ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 87007-01-2020-000209-94 от 09.11.2020 Чаунского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-103/2020

УИД № 87RS007-01-2020-000209-94

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Певек 09 ноября 2020 года

Судья Чаунского районного суда Чукотского автономного округа Новикова Е.С.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении

ФИО1, <данные изъяты>.

УСТАНОВИЛ,

ФИО1 в 19 часов 30 минут 4 сентября 2020 г. на берегу реки Паляваам возле с. Рыткучи Чаунского района Чукотского АО вовлекла несовершеннолетних: Б, К, Н,О,П,Р,Б,Р,Т,Э, в участие в публичном несанкционированном собрании (митинге):«Руки прочь от мыса ФИО2», направленном в защиту реки против строительства на берегу морского порта, при этом ее действия не содержат уголовного наказуемого деяния.

На рассмотрение дела ФИО1 не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие в связи с отдаленным проживанием и наличием на иждивении малолетнего ребенка.

Частью 3 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Из буквального толкования данной нормы следует, что указанное положение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит применению, если за административное правонарушение не может быть назначено никакое иное наказание, кроме административного ареста.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет назначение иного альтернативного наказания, не связанного с административным арестом, может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии доказательств надлежащего извещения указанного лица о времени и месте судебного заседания.

Санкция части 1.1 статьи 20.1 КоАП РФ части 2 статьи 12.27 КоАП РФ наряду с административным арестом содержит альтернативный вид наказания – штраф или обязательные работы.

ФИО1 имеет малолетнего ребенка, следовательно, административное наказание в виде административного ареста в силу части 2 статьи 3.9 КоАП РФ к ней не может быть применено (л.д. 73)

На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что ФИО1 была извещена о дате и времени рассмотрения дела, но в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, ее личное участие в судебном заседании, применительно к положениям статьи 25.1 КоАП РФ, является ее правом, в этой связи судья рассматривает настоящее дело в ее отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон).

В рамках организации публичного мероприятия Законом предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).

В силу пункта 5 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (.

Частью 1 ст. 10 Закона установлено, что организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

В статье 3 Закона Чукотского автономного округа от 8 октября 2012 г. № 88-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов проведения публичных мероприятий на территории Чукотского автономного округа», указано, что единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) используются по их назначению с учетом требований, установленных Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Публичные мероприятия в специально отведенных местах проводятся в пределах времени, установленного в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В специально отведенных местах допускается проведение массовых мероприятий в случае отсутствия информации о проведении публичного мероприятия.

Из справки Уполномоченного главы г.о. Певек в с.н.п. Рыткучи л. от 7 сентября 2020 г. следует, что уведомлений о проведении акций, митингов, общественных мероприятий в период времени с 1 по 4 сентября 2020 г. в Администрацию г.о. Певек с.н.п. Рыткучи не поступало (л.д. 7).

По сообщению главы Администрации городского округа Певек, уведомление о проведении 04 сентября 2020 года на берегу реки Паляваам возле села Рыткучи публичного мероприятия: «Руки прочь от мыса ФИО2!» в Администрацию городского округа Певек не подавалось, при этом берег реки Палаваам не является местом массового присутствия граждан для выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем.

Факт проведения несанкционированного митинга подтверждается следующими доказательствами:

- рапортом сотрудника полиции Я. от 7 сентября 2020 г., (л.д. 4);

- объяснениями ФИО1, из содержания которых следует, что 4 сентября 2020 г. около 19 часов в приложении «What`s up» в группе села «Чаунцы» она увидела объявление с просьбой подойти на берег реки Паляваам для принятия участия в съемках видеоролика в поддержку мыса ФИО2. В это время вместе с ней в доме находились ее сын и друг сына. Она предложила им принять участие в съемках в видеоролике, на что дети согласились они и пошли к берегу. Идя на собрание она забрала с работы плакат «Руки прочь от мыса ФИО2», по пути к берегу реки увидела несовершеннолетних Н, К, А, П, П, она подошла к ним и предложила принять участие в съемках видеоролика в защиту реки против строительства на берегу морского порта, на что дети согласились. Позже, на берегу реки Паляваам возле с. Рыткучи около 30 человек, в том числе несовершеннолетние, которых пригласила ФИО1, провели несанкционированное собрание (митинг), направленный на сохранение популяции биологических ресурсов, экологии и в защиту реки против строительства морского порта и в целях сохранения Чаунской Губы (л.д. 5);

- из объяснений свидетеля Т следует, что 4 сентября 2020 ФИО1 предложила ей принять участие во флешмобе на берегу реки Паляваам. Она согласилась и пошла на берег, где уже находились около 10-15 жителей с. Рыткучи. Они встали в 2 ряда и несколько раз прокричали «Руки прочь от мыса ФИО2!». Мероприятие длилось около 5 минут, после чего все разошлись по домам (л.д. 9);

- аналогичные объяснения были даны свидетелями ФА, ФТ. (л.д. 10,11);

