ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 750010-01-2023-001411-72 от 31.10.2023 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

УИД № 75RS0010-01-2023-001411-72

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

674650, Забайкальский край, Забайкальский район,

пгт. Забайкальск, ул. Комсомольская, 24 «а»

пгт. Забайкальск

Судья Забайкальского районного суда Забайкальского края Цыбенов Ц.Ж., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении () в отношении

ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, неработающей, проживающей по адресу: <адрес>,

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 совершила административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию.

ДД.ММ.ГГГГ с 16 часов 30 минут (местного времени) в досмотровом зале здания № 1 «Въезд в РФ» таможенного поста М.АПП Забайкальск Читинской таможни совершились таможенные операции и проводился таможенный контроль в отношении сопровождаемого багажа, перемещаемого через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), гражданки РФ ФИО2 следующей пассажиром на транспортном средстве с регистрационным номером Е73296.

В результате досмотра багажа, находящегося при ФИО3, состоящего из 2 мест багажа, общим весом 31 кг, обнаружены товары, не относящиеся к товарам для личного пользования:

- шлем темно зеленого цвета предположительно военного назначения с креплениями и ремнями фиксации без маркировки и опознавательных знаков - 1 штука. Общим весом 1,6 кг. Товар новый, не имеет признаков эксплуатации.

По результатам таможенного досмотра составлен акт таможенного досмотра /Ф100312 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно заключению Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления Экспертно-криминалистической службы - регионального филиал ЦЭКТУ г. Иркутск Экспертно - исследовательского отдела №1(г. Иркутск) от 17.07.2023 г. №12408040/0014795, установлено предположительное наименование товара - защитный шлем, выполненный по типу броне шлема. Ввиду отсутствия необходимой материально- технической базы, специальных условий, а также требуемой квалификации у экспертов ЦЭКТУ для проведения соответствующих испытаний точная идентификация предмета исследования невозможна, вследствие чего, определить рыночную стоимость данного товара по состоянию на 18.06.2023 в стране вывоза КНР и на территории Российской Федерации не представляется возможным.

Согласно служебной записке одела запретов, ограничений и товарной номенклатуры от 14.09.2023 № 14-27/0824 товар «шлем...» следует квалифицировать в подсубпозиции 6506 10 800 0 ТН ВЭД ЕАЭС. Товар включен в список продукции военного назначения, ввоз и вывоз которой осуществляется по лицензиям, генеральным лицензиям, выдаваемым Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству. Приложение № 3 к Положению о порядке лицензирования в Российской Федерации ввоза и вывоза продукции военного назначения, утвержденному Указом Президента РФ от 10.09.2005 г. № 1062 «Вопросы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами», категория продукции военного назначения № 20 «Военная форма одежды, снаряжения, атрибуты и холодное оружие военного назначения». По информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа таможенная стоимость товара по состоянию на 18.06.2023 составила 29500 руб.

Согласно информации ПУ ФСБ России по Забайкальскому краю Службы в селе Даурия, предмет можно определить как баллистический или тактический шлем. Имеет баллистические характеристики, как броня на основе многослойного композита и пара-арамидных волокон, позволяет использовать наушники с активным шумоподавлением, гарнитуру, размещать фонари, приборы ночного видения, панели велкро для идентификационных патчей, шевронов и других аксессуаров, другое снаряжение. Применение баллистического или тактического шлема зависит от конкретных задач и условий, в котором он будет использоваться. Тактический шлем подойдет для обеспечения общей защиты при выполнении различных задач в боевых условиях, баллистический шлем включает дополнительные элементы, такие как защита от ударов, фрагментов и осколков. Подобные модели шлема могут соответствовать классам зашиты: NIJ IIIA STD 105,01; Бр2; Mill STD 662Е; UK/SC/5449; NATO-STANAG 2920. В рассматриваемом случае, определить класс зашиты без проведения испытаний не представляется возможным. Бронированный тактический шлем FAST приобретается в частном порядке и применяется сотрудниками ЧВК, силовых структур, военнослужащими и добровольцами в зоне проведения СВО. Поскольку товар не состоит на вооружении воинских формирований РФ, представить информацию о ценах государственного контракта по закупкам не представляется возможным. Согласно имеющимся сведениям, средняя стоимость шлемов FAST на территории Российской Федерации в интернет - магазинах составляет 20 000 руб.

По данному факту Читинской таможней возбуждено дело об административном правонарушении, проведено административное расследование, по результатам которого 18 сентября 2023 года в отношении гражданки РФ ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вышеуказанный товар изъят и помещен на ответственное хранение в КХВД № 6 Читинской таможни.

Надлежаще извещенная гражданка РФ ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, вину признает.

