ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7А-48/19 от 21.02.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

№ 7а–48/19

В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д

Р Е С П У Б Л И К И Б У Р Я Т И Я

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 февраля 2019 г. г. Улан-Удэ

И.о. председателя Верховного Суда Республики Бурятия Сокольникова Н.А., рассмотрев жалобу Очировой Ф.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 августа 2018 года и решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 сентября 2018 года, постановленные в отношении Очировой Ф.Н., являющейся президентом Нотариальной палаты Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 августа 2018 года, оставленным без изменения решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 сентября 2018 года, президент Нотариальной палаты Республики Бурятия Очирова Ф.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанными судебными актами, Очирова Ф.Н. обратилась в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить состоявшиеся судебные постановления и прекратить дело в виду отсутствия состава административного правонарушения.

Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 19.29 КоАП РФ, привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон о противодействии коррупции), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 12приведенного Закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 названной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции).

Аналогичные требования закреплены в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 названной статьи).

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено следующее.

14 апреля 2017 года между <...> Л.А. и президентом Нотариальной палаты Республики Бурятия Очировой Ф.Н. заключен срочный трудовой договор, в соответствии с которым <...> Л.А. принята на должность стажера с 17 апреля 2017 года по 16 апреля 2018 года.

Ранее до приема на работу в Нотариальную палату <...> Л.А. замещала должность судебного пристава - исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств. Суказанной должности уволена 11 апреля 2017 года.

Должность судебный пристав-исполнитель структурного подразделения включена в перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральной службы судебных приставов, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Федеральной службы судебных приставов обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей", утвержденный приказом ФССП России от 15.09.2015г. № 473 (действовавшим до 26.01.2018г.).

Соответственно, на Нотариальную палату, в лице президента Нотариальной палаты Очирову Ф.Н. в силу части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции возлагалась обязанность в установленный законом десятидневный срок сообщить представителю нанимателя государственного служащего <...> Л.А. по последнему месту ее службы о заключении с нею трудового договора.

По данному факту 19 июля 2018 г. прокурором Железнодорожного района в отношении президента Нотариальной палаты Очировой Ф.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.1-4).

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения Очировой Ф.Н. к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 названного Кодекса.

Довод жалобы о том, что на момент заключения трудового договора с <...> Л.А.,Очирова Ф.Н. не обладала необходимой информацией о ранее занимаемой <...> Л.А. должности, поскольку последняя трудовую книжку не сдавала, о предыдущем месте работы не сообщала,противоречит материалам дела, а именно объяснениям свидетеля <...> А.М. (л.д.12), <...> Л.А. (л.д. 9) и самой Очировой Ф.Н.
(л.д. 14), данным в ходе прокурорской проверки, из которых следует, что при трудоустройстве <...> Л.А. трудовая книжка в Нотариальную палату предоставлялась. Соответственно, суды правомерно критически отнеслись к пояснениям указанных лиц, данным в судебных заседаниях.

Доводы жалобы о том, что трудовые отношения Нотариальной палаты с <...> Л.А. прекращены 15 апреля 2018 года до возбуждения прокурором дела об административном правонарушении (19 июля 2018 года), ввиду чего субъект состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ отсутствует, несостоятельны.

Субъект административного правонарушения по настоящему административному делу – должностное лицо президент Нотариальной палаты Очирова Ф.Н. Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, составляет шесть лет (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ, пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" )

Факт прекращения с <...> Л.А. трудовых отношений правового значения для рассмотрения данного дела и привлечения Очировой Ф.Н. к административной ответственности не имеет.
Таким образом, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в деянии президента Нотариальной палаты Очировой Ф.Н. состава вмененного административного правонарушения, поскольку уведомление о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим <...> Л.А. не было направлено представителю нанимателя по последнему месту ее службы.

Административное наказание назначено Очировой Ф.Н. в пределах санкции статьи 19.29 КоАП РФ и с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 этого же Кодекса.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по делу не допущено. Нормы материального права применены верно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Улан-Удэ, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 17 августа 2018 года и решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 сентября 2018 года, постановленные в отношении Очировой Ф.Н, являющейся президентом Нотариальной палаты Республики Бурятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Очировой Ф.Н. - без удовлетворения.

И.о. председателя Верховного Суда

Республики Бурятия Н.А. Сокольникова