ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7А-82/19 от 20.03.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

№ 7А – 82/19

Верховный суд Республики Бурятия

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 20 марта 2019 г.

Председатель Верховного суда Республики Бурятия Кириллова А.А., рассмотрев жалобу представителя Бурприроднадзора по доверенности Мельниковой И.Д. на решение Баргузинского районного суда от 17 октября 2018г., решение Верховного суда Республики Бурятия от 17 января 2018 г. вынесенное в отношении МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛА:

Решением Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 года, постановление старшего государственного инспектора РБ в области охраны окружающей среды от 12 сентября 2018 г., по делу о привлечении МБДОУ «Улюнханский детский сад «Ургы» к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением Верховного суда Республики Бурятия от 17 января 2019 г. постановление старшего инспектора, решение районного суда отменено, производство по делу прекращено на основании п.6 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административном правонарушении.

Не согласившись с данными судебными актами, представитель Бурприроднадзора по доверенности Мельникова И.Д. подала жалобу в Верховный суд Республики Бурятия, в которой заявителем поставлен вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом неправильно исчислены и применены сроки давности привлечения к административной ответственности.

Проверив с учетом требований частей 1 и 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пунктом 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации предусматривается, что физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О недрах» в редакции, действовавшей 01.10.2014, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, в период с 02.07.2018 г. по 25.07.2018 г., государственным инспектором РБ в области охраны окружающей среды Авериной И.С. проведена проверка в отношении МБДОУ «Улюханский детски сад «Ургы». Проверкой установлено, что водоснабжение детского сада осуществляется путем забора воды из подземной скважины, расположенной в здании котельной на территории земельного участка детского сада. Использование указанной скважины осуществляется без лицензии на пользование недрами. Данный факт послужил основанием для привлечения дошкольного учреждения к административной ответственности по ч1 ст.7.3 КоАП РФ.

Рассматривая жалобу на постановление административного органа, районный суд пришел к выводу об отсутствии состава административного правонарушения и производство по делу прекратил, поскольку посчитал, что детский сад водой из скважины не пользуется, а пользуется водой, предоставленной по договору подвоза холодной воды, заключенного с ИП ФИО4

С данным выводом суда не согласился судья Верховного суда Республики Бурятия, указав, что доказательства, подтверждающие выполнение договора на подвоз холодной воды, не представлены; при этом согласно письму заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по РБ следует, что холодная и горячая вода подведена ко всем моечным ваннам и раковинам через смесители посредством распределительной сети.

Кроме того, районным судом не дана оценка доводам представителя МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» о том, что согласно письму Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, лицензия на пользование участком недр в целях водоснабжения не требуется, поскольку детский сад не является субъектом предпринимательской деятельности.

Указанные выводы судьи Верховного суда Республики Бурятия являются верными, основанными на материалах дела, оснований не согласиться с ними, не имеется.

Вместе с тем, судья Верховного суда Республики Бурятия признавая решение районного суда незаконным, пришел к выводу о невозможности устранения допущенной ошибки, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, для данной категории дел, истек. В этой связи, решение районного суда отменил, производство по делу прекратил в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Между тем, согласно ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок привлечения к административной ответственности по ст. 7.3 составляет один год. Данные изменения внесены Федеральным законом №414-ФЗ от 20.12.2017 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно постановлению о назначении административного наказания, административное правонарушение совершено 03 августа 2018 г. Соответственно, срок давности привлечения к административной ответственности истекает 3 августа 2019 г.

Следовательно, вывод судьи Верховного суда Республики Бурятия об истечении срока давности привлечения к административной ответственности является ошибочным.

При указанных обстоятельствах, решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 года, решение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 17 января 2019 г. подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором суду следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств, постановить по делу законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,

ПОСТАНОВИЛА:

Решение Баргузинского районного суда Республики Бурятия от 17 октября 2018 года, решение судьи Верховного суда Республики Бурятия от 17 января 2019 г. вынесенные в отношении МБДОУ «Улюханский детский сад «Ургы» по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.1 ст.7.3 кодекса Российской Федерации об административном правонарушении отменить.

Дело возвратить на новое рассмотрение в Баргузинский районный суд Республики Бурятия.

Председатель Верховного суда

Республики Бурятия Кириллова А.А.