ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 7П-288 от 29.06.2011 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

                                                                                    Нижегородский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Нижегородский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№7п-288/2011

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород «29» июня 2011года

Заместитель председателя Нижегородского областного суда Лысов М.В., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО «И.» - А.М.Я. на решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года, решение Нижегородского областного суда от 21.02.2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Я. А.М.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-10/480 от 28.09.2010 года на директора ООО «И.» Я.А.М. наложено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей за административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

Считая вынесенное постановление незаконным, директор ООО «И.» - Я.А.М. обратился в Нижегородский районный суд с жалобой об его отмене и прекращении производства по делу.

Решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-10/480 от 28.09.2010 года оставлено без изменения, жалоба директора ООО «И.» А.М.Я. – без удовлетворения.

Не согласившись с решением Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года, Я.А.М. обратился в Нижегородский областной суд с жалобой об его отмене, а также отмене постановления административного органа от 28.09.2010 года и прекращении производства по делу.

Решением Нижегородского областного суда от 21.02.2011 года решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года оставлено без изменения, а жалоба директора ООО «И.» - А.М.Я. без удовлетворения.

В надзорной жалобе Я.А.М. просит отменить решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года, решение Нижегородского областного суда от 21.02.2011 года и прекратить производство по делу в виду отсутствия состава административного правонарушения, а также в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены судебные решения.

Изучив истребованное по жалобе Я.А.М. дело об административном правонарушении, доводы жалобы Я.А.М., нахожу вынесенные судебные решения законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, … устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а так же показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья…, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имущество, законодательства о противодействии и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представлении информации об операция, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;   на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела усматривается, что в период с 09.08.2010г. по 14.09.2010г. комиссией в составе специалиста 1 разряда отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО М.И.Е., старшего специалиста 2 разряда отдела надзорной деятельности МРУ Росфинмониторинга по ПФО Г.А.А. проведена выездная плановая проверка деятельности ООО «И.» на предмет соблюдения исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» за период с 05.11.2009 г. по 20.072010г.

В ходе проверки установлено, что: ООО «И.» является лизинговой компанией, о чем свидетельствуют: п. 2.1 ст.1 Устава ООО «И.» в новой редакции, утвержденного протоколом общего собрания участников от 31.12.2009г.; выписка из ЕГРЮЛ от 22.01.2010г., в соответствии с которой основным видом экономической деятельности ООО «И.» является финансовый лизинг (ОКВЭД 65.21); договоры лизинга с документами, подтверждающими их исполнение, иные документы, имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении.

На основании ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ, лизинговые компании относятся к организациям осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст.4 Федерального закона процедуры внутреннего контроля являются обязательными для осуществления в организациях» осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которая позволяла бы выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц. ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

При этом правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.

Кроме того, согласно п.22 Административного регламента исполнения федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 23.05.2008 № 130, Правила должны быть разработаны в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и включать, в том числе, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Правила внутреннего контроля ООО «И.» разработаны, утверждены руководителем, в Росфинмониторинге согласованы (уведомление о согласовании правил внутреннего контроля 07.06.2006 №04-05/666).

Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля на момент проведения проверочных мероприятий не соответствуют действующему законодательству в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем,  и финансированию терроризма, так как не учитывают изменений, внесенных в Федеральный закон №115-ФЗ и иные нормативные правовые акты в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности, в период с 2009 по 2010 год.

В нарушение п.2 ст.7 Федерального закона, правила внутреннего контроля ООО «И.» не содержат квалификационных требований к подготовке и обучению кадров организаций, установленных приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также не содержат порядка приостановления операций в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона.

Следовательно, правила внутреннего контроля, действующие в ООО «И.» не могут обеспечить организацию надлежащей работы, в том числе, по выявлению операций, подлежащих контролю, и их приостановлению в случае необходимости, а также осуществлению иных обязательных программ внутреннего контроля, как например обучение сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что подтверждается выявленными в ходе проведения проверки нарушениями (акт проверки от 14.09.2010№85).