Суд, руководствуясь п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

В ходе административного расследования, опрошенный в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО2 пояснила, что 18 июня 2023 года выехала из РФ в КНР г. Маньчжурия для покупок для личного пользования. Шлем попросил перевезти знакомый через границу безвозмездно. Товар приобрел за 300 юаней. Документов подтверждающих стоимость и предназначение не имеет. Вину в совершении административного правонарушения признает.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее Таможенной кодекс) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ст. 104 Таможенного Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258. пунктом 4 статьи 272 н пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.4 ст.258 Таможенного кодекса в отношении товаров для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже либо доставляемых перевозчиком, после их ввоза на таможенную территорию Союза либо для вывоза с таможенной территории Союза физическими лицами, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут выступать декларантами таких товаров для личного пользования, должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием) для выпуска в свободное обращение, временного ввоза, вывоза, временного вывоза либо для помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса товары для личного пользования могут быть помещены под таможенную процедуру таможенного транзита.

Согласно п.3 ст.2б0 Таможенного кодекса, таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, производится с использованием пассажирской таможенной декларации. Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации.

Пунктами 6 и 12 ст.260 Таможенного кодекса установлено, что таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следованию через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

В силу п.3 ст.258 Таможенного кодекса, в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в которых система двойного коридора не применяется, места совершения таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, обозначаются на полосах движения линиями начала и завершения таможенных операций.

Пересечение физическим лицом линии завершения таможенных операций без подачи пассажирской таможенной декларации является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, если иное не установлено законодательством государств-членов.

В случае если физическое лицо следует в транспортном средстве и если в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании предоставлена возможность совершать таможенные операции в отношении перемещаемых товаров для личного пользования, не покидая транспортные средства, заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию, является непредставление по результатам устного опроса должностному лицу таможенного органа пассажирской таможенной декларации.

Из материалов дела следует, что исходя из устного опроса гражданки РФ ФИО2 проведенного в рамках таможенного контроля, а также получения письменного объяснения гражданки РФ ФИО2 установлено, что указанный товар она ввозит на таможенную границу Союза не для личного пользования, документов, подтверждающих стоимость и предназначение товаров не имеет. Исходя из проверки документов, с учетом характера, однородности и количестве товаров, должностным лицом таможенного органа сделан вывод, что гражданка РФ ФИО2 перемещала товар, не предназначенный для личного пользования.

Оснований для освобождения ФИО2 от обязанности декларирования товара, предусмотренных гл.37 Таможенного кодекса, регулирующих особенности порядка и условия перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования, не имеется.

Согласно подпункту 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса к товарам для личного пользования относятся товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц.

В силу п.4 CT.256 Таможенного кодекса отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного по.тьзования осуществляется таможенным органом исходя из заявления физического лица, характера и количества товаров, а также частоты пересечения физическим. лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

Решением должностного лица таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ товары, перемещаемые ФИО2 через таможенную границу таможенного Союза, признаны не относящимися к товарам для личного пользования.

Согласно разъяснениям изложенным в п.38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товарами для личного пользования признаются товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом (подпункт 46 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса).

Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования установлены пунктом 4 статьи 256 Таможенного кодекса, согласно которому таковыми признаются сведения, указанные в заявлении физического лица о перемещаемых товарах, характер товаров, определяемый их потребительскими свойствами и традиционной практикой применения и использования в быту, количество товаров, которое оценивается с учетом их однородности (например, одного наименования, размера, фасона, цвета) и обычной потребности в соответствующих товарах физического лица и членов его семьи, частота пересечения физическим лицом и (или) перемещения им либо в его адрес товаров через таможенную границу (то есть количества однородных товаров и числа их перемещений за определенный период), за исключением товаров, обозначенных в пункте 6 названной статьи.

Решение от 18 июня 2023 года не обжаловалось, вступило в силу и соответствует требованиям п.4 ст.256 Таможенного кодекса, поскольку заявление физического лица, дало основание должностному лицу таможенного органа не относить перемещаемые товары к товарам для личного пользования.

В силу п.7 ст.256 Таможенного кодекса, в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами, не отнесенных к товарам для личного пользования, положения главы 37 Таможенного кодекса не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, установленных иными главами Таможенного кодекса.

Согласно п.1 ст.83, пп.1 и.2 и п.3 ст.84 ТК ЕЭС, лицо имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, перемещаемыми через таможенную границу не в рамках сделки, выступает декларантом товаров, который обязан произвести их таможенное декларирование. За неисполнение своих обязанностей, декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.

В силу Ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, не декларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, является административным правонарушением.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ подтверждается протоколом об административном правонарушении, протоколом опроса и объяснением ФИО2, актом таможенного досмотра, копией заграничного паспорта, решением таможенного органа о не отнесении товаров к товарам для личного пользования, протоколом изъятия вещей и документов, актом приема-передачи их на хранение, заключением эксперта о рыночной стоимости товаров.

Оценив изложенные доказательства в их совокупности, нахожу доказанной вину ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

При назначении административного наказания, учитывая характер правонарушения, вид, количество и стоимость товаров, личность и имущественное положение виновного и считаю целесообразным назначить наказание в виде конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения. Издержки по хранению товара отсутствуют.

Руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 29.9 и ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: шлем темно зеленого цвета предположительно военного назначения с креплениями и ремнями фиксации без маркировки и опознавательных знаков - 1 штука.

Исполнение настоящего постановления в части конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, возложить на таможенный орган.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение десяти суток со дня получения или вручения копии постановления.

Судья Забайкальского районного суда: Ц.Ж. Цыбенов