7-А-207/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Киров 21 июня 2019 года
Заместитель председателя Кировского областного суда И.Л. Сидоркин, рассмотрев жалобу представителя ООО «Облбытгаз» по доверенности Олиной Е.А. на вступившие в законную силу определение от 06.09.2018 старшего государственного инспектора отдела по контролю за коммунальными услугами Государственной жилищной инспекции Кировской области Я. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2019, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ООО «Облбытгаз» на указанное определение, по делу об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УС Т А Н О В И Л:
Определением от 06.09.2018 старшего государственного инспектора отдела по контролю за коммунальными услугами Государственной жилищной инспекции Кировской области Я. отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении собственников (пользователей) квартир № и № многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2019, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Областная организация бытового газового обслуживания» (далее по тексту - ООО «Облбытгаз»), указанное определение оставлено без изменения.
Определением судьи Кировского областного суда от 11.04.2019 в ходатайстве ООО «Облбытгаз» в восстановлении срока на подачу жалобы на решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2019 отказано.
В настоящей жалобе, поданной в Кировский областной суд в порядке пересмотра, представителем ООО «Облбытгаз» по доверенности Олиной Е.А. ставится вопрос об отмене решения судьи от 17.01.2019. В обоснование доводов жалобы указывает, что принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении должно быть мотивированным, требует проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления. Указывает на наличие у должностных лиц государственной жилищной инспекции права запрашивать и получать на основании письменных запросов информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований. Кроме того, должностным лицом ГЖИ не осуществлен опрос лиц, в отношении которых имеются признаки административного правонарушения по ст. 9.23 КоАП РФ.
Изучение запрошенных материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Таким образом, законом предусмотрена обязанность должностного лица проверить заявление физического (юридического) лица на предмет наличия либо отсутствия события административного правонарушения и принять по результатам проверки мотивированное решение.
Частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, если заключение такого договора является обязательным, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что по информации, представленной ООО «Облбытгаз», 18.05.2018 контролером газового хозяйства в соответствии с пунктом 30 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» собственникам (пользователям) квартир №№, №<адрес> направлены заказной корреспонденцией заявки (оферты) о заключении договора о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования на условиях прилагаемого к заявке проекта указанного договора, подготовленного в соответствии с Правилами № 410 и Гражданским кодексом Российской Федерации и подписанного ООО «Облбытгаз», как специализированной организацией. Собственник (пользователь) квартиры № получил заявку (оферту) 09.06.2018, собственник квартиры № – 31.05.2018. В нарушении требований п. 31 Правил № 410 по истечении 30 дней со дня получения заявки (оферты) собственники (наниматели, арендаторы) указанных квартир не известили Общество ни о намерении заключить договор, ни об отказе от заключения договора, ни о заключении подобного договора с иной специализированной организацией.
Указанные обстоятельства, по мнению ООО «Облбытгаз», являются основанием для привлечения собственников (нанимателей) к административной ответственности по части 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения материалов, направленных ООО «Облбытгаз» в государственную жилищную инспекцию Кировской области письмом от <дата> за №, определением старшего инспектора инспекторского отдела по контролю за коммунальными услугами государственной жилищной инспекции Кировской области Я. от <дата> отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лиц, находящихся в квартирах №№, № дома <адрес>.
Из определения должностного лица следует, что Обществом в адрес инспекции по запросу последней не представлены копии заявок (оферт) с подписями, датами, подтверждающими получения лицами (собственниками, нанимателями, арендаторами жилых помещений №№ МКД) данных документов и факта совершения события. Также отсутствуют сведения об отказе лицами квартир №№ МКД заключить договор на техническое обслуживание и ремонт ВКГО. Кроме того, отсутствуют документально подтвержденные сведения о надлежащем извещении лиц квартир №№ МКД о необходимости заключить договор на техническое обслуживание ВКГО, поскольку представленные ООО «Облбытгаз» платежные поручения и отчеты об отслеживании почтовых отправлений с почтовыми идентификаторами не являются подтверждением отказа собственников (нанимателей, арендаторов) от заключения договора на техническое обслуживание ВКГО.
Кроме того, должностным лицом указано на то, что в адрес инспекции не представлены сведения о том, что у собственников (пользователей жилых помещений) квартир, которым были переданы проекты договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования, не имеются такие договоры с иными специализированными организациями.
Изложенное не позволило должностному лицу сделать однозначный вывод о наличии или отсутствии вины в действиях (бездействии) конкретных лиц в связи с не заключением договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования. Отсутствие сведений о надлежащем уведомлении собственников (пользователей) квартир о необходимости заключения договоров на техническое обслуживание ВКГО не позволяет установить факт наличия объективной стороны правонарушения.
Судья районного суда, проверяя законность и обоснованность определения и решения должностных лиц, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены состоявшихся решений ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Частью 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена обязанность должностного лица проверить заявление физического (юридического) лица на предмет наличия либо отсутствия события административного правонарушения и принять по результатам проверки мотивированное решение.
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований (пункт 1 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 «О государственном жилищном надзоре» задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 3 Положения о государственном жилищном надзоре государственный жилищный надзор осуществляется, в том числе, посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Подпунктом «а» пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к наличию договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования со специализированной организацией, соответствующей требованиям, установленным Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
Вместе с тем, должностным лицом ГЖИ не выполнены требования закона, не проверены доводы заявления ООО «Облбытгаз», не истребованы необходимые документы.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, определение от 06.09.2018 старшего государственного инспектора отдела по контролю за коммунальными услугами Государственной жилищной инспекции Кировской области Янчевского А.С. нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежит отмене.
Поскольку судьей при рассмотрении жалобы данные нарушения не были устранены, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2019 также подлежит отмене.
Из положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год со дня его совершения.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности по обращению ООО «Облбытгаз» не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу для проверки доводов и принятия решения.
Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Жалобу представителя ООО «Облбытгаз» по доверенности Олиной Е.А. удовлетворить.
Определение от 06.09.2018 старшего государственного инспектора отдела по контролю за коммунальными услугами Государственной жилищной инспекции Кировской области Я. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова от 17.01.2019, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы ООО «Облбытгаз» на указанное определение, по делу об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, материалы направить на новое рассмотрение должностному лицу.
Заместитель председателя
Кировского областного суда И.Л. Сидоркин