ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 720022-01-2020-000288-19 от 04.06.2020 Уватского районного суда (Тюменская область)

Дело (УИД) № 72RS0022-01-2020-000288-19

Производство № 5-99/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Уват Тюменской области 04 июня 2020 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Шумасова А.Р.,

с участием:

представителя ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району Тюменской области Карелина А.А., действующего на основании письменной доверенности от 27 января 2020 года (далее по тексту представитель ОГИБДД),

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:

Государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» (далее по тексту ГКУ ТО «УАД»), юридический адрес: 625027, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Республики, д. 143, корп. 2, ИНН 7203001860, КПП 720301001, БИК 047102001, ОГРН 1027200824353, ранее административным наказаниям не подвергавшегося,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ ТО «УАД» не соблюло требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, при следующих обстоятельствах.

11 апреля 2020 года в период местного времени с 21 часа 00 минут до 22 часов 50 минут на участке автомобильной дороги регионального значения 18 км+100м – 20 км+200 м подъезд к п. Демьянка, проходящей в границах населенного пункта поселок Демьянка Уватского района Тюменской области было выявлено, что ГАУ ТО «УАД» являясь лицом, ответственным за содержание автодороги, в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы Обустройства. Общие требования» (далее по тексту ГОСТ Р 52766-2007) в соответствии с которым стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м; на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м, п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 «О правилах дорожного движения» в соответствии с которым должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, не обеспечило стационарного наружного освещения, что создало угрозу безопасности дорожного движения.

Представитель ГКУ ТО «УАД» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, передаче дела на рассмотрение по месту нахождения лица, привлекаемого к ответственности, и прекращении производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представителя ОГИБДД ОМВД России по Уватскому району Тюменской области в судебном заседании на участии представителя лица, привлекаемого к ответственности не настаивал, не согласился с передачей дела на рассмотрение по месту нахождения указанного лица, так как местом совершения правонарушения является Уватский район п. Демьянка, возражал против прекращения производства по делу по указанному основанию, настаивал на привлечении ГКУ ТО «УАД» к ответственности с назначением минимально возможного наказания.

С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.

Суд считает необходимым отказать в удовлетворении ходатайства ГКУ ТО «УАД» о передаче дела на рассмотрение по месту нахождения лица, привлекаемого к ответственности, в г. Тюмень, поскольку по делу проводилось административное расследование, в связи с чем, в соответствии с правилами ст. 29.5 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело подлежит рассмотрению по месту нахождения органа, проводившего расследование, которым является с. Уват Уватского района Тюменской области.

Вина ГКУ ТО «УАД» в совершении указанного выше административного правонарушения подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных и оцененных судом в судебном заседании.

Данными протокола об административном правонарушении от 21 апреля 2020 года, в котором отражено совершение юридическим лицом ГКУ ТО «УАД» правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при изложенных выше обстоятельствах. Протокол составлен в присутствии законного представителя юридического лица, права, предусмотренные ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ст. 51 Конституции Российской Федерации ему разъяснены, копию протокола он получил, объяснений и замечаний по содержанию протокола от него не поступило.

Данными акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и фототаблицы к нему о том, что у дома 8 по ул. Железнодорожная п. Демьянка Уватского района Тюменской области на 20 – 21 километре подъездной автодороги к п. Демьянка Уватского района Тюменской области в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует стационарное искусственное уличное освещение.

Данными протокола объяснения законного представителя ГКУ ТО «УАД» Федорчука В.П. о том, что устройство наружного освещения автомобильной дороги – подъезд к п. Демьянка 18-20км запланировано согласно графику на 2020 год, в настоящее время проводится корректировка ПСД, работа ведется, но сроки реализации проекта неизвестны, полагает, что в данном нарушении вина проектной организации, вину в совершении административного правонарушения не признал.

