФСКН России по КК поступила оперативная информация о готовящемся преступлении, в связи с чем, на основании распоряжения руководителя рапорт оперуполномоченного 6 отдела ОС РУФСКН России по <адрес> М был зарегистрирован в КУСП и на его основании был произведён досмотр ФИО1

 Таким образом, указанные действия были выполнены в нарушение Закона об ОРД, без представления их дознавателю, следователю путем рассекречивания результатов ОРД, а рапорт оперативного работника был зарегистрирован в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении и уголовно-процессуальным законом, как сообщение о преступлении.

 Вместе с тем, рапорт оперативного работника не являлся основанием для его регистрации в КУСП как сообщения о преступлении и поводом для проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ, как того требует ст. 140 УПК РФ, в которой закреплен исчерпывающий перечь таких поводов.

 В момент же задержания ФИО1 его досмотр и изъятие обнаруженного при нем вещества серо-зеленого цвета происходит уже в рамках кодекса об административных правонарушениях, без постановления руководителя правоохранительного органа о проведении проверки исполнения законодательства об обороте наркотиков и наркотикосодержащих веществ, а также без согласия прокурора на ее проведение. Что также недопустимо и противоречит нормам действующего законодательства.

 В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

     В ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что в момент изъятия у ФИО1 наркотического средства, сотрудниками, проводившими изъятие, видео и (или) фото фиксация не велась, что вызывает у суда сомнения в том, что изъятое вещество является именно тем веществом, которое было представлено на исследование эксперту.

     Допрошенные в судебном заседании понятые Л и К показали, что в момент задержания ФИО1 они не присутствовали, а были доставлены к месту задержания уже после. Также они не смогли однозначно пояснить, как именно выглядело изъятое вещество, и в каком количестве изъято.

     Кроме того, установлено, что понятой К, являющийся представителем казачества, ранее неоднократно привлекался к участию в аналогичных мероприятиях в качестве понятого, что также вызывает у суда сомнения в его объективности и независимости мнения в отношение мероприятий, проводимых с участием ФИО1

     Суд пришёл к указанному выводу также и после того, как судом по ходатайству защитника ФИО1 – Безрукова А.Н., было истребовано уголовное дело № в отношении Б, осужденного по ч. 2 ст. 228 УК РФ, согласно материалам которого (л.д. 13-53), К в рамках данного дела также участвовал в качестве понятого.

           При таких обстоятельствах, производство по настоящему делу об административном правонарушению подлежит прекращению за недоказанностью наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.8 КоАП РФ.

           На основании изложенного, руководствуясь 29.10, 30.1, 30.3 КоАП РФ, судья,

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ФИО1 невиновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.8 КоАП РФ и прекратить производство по настоящему делу об административном правонарушении.

 Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, в течение 10 дней.

 Судья:                                                                                                                       С.А. Назаренко