ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-556/2013 от 13.09.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу №7-556/2013 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Темрюк                                                            13 сентября 2013 года

Судья Темрюкского районного суда Краснодарского края Назаренко С.А., рассмотрев поступившие из ОГИБДД ОМВД России по <адрес> материалы дела об административном правонарушении в отношение юридического лица                         ЗАО «Таманьнефтегаз», юридический адрес: <адрес>, ст.Тамань, <адрес>, привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

20.07.2013г., установлено, что, по адресу: А/Д Тамань-Веселовка 7км+500м 20.06.2013г., в 11 час. 26 мин., ЗАО «Таманьнефтегаз», в нарушение приложения № постановления Правительства № от 15.04.2011г., допустило управление водителем ФИО1 тяжеловесным транспортным средством КС-55713-1 г/н № выездом на дороги общего пользования без специального пропуска и специального разрешения, при условии, что получение таковых является обязательным. Нагрузка на ось № составила 8 234 кг, на ось № – 8 457 кг, при разрешенной нагрузке в 7 500 кг.

Представитель ЗАО «Таманьнефтегаз» ФИО2 по доверенности, вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения не признала, просила прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, пояснила, что пунктом 1 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

При этом данная статья не регулирует отношения, связанные с использованием автомобильных дорог для движения по ним специальных транспортных средств, не предназначенных для перевозки грузов.

Согласно ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - Устав) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке.

В соответствии с правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее - Постановление № 272) под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.

Решением Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № АКПИ12-1194 с ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими пункты 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом России ДД.ММ.ГГГГ (далее - Инструкция) и приложение № к данной инструкции в части, раскрывающей содержание понятия тяжеловесного груза (тяжеловесный груз - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе 1 Приложения 1) и устанавливающей параметры, в зависимости от превышения которых определяется плата в счет возмещения вреда, причиняемого автотранспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов» с ДД.ММ.ГГГГ из Инструкции исключены пункты 1.1-1.4, 1.6-4.1, главы 6-8, приложения 1-9.

Уставом и Постановлением 272 определен порядок перевозок грузов автомобильным транспортом, а именно: перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной (ст. 8, 18 Устава, п. 6 и 13 Постановления 272); в транспортной накладной (заказе-наряде) отмечается фактические дата и время подачи транспортного средства под погрузку, состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, масса груза и количество грузовых мест, масса нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах (ст. 12 Устава, п. 25 и п. 53 Постановления 272); перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную (п. 26 Постановления 272).

Ни водителем ФИО1 ни ЗАО «Таманьнефтегаз» при эксплуатации автокрана договор перевозки груза не заключался, транспортная накладная не составлялась и водителем (ФИО1) не подписывалась, в путевом листе отмечена работа крана по взвешиванию контейнеров, а не перевозки груза.

Помимо этого в паспорте на кран КС - 55713-1, заводом изготовителем указано, что расчетная нагрузка на задние оси составляет 156,0 (15,6), что существенно отличается от результатов взвешивания (16691 кг.).

Вместе с тем данная нагрузка соответствует требованиям весовых параметров транспортных средств, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», в котором разрешенная осевая масса составляет 18 тонн (п.3.2. приложения 4).

Пунктом 4.1. приложения 4 указанного постановления установлено, что если габаритные размеры транспортного средства превышают значения, указанные в разделе 1 настоящего приложения, либо если технически допустимая максимальная масса транспортного средства, или технически допустимая максимальная масса автопоезда, или технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей), превышает значения, указанные в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего приложения, то в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства делается запись о необходимости оформления специального разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное кран КС - 55713-1 может эксплуатироваться без получения специальных разрешений.

Ответственность за движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения предусмотрена ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дорожные знаки, с указанием предельно допустимой нагрузки на ось на данном участке автодороги не установлены, в связи с чем, ЗАО «Таманьнефтегаз» не могло совершить административное правонарушение.

    Представитель ОГИБДД ОМВД России по Темрюкскому отделу ФИО4 по доверенности, не согласился с доводами представителя ЗАО «Таманьнефтегаз», считает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ, полностью доказана имеющимися в деле доказательствами: протоколом <адрес> по делу об административном правонарушении, протоколом <адрес> об административном правонарушении, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, протоколом <адрес> об административном правонарушении, рапортом инспектора ДПС РДПС <адрес> от 30.06.2013г., актом № от 20.06.2013г., таблицей поверки весов автомобильных, распоряжением администрации Таманского сельского поселения <адрес> от 25.12.2012г. № 109-р «О временном прекращении движения транспортных средств по автомобильной дороге местного значения «Тамань-Волна» в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ».

