ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7-585/12 от 02.10.2012 Саратовского областного суда (Саратовская область)

                                                                                    Саратовский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Саратовский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 7-585/12ПОСТАНОВЛЕНИЕ     02 октября 2012 года г. Саратов

Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу представителя ЗАО «Тандер» - Сафошкина М.С., действующего на основании доверенности от 28.12.2011 года, на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова от 18.07.2012 года и решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 05.09.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.13 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Тандер»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова от 18.07.2012 года ЗАО «Тандер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей, в связи с тем, что 30.05.2012 года при проведении комитетом социальной защиты населения г. Саратова министерства социального развития Саратовской области обследования магазина «Магнит» ЗАО «Тандер» на предмет его доступности для инвалидов, было установлено, что ЗАО «Тандер» не предприняло мер по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов в магазин, чем нарушена ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

Решением судьи Кировского районного суда г. Саратова от 05.09.2012 года постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова от 18.07.2012 года оставлено без изменения.

В своей жалобе в порядке надзора представитель ЗАО «Тандер» просит об отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений и прекращении производства, ссылаясь на нарушение административным органом при проведении проверки прав юридического лица, установленных ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно ЗАО «Тендер» не было заранее уведомлено о проведении проверки; не было ознакомлено с приказом (распоряжением) о проведении проверки; проведение проверки не прошло согласование в органах прокуратуры. Кроме того, заявитель полагает, что по данному делу были грубо нарушены нормы процессуального права – протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также без его надлежащего уведомления; в протоколе не расписано событие административного правонарушения; лицу, привлекаемому к административной ответственности не разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, а также не разъяснены обязанности; отчет об обследовании объектов социальной инфраструктуры является односторонним, без подписи законного представителя ЗАО «Тандер»; судом не исследован вопрос о наличии у общества технической возможности установки пандуса; протоколом об административном правонарушении не установлено отсутствие иных приспособлений, обеспечивающих удовлетворение потребностей инвалидов.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела в полном объеме, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным здания, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно ст. 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

Как следует из материалов дела, 30.05.2012 года специалистами комитета социальной защиты населения г. Саратова в ходе обследования магазина «Магнит», расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Рахова, д. 186, на предмет его доступности для инвалидов было установлено, что ЗАО «Тандер» не предприняло мер по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в магазин – перед входом магазина расположено крыльцо, состоящее из одной ступени, необорудованное пандусом, что не соответствует п. 3.9 СНиП 35-01-2001, дверной блок имеет порог более 2,5 см, не соответствующий требования п. 3.23 СНиП 35-01-2001.

Факт уклонения ЗАО «Тандер» от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры установлен судом на основании имеющихся в деле, полученных с соблюдением процессуальных требований доказательств, – протокола об административном правонарушении от 31.05.2012 года № 49 (л.д. 6), отчета об исследовании объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения (л.д. 8).

Доводы жалобы о нарушении административным органом при проведении проверки прав юридического лица, установленных ФЗ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно о том, что ЗАО «Тандер» не было заранее уведомлено о проведении проверки; не было ознакомлено с приказом (распоряжением) о проведении проверки; проведение проверки не прошло согласование в органах прокуратуры, являются несостоятельными по следующим основаниям.

Приказом Минсоцразвития Саратовской области от 30.09.2008 года N 613 "Об утверждении порядка составления должностными лицами министерства социального развития области протоколов об административных правонарушениях и методических рекомендаций по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения" утверждены методические рекомендации по проведению мониторинга объектов социальной инфраструктуры г. Саратова и Саратовской области на предмет их доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Предметом обследования путем проведения мониторинга является доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов, включая инвалидов-колясочников, и иных маломобильных групп населения.

Мониторинг проводится путем визуального обследования указанных объектов, после которого, при выявлении административных правонарушений уполномоченными должностными лицами министерства составляется протокол об административном правонарушении.

Кроме того, главой 28 КоАП РФ установлен порядок возбуждения дела об административном правонарушении, которой не предусмотрено уведомление лица о проведении в отношении него мониторинга, либо ознакомление с приказом/распоряжением о проведении данного мероприятия, а также согласование проверки в органах прокуратуры.

Нельзя согласиться и с доводами жалобы о нарушении процессуальных норм при составлении протокола. Уведомление о необходимости явки 31.05.2012 года в комитет социальной защиты населения г. Саратова представителя ЗАО «Тандер» для участия в рассмотрении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении и для дачи объяснений было вручено директору магазина ЗАО «Тандер» Н. Данные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела распиской от 30.05.2012 года (л.д. 7).

Доводы жалобы о том, что данная расписка не свидетельствует о надлежащем извещении законного представителя юридического лица, связана с переоценкой доказательств, оснований для которой не усматривается.

При наличии вышеуказанных сведений у комитета социальной защиты населения г. Саратова не имелось правовых препятствий для составления протокола об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Доводы жалобы о том, что при составлении протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, не были разъяснены права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, а также не разъяснены обязанности, не свидетельствуют о существенном нарушении процессуальных норм, учитывая, что протокол был составлен в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Ссылка в жалобе на односторонность отчета об обследовании объектов социальной инфраструктуры от 30.05.2012 года, который не содержит подписи законного представителя ЗАО «Тандер», не свидетельствует о его недопустимости в качестве доказательства, которое получило оценку в совокупности с иными имеющимися по делу доказательствами. Данных о том, что указанный отчет содержит недостоверную информацию, не имеется.

Неисследование судом вопроса о наличии у общества технической возможности для установки пандуса, как на то указывается в жалобе, не свидетельствует о неправомерности вывода о наличии в действиях ЗАО «Тандер» состава либо события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, поскольку обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа в магазин инвалидов возложена на ЗАО «Тандер» законом, при этом ЗАО «Тандер» было вправе самостоятельно определить форму исполнения данной обязанности, в том числе с учетом наличия либо отсутствия технической возможности установки пандуса.

Ссылка в жалобе на то, что протоколом об административном правонарушении не установлено отсутствие иных приспособлений, обеспечивающих удовлетворение потребностей инвалидов, не свидетельствует о незаконности судебных постановлений, которыми ЗАО «Тандер» привлечено к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ, поскольку ни материалы дела, ни надзорная жалоба не содержит данных о наличии каких-либо приспособлений, отвечающих требованиям действующего законодательства, для беспрепятственного пользования услугами ЗАО «Тандер» инвалидами.

Оценив конкретные обстоятельства по делу с учетом вышеуказанных норм, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ЗАО «Тандер» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ. Оснований для иного вывода не усматривается.

Наказание ЗАО «Тандер» назначено в пределах санкции ст. 9.13 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Оснований для отмены судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 7 Кировского района г. Саратова от 18.07.2012 года и решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 05.09.2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.13 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Тандер» оставить без изменения, жалобу представителя ЗАО «Тандер» - Сафошкина М.С. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда О.М. Ляпин