ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7А-392 от 15.04.2011 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

                                                                                    ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 7а - 392/11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Волгоград 15 апреля 2011 г.

Заместитель председателя Волгоградского областного суда Туленков Д. П., рассмотрев жалобу директора НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г. Волгограда от 25 октября 2010 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 2 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г. Волгограда от 25 октября 2010 года НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Решением судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 января 2011 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными постановлениями, ФИО1 действуя в интересах НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром», обратился в надзорную инстанцию Волгоградского областного суда с жалобой, в которой просит их отменить, а производство по делу прекратить.

Не оспаривая результатов проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда проверки соблюдения исполнения требований законодательства о порядке сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), ФИО1 в жалобе указывает на допущенные нарушения порядка проведения названной проверки. По мнению заявителя, проверка была проведена не уполномоченным лицом, поскольку полномочиями по проведению такого рода проверок обладает исключительно Управление Роскомнадзора.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, не нахожу оснований для её удовлетворения.

В соответствии со ст. 13.11 КоАП РФ нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных.

Положениями п. 6 Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» предусмотрено что, лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации, категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Согласно п. 7 указанного Положения при использовании типовых форм документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных (далее - типовая форма), должны соблюдаться следующие условия:

а) типовая форма или связанные с ней документы (инструкция по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, имя (наименование) и адрес оператора, фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;

б) типовая форма должна предусматривать поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку персональных данных, осуществляемую без использования средств автоматизации, - при необходимости получения письменного согласия на обработку персональных данных;

в) типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими персональными данными, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов персональных данных;

г) типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.

В силу п. 8 Положения при ведении журналов (реестров, книг), содержащих персональные данные, необходимые для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или в иных аналогичных целях, должны соблюдаться следующие условия:

а) необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора, содержащим сведения о цели обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги), сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных;

б) копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается;

в) персональные данные каждого субъекта персональных данных могут заноситься в такой журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор.

На основании п.п. 13, 15 Положения, обработка персональных данных, осуществляемая без использования средств автоматизации, должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ. При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

Объектом данных административных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в области защиты информации. Объективная сторона правонарушений состоит в нарушении норм федерального законодательства, регулирующих вопросы работы с информацией о гражданах (персональными данными).

Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенной прокуратурой Советского района г. Волгограда проверки соблюдения исполнения требований законодательства о порядке сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), установлено, что НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) не представило уведомление об обработке персональных данных, не попадающую под исключение ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152 ФЗ.

При проверке указанных сведений установлено, что НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» обработка персональных данных лиц, кандидатов на замещения вакантных должностей производится без согласия субъекта персональных данных (кандидатов).

Кроме того, в образовательном учреждении отсутствует акт оператора о необходимости ведения журнала регистрации посетителей для однократного пропуска субъекта на территории, на которой находится оператор, содержащий сведения о цели обработки персональных данных, способы фиксации и состав информации, запрашиваемый у субъекта персональных данных, перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальному носителю и ответственных за ведение и сохранность журнала, сроки обработки персональных данных, а также сведения о порядке пропуска субъекта персональных данных на территорию оператора, без подтверждения подлинности персональных данных, сообщенных субъектом персональных данных.

В нарушение п. 7 Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» в НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» отсутствуют сведения о цели обработки персональных данных, сроков обработки персональных данных, перечне действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, а также общего описания используемых оператором способов обработки заявлении абитуриента, либо в связанном с ним документе.

Также проверкой установлено, что в НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» отсутствуют документы об установлении мест хранения персональных данных, перечня мер, обеспечивающих сохранность персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к персональным данным, не определен перечень лиц, ответственных за реализацию вышеуказанных мер.

По данному факту заместителем прокурора Советского района г. Волгограда вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении от 30 сентября 2010 года в отношении НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром».

Постановлением мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г. Волгограда от 25 октября 2010 года НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» привлечено к административной ответственности по ст. 13.11 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 30 сентября 2010 года (л.д. 3-7); актом проведения проверки от 13 сентября 2010 года (л.д. 8-9); правилами приема НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» на 2010 - 2011 учебный год (л.д. 14-36); приказами о зачислении в число студентов колледжа на основное обучение абитурентов (л.д. 37-39, 45-52); положением о работе с персональными данными (л.д. 40-44); положением «О защите персональных данных в НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» (л.д. 53-80); журналом регистрации посетителей (л.д. 83-84).

Указанным доказательствам дана надлежащая, полная и всесторонняя оценка.

С учетом указанного полагаю, что полагаю, что мировой судья пришёл к правильному выводу о наличии в действиях НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП РФ.

Довод заявителя о неправомерности проведения прокурором проверки, что является основанием для признания ее результатов незаконными, является несостоятельным, основан на неверном толковании закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет в том числе надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В силу ст. 25 указанного Закона прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

При этом в силу ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе и ст. 13.14 Кодекса, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 22 указанного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Исходя из анализа вышеприведенных норм, прокурор вправе как возбудить дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации, так и проводить проверку исполнения законодательства Российской Федерации.

Проведение прокуратурой Советского района г. Волгограда проверки соблюдения исполнения требований законодательства о порядке сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) не является в данном случае нарушением законодательства.

Кроме того, проверка была проведена с участием специалиста отдела по защите прав субъектов персональных данных Управления Роскомнадзора по Волгоградской области.

Таким образом, задачи производства по административному делу, предусмотренные ст. 24.1 КоАП РФ, прокуратурой Советского района г. Волгограда соблюдены.

Кроме того, правовое значение для квалификации действий по ст. 13.11 КоАП РФ имеет выявленное нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).

Состав правонарушения, предусмотренного ст. 13.11 КоАП, носит универсальный характер, при котором меры административной ответственности используются для охраны различных правоотношения, в которых задействовано использование персональных данных.

Наказание назначено в установленные законом сроки привлечения к административной ответственности, в пределах санкции, установленной ст. 13.14 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г. Волгограда от 25 октября 2010 года и решения судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 января 2011 года не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу директора НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 143 Советского района г. Волгограда от 25 октября 2010 года и решение судьи Советского районного суда г. Волгограда от 27 января 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром», - оставить без изменения.

Заместитель председателя подпись