Судья, выслушав представителя ЗАО «Таманьнефтегаз», представителя ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, исследовав материалы дела, а также административный материал в отношение ЗАО «Таманьнефтегаз», полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, исходя из технических характеристик, указанных в паспорте заводом-изготовителем КС-55713-1 является краном автомобильным с основной стрелой и гуськом, предназначенным для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ с обычными грузами на рассредоточенных объектах.

На основании технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» (далее - Постановление № 720) автокраны и транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами, относятся к специальным транспортным средствам.

Понятие специального транспортного средства раскрыто в Постановлении № (п. 5) и п. 2 методических рекомендациях по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО, утвержденных НИИАТ Минтранса России 12.10.2004, РФЦСЭ при Минюсте России 20.10.2004, ЭКЦ МВД России 18.10.2004, НПСО "ОТЭК" 20.10.2004.

Так, специальный автомобиль - транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций (в основном в стационарных условиях) и оснащенное специальным оборудованием для выполнения указанных функций. К специальным относятся пожарные автомобили, автокраны, автобетоносмесители, автомобили с компрессорными установками и т.д.

Грузовое транспортное средство, в том числе с полуприцепом или прицепом (прицепами), относится исходя из указанных правовых актов к специализированным автомобилям предназначено для перевозки определенных видов грузов (ст. 2 Устава) и оборудовано для этого специальным кузовом и (или) приспособлениями. Грузовые автомобили подразделяются на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач), автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач), автомобили-самосвалы.

Кроме того, перечень специализированных транспортных средств приведен в Постановлении № (приложение № 10), среди которых автокран отсутствует.

Отличие специализированных от специальных автомобилей состоит не столько в формулировке данных понятий, но также и в том, что первые выполняют свою главную работу во время движения, а вторые - в период остановки.

По общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 краны автомобильные относятся к продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения, а не грузового автомобиля.

Таким образом, исходя из указанных критериев, автокран КС-55713-1 является специальным транспортным средством, которое не предназначено для перевозки тяжеловесных грузов и не имеет технической возможности для перевозки тяжеловесных грузов (отсутствует место для размещения грузов), а грузоподъёмные машины, установленные на автомобильных шасси, не являются грузом.

Поскольку специальное транспортное средство КС-55713-1 не осуществляет перевозку тяжеловесных грузов и не предназначено для этого вида перевозок, специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов не требуется.

На основании изложенного требование о наличии специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов не распространяется на специальные транспортные средства, так как они не осуществляют перевозку груза.

В паспорте на кран КС - 55713-1, заводом изготовителем указано, что расчетная нагрузка на задние оси составляет 156,0 (15,6), что существенно отличается от результатов взвешивания (16691 кг.).

Вместе с тем данная нагрузка соответствует требованиям весовых параметров транспортных средств, установленных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», в котором разрешенная осевая масса составляет 18 тонн (п.3.2. приложения 4).

Пунктом 4.1. приложения 4 указанного постановления установлено, что если габаритные размеры транспортного средства превышают значения, указанные в разделе 1 настоящего приложения, либо если технически допустимая максимальная масса транспортного средства, или технически допустимая максимальная масса автопоезда, или технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей), превышает значения, указанные в пунктах 3.1 и 3.2 настоящего приложения, то в одобрении типа транспортного средства или в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства делается запись о необходимости оформления специального разрешения для передвижения такого транспортного средства по территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное кран КС -55713-1 может эксплуатироваться без получения специальных разрешений.

Ответственность за движение транспортных средств, общая фактическая масса которых либо нагрузка на ось которых превышает указанные на дорожном знаке, если движение таких транспортных средств осуществляется без специального разрешения предусмотрена ч. 5 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Дорожные знаки, с указанием предельно допустимой нагрузки на ось на данном участке автодороги не установлены, в связи с чем, ЗАО «Таманьнефтегаз» не могло совершить административное правонарушение.

Следовательно, при составлении протокола об административном правонарушении сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> применено Постановление № 272, устанавливающее правила перевозки грузов, не подлежащее применению, и соответственно неверно квалифицированы действия ЗАО «Таманьнефтегаз» по ч. 1 ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного в действиях ЗАО «Таманьнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пп.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Кроме того, исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что юридическим лицом, привлекаемым к административной ответственности, приняты все необходимые меры по соблюдению требований законодательства в области безопасности дорожного движения.

На основании вышеизложенного, учитывая, что автокран не осуществлял и в силу технических характеристик не может осуществлять перевозку тяжеловесного груза, в действиях ЗАО «Таманьнефтегаз» отсутствует состав административного правонарушения, что является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В данном случае в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения материала по делу об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношение юридического лица – ЗАО «Таманьнефтегаз», привлекаемого к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.21.1 КоАП РФ - прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:                                                                            С.А. Назаренко