ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7А-217/19 от 29.07.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

№ 7А – 217/2019

Верховный суд Республики Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 29 июля 2019 г.

И.о.председателя Верховного суда Республики Бурятия Сокольникова Н.А., рассмотрев жалобу заместителя главного Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 на решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 г., вынесенное в отношении юридического лица ПАО «Бурятнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛА:

Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 г. постановлено: жалобу ПАО «Бурятнефтепродукт» удовлетворить частично; постановление заместителя руководителя – начальника регионального отдела экологического надзора, заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории ФИО1 от 11 января 2009 г., которым ПАО «Бурятнефтепродукт», юридический адрес: <...> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации изменить, снизив размер назначенного ПАО «Бурятнефтепродукт» административного штрафа с 800000 руб. до 400000 руб.

Решением Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 г. постановление №Н-527 заместителя главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской территории от 11 января 2019 г. и решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Бурятнефтепродукт» отменены. Производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с решением Верховного суда Республики Бурятия, заместитель главного государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в границах центральной экологической зоны Байкальской территории ФИО1 подал жалобу в Верховный суд Республики Бурятия, в которой заявителем поставлен вопрос об отмене решения Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 г. и оставлении в силе решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от 20 марта 2019 г.

В своих возражениях, представитель АО «Бурятнефтепродукт» по доверенности ФИО2, просил оставить решение Верховного суда Республики Бурятия без изменения, жалобу без удовлетворения.

Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в отношении юридического лица ПАО «Бурятнефтепродукт», Байкальским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена плановая документарная и выездная проверка. По результатам проверки выявлено, что на автозаправочном комплексе №38 находящегося по адресу: <...><...>, г<...><...> трассы М-55 Чита-Иркутск, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ..., наличие благоустроенной системы водоснабжения и водоотведения. В составе имеется скважина глубиной 25 м., насосная станция, система трубопроводов, наружная канализация в составе системы труб водоотведения, приемника сточных вод (выгребная яма). Таким образом, в нарушение абз.5 ст.9 Закона о недрах, при эксплуатации АЗК №38 добыча подземных вод из скважин осуществляется в отсутствии лицензии на право пользования недрами.

Районный суд, рассматривая жалобу представителя общества на постановление, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ПАО «Бурятнефтепродукт» от административного наказания.

С данным выводом суда не согласился Верховный суд Республики Бурятия.

Так, Верховным судом установлено и следует из материалов дела, что при проведении проверки, в качестве экспертов были привлечены специалисты ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу» («ЦЛАТИ по СФО»), работающие в филиале «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону». При этом между ПАО «Бурятнефтепродукт» и ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» в лице начальника Бурятского республиканского отдела филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ по отбору проб и испытанию отходов сроком до 31 декабря 2018 г.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Порядок организации и проведения проверок федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентированы Федеральным законом №294-ФЗ.

В соответствии с ч. 6 ст. 12 Федерального закона №294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

В силу п. 8 ч. 2 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 6 ст. 12 данного закона, (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Из анализа части 6 статьи 12, пункта 8 части 2 статьи 20 Федерального закона №294-ФЗ следует, что установление на момент проведения проверки наличия гражданско-правовых отношений между проверяемым лицом и экспертной организацией, привлеченной к участию в проведении проверки, является достаточным основанием для признания факта грубого нарушения требований Федерального закона №294-ФЗ при проведении проверки.

Таким образом, исходя из перечисленных требований российского законодательства, действия Байкальского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по проведению проверки с участием экспертов ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» являются грубым нарушением предусмотренных Федеральным законом №294-ФЗ требований к организации и проведению проверок юридических лиц.

На основании ч. 1 ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Указанная норма закона согласуется с требованиями ч. 3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Иных, помимо акта проверки, проведенной с грубым нарушением закона, достоверных доказательств вины юридического лица в нарушении федерального природоохранного законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности не имеется.

В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, Верховный суд Республики Бурятия обоснованно пришел к выводу об отмене постановления инспектора, решения районного суда и прекращения производства по делу. Оснований для переоценки данного вывода суда не имеется.

Ссылка заявителя в жалобе на то, что представители филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» фактически не привлекались к проверке, не является основанием для отмены решения Верховного суда Республики Бурятия, поскольку привлечение к административной ответственности должно быть произведено на основаниях и в порядке, установленных законом.

Иных доводов опровергающих выводы суда, жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Верховного суда Республики Бурятия от 16 мая 2019 г. вынесенное в отношении юридического лица ПАО «Бурятнефтепродукт» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

И.о. председателя Верховного суда

Республики Бурятия Сокольникова Н.А.