- из объяснений свидетеля В следует, что 4 сентября 2020 г. около 19 часов она разместила в группе «Чаунцы» в приложении «What`s up» приглашение к участию в съемках видеоролика на берегу реки Паляваам. В съемках приняли участие около 10-15 человек. Они встали в 2 ряда и несколько раз прокричали «Руки прочь от мыса ФИО2!». Мероприятие длилось около 5 минут, после чего все разошлись по домам (л.д. 14);

- допрошенные в присутствии законных представителей несовершеннолетние Т,П,К,О,Б,Н,Э. показали, что приняли участие в публичном мероприятии, так как их пригласила ФИО1 (л.д. 16-18,

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу, что в 19 часов 30 минут 4 сентября 2020 г. на берегу реки Паляваам возле с. Рыткучи Чаунского района Чукотского АО проводилось несанкционированное публичное собрание (митинг): «Руки прочь от мыса ФИО2».

В ст. 6 Федерального закона, посвященной участникам публичного мероприятия, указывается, что участниками публичного мероприятия признаются лица, добровольно участвующие в нем.

Нормы КоАП РФ не раскрывают понятия вовлечения несовершеннолетнего в участие в противоправной деятельности.

Однако, согласно абз. 3 п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» под вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или совершение антиобщественных действий следует понимать действия взрослого лица, направленные на возбуждение желания совершить преступление или антиобщественные действия. Действия взрослого лица могут выражаться как в форме обещаний, обмана и угроз, так и в форме предложения совершить преступление или антиобщественные действия, разжигания чувства зависти, мести и иных действий.

Непосредственно ФИО1 для участия в несанкционированном собрании были приглашены несовершеннолетние: Т, П, К, О, Н, Б, Э. что подтверждается показаниями детей, данными в присутствии законных представителей (л.д. 16-18, 21, 23, 64-68, 73, 76, 78 )

Кроме того, из показания несовершеннолетней р. следует, что с ее мобильного телефона ФИО1 разместила объявление в приложении Watsаap о проводимом мероприятии, после чего девочка направилась на митинг (л.д. 27).

Несовершеннолетняя р. показала, что пошла на митинг, увидев объявление в приложении Watsap от своей сестры Б. (л.д. 28).

Указанные действия ФИО3 однозначно свидетельствуют о вовлечении последней несовершеннолетних детей для участия в несанкционированном митинге.

Таким образом, оценивая приведенные доказательства в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что факт совершения административного правонарушения, вменяемого ФИО1, при описанных обстоятельствах, нашел свое подтверждение.

В протоколе об административном правонарушении в полной мере описано событие административного правонарушения (л. д. 85).

Исходя из изложенного, прихожу к выводу, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ – вовлечение несовершеннолетних в участие в несанкционированном собрании (митинге), при этом ее действия не содержали уголовно наказуемого деяния.

Вместе с тем, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, вменено ФИО1 вовлечение в несанкционированный митинг несовершеннолетних: Б, Т, М, В, Т, Т.

Однако, несовершеннолетние Б. и Т. показали, что приняли участие в митинге, так как увидели, что их знакомые дети направляются к берегу реки, им стало интересно и они пошли вместе с ними (л. <...>).

Несовершеннолетняя Т. показала, что принять участие в митинге ей предложил одноклассник Б. (л.д. 20).

Несовершеннолетний М. показал, что принял участие в митинге после того, так как увидел такое приглашение в группе села Рыткучи в приложении Watsap, однако, доказательства, что это было объявление, которое было размещено именно ФИО3, должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении не представлено (л. д. 22).

Несовершеннолетние братья С. и Т. показали, что приняли участие в митинге по просьбе своей матери В. (л. <...>).

В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Исходя из изложенного прихожу к выводу, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не доказано, что эти дети приняли участи в несанкционированном публичном мероприятии благодаря действиям ФИО1

Таким образом, их вовлечение подлежит исключению из объема вмененного административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, наличие на иждивении ФИО1 несовершеннолетнего ребенка (л.д. 73).

Отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.

Санкция части 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для граждан виде административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, или обязательные работы на срок от двадцати до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Принимая во внимание наличие у ФИО1 на иждивении несовершеннолетнего ребенка, отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначения ей административного штрафа менее минимального размера.

Руководствуясь статьями 29.9-29.11 КоАП РФ, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 20.2 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, опротестовано прокурором в суд Чукотского автономного округа через Чаунский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Административный штраф необходимо уплатить по следующим реквизитам:

УНП 18880487200231206506

КБК: 18811601201019000140; ИНН получателя: 8709004722; КПП получателя: 870901001; Наименование получателя: Управление Федерального казначейства по Чукотскому АО (ПП по г. Певек Чукотский АО); Счет получателя: 40101810400000010000; Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Чукотскому АО; БИК: 047719001; ОКТМО 77705000.

Квитанцию об оплате штрафа представить в Чаунский районный суд по адресу: <...>.

Судья Е.С. Новикова