ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7А-139/2018 от 20.03.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

м/с Архадыков В.С.р/с Кузнецов А.Н. Дело № 7а-139/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 20 марта 2018 г.

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Клочков А.В., рассмотрев жалобу консультанта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области С.А.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 43 Волгоградской области от 13 ноября 2017 г. и решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее – МОУ ДО «Ольховский центр развития творчества детей и юношества») Бассанского Владимира Ивановича,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 43 Волгоградской области от 13 ноября 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 г., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора МОУ ДО «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» Бассанского В.И. прекращено на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанными выше постановлением и решением, консультант отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области С.А.В. обратилась в порядке ст.ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ с жалобой в Волгоградский областной суд. Состоявшиеся по делу акты, как незаконные, просит отменить, принять по делу новое решение.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), для должностных лиц влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 (далее – Положение).

К грубым нарушениям лицензионных требований и условий подпункт «а» п. 9 вышеназванного Положения относит нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в частности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения, о наличии в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Согласно положениям приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» требованиями к квалификации по должности «Педагог дополнительного образования (включая старшего)» являются: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Вместе с тем, согласно пункту 9 общих положений приложения к вышеназванному приказу Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. №761н лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Как видно из материалов дела, МОУ ДО «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» осуществляет свою деятельность на основании лицензии №129 от 15 августа 2017 г., выданной Комитетом образования и науки Волгоградской области (л.д. 66-69).

В штате МОУ ДО «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» с 1 сентября 2006 г. по настоящее время в должности «Педагог дополнительного образования» находится Е.В.В., который неоднократно проходил профессиональную аттестацию по вышеуказанной должности: в 2006г., в 2010г., в 2015г. (л.д. 72-75).

Е.В.В. не имеет специальной подготовки (образования), установленной в разделе «Требования к квалификации», но обладает достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняет качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, он в августе 2017 г. вновь признан соответствующим должности «Педагог дополнительного образования» (л.д. 76-77).

Приведенное выше свидетельствует о правильности выводов мирового судьи судебного участка № 43 Волгоградской области и судьи Ольховского районного суда Волгоградской области о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора МОУ ДО «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» ФИО1 на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией №129 от 15 августа 2017 г., выданной Комитетом образования и науки Волгоградской области, им допущено не было.

Доводы надзорной жалобы консультанта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области С.А.В. несостоятельны, так как сводятся к переоценке доказательств и обстоятельств, которым судами двух инстанций была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки тех же обстоятельств не имеется.

Кроме того, КоАП РФ не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены в порядке ст. 30.13 КоАП РФ вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.

Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (город Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения жалобы консультанта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области С.А.В. и отмены или изменения постановления мирового судьи судебного участка №43 Волгоградской области от 13 ноября 2017 г. и решения судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 г. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу консультанта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области С.А.В. оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 43 Волгоградской области от 13 ноября 2017 г. и решение судьи Ольховского районного суда Волгоградской области от 27 декабря 2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Ольховский центр развития творчества детей и юношества» Ольховского муниципального района Волгоградской области ФИО1 оставить без изменения.

Заместитель председателя подпись

Волгоградского областного суда ФИО2

Копия верна: судья С.А. Самошкин

Волгоградского областного суда