ГКУ ТО «УАД» является юридическим лицом, выполняет функции государственного заказчика (в том числе технический надзор) по разработке и реализации программ в сфере дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств областного бюджета, включающего целевые субвенции и дотации из федерального бюджета и иные источники, а также за счет проектов по строительству, реконструкции, осуществляет контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в части соблюдения установленных требований, стандартов и норм, проводит проверку деятельности организаций дорожного хозяйства по выполнению законодательства Российской федерации, стандартов и иных нормативных актов.

Данными рапорта о том, что 11 апреля 2020 года на 18 – 20 км подъездной автодороги регионального значения к п. Демьянка Уватского района Тюменской области было выявлено отсутствие уличного стационарного освещения.

Данными проекта организации дорожного движения на автомобильной дороге к п. Демьянка по состоянию на 01 января 2017 года, о том, что на всем ее протяжении предусмотрено стационарное уличное освещение.

12 октября 2010 года между ГБУ ТО «УАД», изменившим наименование на ГКУ ТО «УАД» (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью «(Данные изъяты)» (ООО «(Данные изъяты)») (подрядчик) заключен государственный контракт согласно условий которого подрядчик принял на себя разработку проектной документации на «Устройство наружного освещения автомобильной дороги подъезд к п. Демьянка, км 18 – км 20 (Корректировка) (Уватский район)», со сроком окончания работ 21 февраля 2011 года, заказчик в течение срока действия контракта имеет право контролировать выполнение работ изыскательских и по разработке проектной документации, за нарушение сроков предусмотрена ответственность сторон.

Согласно представленному приложению № 2 предложено финансирование на устройство наружного освещения автомобильной дороги подъезд к п. Демьянка, км 18 – км 20 (корректировка) (Уватский район) на 2020 год.

Согласно информации ГКУ ТО «УАД» автомобильная дорога подъезд к п. Демьянка принадлежит ему на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 вышеназванного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 6 названного Федерального закона к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, субъектом вменяемого правонарушения является именно ГКУ ТО «УАД», поскольку в соответствии с Уставом, именно на него возложены обязанности по содержанию переданных ему на праве оперативного управления автомобильных дорог в соответствии с предъявленными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения.

Заключение государственного контракта с подрядчиком на проведение работ по устройству наружного освещения автомобильной дороги не освобождает ГКУ ТО «УАД» от необходимости осуществления контроля (надзора) за качеством выполненных работ и в целом за сохранностью автомобильных дорог.

Суд считает данные доказательства достаточными для установления вины юридического лица ГКУ ТО «УАД» в совершении указанного выше административного правонарушения, которое судом квалифицируется по ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.

Вместе с тем, суд считает, что довод представителя ГКУ ТО «УАД» о необходимости прекращения производства по делу на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заслуживает внимания по следующим основаниям.

Согласно ст. 24.5 ч. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Согласно ст. 171 ч. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

В соответствии со ст. 179.4 ч. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации дорожный фонд – часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Согласно ч. 4 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации дорожный фонд субъекта Российской Федерации создается законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации).

Из указанных выше доказательств и норм законов следует, что финансирование строительства, ремонта и содержания ГКУ ТО «УАД» автомобильных дорог, находящихся у него в оперативном управлении, осуществляется за счет средств бюджетов субъекта федерации и федерального.

Согласно представленной ГКУ ТО «УАД» перечня объектов наружного освещения и программы по позиции 23 на обустройство освещения автомобильной дороги в п. Демьянка Уватского района на 2020 год указанное учреждение обращалось для выделения денежных средств из бюджета Тюменской области. С данным предложением о выделении средств обращался в мае 2019 года руководитель ГКУ ТО «УАД», утвердил его заместитель губернатора Тюменской области, начальник Главного управления строительства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ГКУ ТО «УАД» вносилось в соответствии с порядком и сроками составления проекта бюджета Тюменской области предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление обустройства освещения автомобильной дороги в п. Демьянка Уватского района на 2020 год и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделились.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 12.34 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Государственного казенного учреждения Тюменской области «Управление автомобильных дорог» прекратить на основании ч. 4 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Настоящее постановление изготовлено на компьютере в совещательной комнате.

Председательствующий судья подпись А.Р. Шумасов

Постановление вступило в законную силу 16 июня 2020 года.