ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 7а - 366/11
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 апреля 2011 г.
Заместитель председателя Волгоградского областного суда Туленков Д. П., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу решение судьи Краснооктябрьского районного суда Волгоградской области от 10 сентября 2010 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 13 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
установил:
постановлением №34/756-06-10 государственного инспектора Волгоградской области по охране природы, по геологическому контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области от 24 июня 2010 г. председатель СНТ «Заря» ФИО1 был привлечён к административной ответственности в виде штрафа в размере 10000 рублей по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением судьи Краснооктябрьского районного суда Волгоградской области от 10 сентября 2010 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Волгоградского областного суда от 13 октября 2010 года решение судьи районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись со вступившими в законную силу судебными решениями, ФИО1 обратился с жалобой в суд надзорной инстанции Волгоградского областного суда.
В обоснование жалобы указал, что решением Двенадцатого арбитражного суда от 17 января 2011 года было отменено постановление № 34/757-06-10 Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о привлечении к административной ответственности СНТ «Заря», вынесенное в отношении тех же обстоятельств, что и по настоящему делу. По мнению заявителя, данное обстоятельство является основанием для отмены постановления № 34/756-06-10 Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды о назначении административного наказания ФИО2
Проверив материалы дела в полном объёме, исследовав доводы жалобы, не нахожу оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Положениями ст. 14 закона установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
В соответствии со ст. 15 указанного закона лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.
Согласно ст. 18 ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу ст. 19 названного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На основании ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды. Перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, жилищным законодательством.
Согласно ст. 51 указанного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов; ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 14 апреля 2010 года № 1090, 18 мая 2010 года в 14 часов 00 минут была проведена проверка, в результате которой установлено, что СНТ «Заря», является некоммерческой организацией с сотрудниками в количестве 13 человек, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально – хозяйственных задач, ведения садоводства и огородничества по адресу: , месторасположение СНТ «Заря» земли СНТ расположены в границах (общая площадь земель составляет 83,06 га из них: коллективной собственности 14,01 га, в собственности граждан, то есть занятые садовыми участками 69,04 га, свидетельство на право собственности на землю № 265857 от 12 марта 1996 года). В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено нарушение, выразившиеся в несоблюдении экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно было установлено, что СНТ «Заря» собирает и накапливает на своих объектах и территории отходы производства и потребления, образующиеся в результате деятельности товарищества, для дальнейшей передачи их другим лицам на транспортирование и размещение без отчуждение своих прав на собственность по образующимся в результате деятельности отходам в собственность другому лицу, при этом у товарищества не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛРО) в целях уменьшения количества их образования, отсутствуют паспорта на опасные отходы, согласованные с органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, нет лиц прошедших профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами, нет лимитов на размещение отходов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, не представляется отчетность в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, на территории прилегающей к объектам сбора и накапливания отходов имеются сбросы отходов на почву и на водосборные площади р. Червленая.
В ходе проверки СНТ «Заря» установлено, что у товарищества при осуществлении деятельности образуются отходы производства и потребления – это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В ходе проверки СНТ «Заря» и его объектов территория общего пользования, насосная станция (здание площадью 20 кв.м.), хоздвор, подсобные помещения площадью 18 кв.м., установлено, что от деятельности товарищества образуются следующие виды и классы отходов:
- мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) 4-го класса опасности код по ФККО 9120040001004;
- остатки и огарки стальных сварочных электродов 5-го класса опасности по ФККО код 3512160101995;
- отходы, содержащие черные металлы (в том числе чугунную и стальную пыль) несортированные 4-го класса опасности по ФККО код 3513110001004;
- пыль черных металлов незагрязненная 4-го класса опасности по ФККО код 351316001004;
- смазочно – охлаждающие масла для механической обработки отработанные 5-го класса опасности по ФККО код 5410031502033;
- обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) 3-го класса опасности код по ФККО 5490270101033;
- обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) 4-го класса опасности код по ФККО 5490270101034;
- масла автомобильные отработанные 3-го класса опасности код по ФККО 5410020202033;
- отходы полиэтилена в виде пленки 5-го класса опасности код по ФККО 5710290201995;
- обрезь разнородной древесины код по ФККО 1719010601004;
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) 4-го класса опасности код по ФККО 9110010001004.
Также в ходе проверки объектов, эксплуатируемых СНТ «Заря» установлено, что имеются несанкционированные очаги сбросов отходов на почву и на водосборные площади р. Червленая в виде строительного мусора, бытового мусора несортированного и обрезь деревьев прочих отходов на общей площади 12 кв.м. с общим объемом отходов 3 куб.м.т.