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденным Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 установлены требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона (за исключением кредитных организаций). В частности, в соответствии с п.2 Положения, руководитель организации утверждает перечень работников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В ООО «И.» отсутствует утвержденный руководителем организации перечень сотрудников, обязанных проходить обучение в сфере ПОД/ФТ.

Пунктом 13 Положения установлено, что на основе программы обучения организация должна разработать план-график реализации программы обучения на очередной календарный год (далее - План-график).

В соответствии с п. 16 Положения план-график утверждается руководителем организации не позднее 31 января текущего года.

В ООО «И.» план-график проведения обучения на 2010 год также отсутствует.

Обучение в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проводится в формах, указанных в п.5 Положения. При этом пунктом 9 Положения установлено, что целевой инструктаж (в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 настоящего Положения) для специальных должностных лиц в организациях проводится не реже одного раза в год.

Я.А.М. назначен специальным должностным лицом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, 25.12.2008, Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 вступил в законную силу 17.02.2009, следовательно, Я. А.М. надлежало пройти целевой инструктаж не позднее 16.02.2010.

В нарушение вышеуказанной нормы, целевой инструктаж в указанный период специальным должностным лицом ООО «И.» не пройден.

Согласно Положению плановый инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом для работников, указанных в пункте 3 настоящего Положения, - не реже одного раза в год в случаях, указанных в Положении (в том числе при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проведения проверки в ООО «И.» планового и внепланового обучения в период с 17.02.2009 по 03.08.2010 с сотрудниками Общества не проводилось, в то время как в указанный период изменения в законодательство в сфере ПОД/ФТ вносились.

Отсутствие прохождения в установленный период целевого инструктажа специальным должностным лицом Общества, отсутствие проведения обучения сотрудников в Обществе в сфере ПОД/ФТ, отсутствие принятия мер по приведению правил внутреннего контроля в соответствие с действующим законодательством РФ свидетельствуют об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ООО «И.».

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

На основании ст.ст.10.1, 10.5 Устава ООО «И.», утвержденного решением общего собрания участников Общества от 31.12.2009 года, единоличным исполнительным органом Общества, осуществляющим руководство текущей деятельностью Общества является директор.

Директором ООО «И.» на основании протокола №7 общего собрания участников Общества от 25.01.2010г., является Я.А.М. Таким образом, Я.А.М., осуществляя текущее руководство деятельностью Общества, обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой организацией требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации доходов, полученных, преступным путем, и финансированию терроризма, но им не было предпринято необходимых организационных мер в установленных целях.

Таким образом, директор ООО «И.» - Я.А.М. нарушил требования законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 КоАП РФ в отношении директора ООО «И.» - Я.А.М. административным органом верно установлены фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения, вина Я. А.М. в несоблюдении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации внутреннего контроля установлена и подтверждается материалами дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим лицом с учетом требований ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ после исследования обстоятельств по делу.

Оснований для отмены решения Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года, решения Нижегородского областного суда от 21.02.2011 года, которыми оставлено в силе постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-10/480 от 28.09.2010 года не имеется.

Доводы жалобы о неправильном определении обстоятельств дела, неправильной оценки и о не доказанности вины в совершении административного правонарушения не могут быть приняты во внимание, т.к. в данном случае, приведенные в материалах дела доказательства говорят о нарушении Я.А.М. ст. 15.27 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства были оценены в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Директору ООО «И.» Я.А.М. назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.27 КоАП РФ.

Основания для удовлетворения жалобы Я. А.М. отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Нижегородского районного суда г. Н.Новгорода от 17.11.2010 года, решение Нижегородского областного суда от 21.02.2011 года, которыми оставлено в силе постановление заместителя руководителя Межрегионального управления по Приволжскому Федеральному округу (МРУ Росфинмониторинга по ПФО) № 04-10/480 от 28.09.2010 года о привлечении директора ООО «И.» Я.А.М. к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей - оставить без изменения, жалобу директора ООО «И.» Я. А.М. – без удовлетворения.

Заместитель председателя суда: М.В. Лысов