Указанные обстоятельства подтверждены заверенной копией постановления № 34/756-06-10 от 24 июня 2010 года о назначении административного наказания (л.д. 15-17); копией выписки из протокола общего собрания СНТ «Заря» (л.д. 20); копией акта проверки № 34/328-06-10 от 18 июня 2010 года (л.д. 6-9).
Указанным доказательствам дана надлежащая, полная и всесторонняя оценка.
При таких обстоятельствах, полагаю, что судья районного суда и судья областного суда пришли к правильному выводу о законности вынесенного государственным инспектором Волгоградской области по геологическому контролю, по контролю и надзору за охраной и использованием водных объектов постановления № 34/756-06-10 от 24 июня 2010 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на решение Двенадцатого арбитражного суда от 17 января 2011 года, в соответствии с которым отменено постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области о назначении наказания СНТ «Заря» за совершение связанного с обстоятельствами настоящего дела правонарушения, не может служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку указанное решение не является для суда общей юрисдикции обязательным в соответствии с правилами, установленными в КоАП РФ.
Правовая оценка действий СНТ «Заря», приведенная арбитражным судом, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение для суда общей юрисдикции, рассматривающего дело о привлечении должностного лица к административной ответственности.
По смыслу ст. 8.2 КоАП РФ объективную сторону правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой из стадий обращения с отходами или иными опасными веществами.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Из имеющегося в материалах дела Устава СНТ «Заря» следует, что одним из основных видов деятельности Товарищества является удовлетворение потребностей членов Товарищества в производстве продукции сельскохозяйственного назначения для личного потребления, проведения досуга и укрепления здоровья на базе совместного освоения членами Товарищества земельного участка предоставленного для Товарищества и его членов. Кроме того, к предмету деятельности Товарищества относится, в том числе производство и реализация продукции сельскохозяйственного назначения. Указанное свидетельствует о том, что Товарищество занимается деятельностью, связанной с обращением опасных отходов, поскольку производство и реализация продукции сельскохозяйственного назначения подразумевает обязательное обращения с отходами.
В ходе проверки соблюдения СНТ «Заря» природоохранного законодательства Российской Федерации, проведенной Комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области, был выявлен факт осуществления СНТ «Заря» деятельности по обращению с опасными отходами (л.д. 6-9).
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что ФИО1, являющийся председателем СНТ «Заря», не предпринял всех необходимых мер по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, доводы жалобы противоречат установленным по делу обстоятельствам и фактически направлены на переоценку выводов суда.
Кроме того, при проверке судебных актов по настоящему делу в порядке надзора, областной суд не вправе нарушать принцип правовой определенности, вытекающий из положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Как указал Европейский Суд по правам человека по делу «Рябых против Российской Федерации» в решении от 24 июля 2003 года, право на судебное разбирательство, гарантированное п. 1 ст. 6 Конвенции, должно толковаться в свете преамбулы к Конвенции, в которой, в соответствующей ее части, верховенство права признается частью общего наследия Договаривающихся государств. Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено. Правовая определенность подразумевает недопустимость повторного рассмотрения однажды решенного дела. Принцип устанавливает, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданны, только когда они являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
Правовая позиция Европейского Суда по правам человека в отношении пересмотра судебных постановлений в порядке надзора нашла свое отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 г. № 2 «О применении норм гражданского процессуального законодательства в суде надзорной инстанции в связи с принятием и введением в действие Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 330-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с п. 6 которого, отмена или изменение судебного постановления в порядке надзора допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления. Иная точка зрения суда надзорной инстанции на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения судебного постановления нижестоящего суда.
Таким образом, иная оценка доказательств, имеющаяся в жалобе ФИО1, не может являться правовым основанием для пересмотра дела в порядке надзора.
Других доводов, ставящих под сомнение законность вынесенных судебных решений, жалоба не содержит.
Решения районного и областного суда вынесены в соответствии с требованиями ст. 30.7 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены решения судьи Краснооктябрьского районного суда Волгоградской области от 10 сентября 2010 года и решения судьи Волгоградского областного суда от 13 октября 2010 года не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения.
решение судьи Краснооктябрьского районного суда Волгоградской области от 10 сентября 2010 года и решение судьи Волгоградского областного суда от 13 октября 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, - оставить без изменения.
Заместитель Председателя подпись
Волгоградского областного суда Д. П. Туленков