ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 890005-01-2020-003282-49 от 04.09.2020 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

копия

УИД № 89RS0005-01-2020-003282-49

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

4 сентября 2020 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Габова Т.Н., рассмотрев дело № 5-1399/2020 об административном правонарушении по части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Инновационные технологии» (ИНН/КПП ..., ОГРН ... юридический адрес: <адрес>),

установил:

ООО «Инновационные технологии» нарушило правила санитарной безопасности в лесах на лесном участке в выделе <адрес>, допустило загрязнение лесов отходами производства и потребления. Данный факт был выявлен должностными лицами управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент) ДД.ММ.ГГГГ в ходе выполнения задания от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного приказом департамента от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков».

По данному факту начальником отдела – лесничим отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшим государственным лесным инспектором автономного округа – лесничим в лесничествах автономного округа, старшим государственным инспектором автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа Сизовым Е.Б. составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Сизов Е.Б. при рассмотрении дела привел обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Защитник ООО «Инновационные технологии», участвовавший при рассмотрении дела посредством видеоконференцсвязи, просил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении общества в связи с отсутствием состава административного правонарушения, привел доводы, изложенные в письменных объяснениях. Указал, что Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года № 607, не относятся и не применимы к ООО «Инновационные технологии», на общество не возложена обязанность по соблюдению указанных Правил, поскольку общество не осуществляет деятельность по использованию лесов. В связи с чем, общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ. Общество осуществляет деятельность по обращению с ТКО, в том числе деятельность по транспортированию ТКО с мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории села <адрес>, в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа. Свалка отходов, расположенная по географическим координатам ... северной широты ... восточной долготы на лесном участке в выделе <адрес>, является санкционированной свалкой и законодательно допустимым местом и объектом размещения ТКО, образующихся на территории <адрес>. Указанная свалка образована за несколько лет до присвоения обществу статуса регионального оператора. Указанная свалка отходов ранее была включена в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. С ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с ТКО, внесены изменения. В пункте 15 таблицы 1 приложения № 5 к Территориальной схеме учтен объект размещения ТКО ..., расположенный по географическим координатам: ... Вместе с тем, фактически данная новая свалка не была введена в эксплуатацию, технически не могла обеспечить прием транспортируемых ТКО в связи с фактическим отсутствием надлежащим образом оборудованных и расчищенных от снега подъездных путей к нему.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, может выражаться в засорении леса, т.е. размещении на территории лесных участков отходов производства и потребления путем создания несанкционированных свалок, вывоза и сброса мусора, а также путем оставления неубранными мест привала туристов, отдыха граждан и т.п., поступлении вредных веществ в атмосферу и попадании их на древесно-кустарниковую растительность, почву земель лесного фонда в результате переноса по воздуху, выпадения осадков, оседания и т.п. или сбросов сточных вод, т.е. привнесении, выпуске, сливании и т.п. их в водные объекты, расположенные на территории земель лесного фонда, или непосредственно на земли, покрытые и не покрытые лесом, а также путем размещения отходов производства, т.е. устройства несанкционированных свалок, вывоза отходов и сброса их на территории земель лесного фонда, т.е. размещения на поверхности земли, занятой лесом, или на не покрытых лесом площадях. Загрязнение лесов может быть химическим, биологическим, радиационным и иным, осуществляться путем привнесения различными способами указанных в диспозиции нормы веществ, их соединений и т.п..

Согласно части 1 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

К землям лесного фонда в силу части 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами и федеральная схема обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 1 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ).

Приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 августа 2016 года № 101-од утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2016-2025 годов.

Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа является ООО «Инновационные технологии».

В соответствии с разделом 1 Соглашения № 4001-19/111 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 апреля 2018 года, заключенного между Департаментом тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО (уполномоченный орган) и ООО «Инновационные технологии» (региональный оператор), уполномоченный орган поручает, а региональный оператор принимает на себя обязательства по выполнению функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, предусмотренных законодательством Российской Федерации, автономного округа и настоящим Соглашением, на территории автономного округа.

Региональный оператор обязуется осуществлять деятельность по обращению с ТКО на территории автономного округа в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории автономного округа на период с 2016 – 2025 годов, утвержденной приказом Уполномоченного органа от 2 августа 2016 года № 101-од, государственной программой автономного округа «Энергоэффективность и развитие энергетики, обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения на 2014 – 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1144-П, с учетом требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления), иных нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа.

Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании настоящего Соглашения, своего Устава, действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I – IV классов опасности.

В Территориальной схеме содержится следующая информация:

- описание границы зоны деятельности регионального оператора и направления транспортирования отходов в пределах этой зоны;

- сведения о количестве (показатели объема и (или) массы) и источниках образования ТКО в зоне деятельности регионального оператора в разрезе поселений, городских округов (районов городских округов) (с разбивкой по видам и классам опасности отходов);

- сведения о расположении (планируемом расположении) мест сбора и накопления ТКО (с разбивкой по видам и классам опасности отходов) в зоне деятельности регионального оператора;

- сведения о расположении в зоне деятельности регионального оператора земельных участков (с указанием их кадастровых номеров и собственников), на которых на момент проведения конкурсного отбора складированы ТКО и которые не предназначены для этих целей, количестве ТКО, складированных в таких местах, приводятся в приложении № 4 к настоящему Соглашению;

- сведения о расположении, технических характеристиках и предполагаемом использовании существующих и планируемых к созданию объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению и захоронению ТКО, использование которых предусмотрено Территориальной схемой.

Согласно Таблице № 2 IX Схема потоков отходов Территориальной схемы, а именно сведениям о перспективном движении отходов между населенными пунктами от мест накопления, расположенных на территории населенных пунктов автономного округа, до объектов обработки, обезвреживания и размещения отходов, в том числе ТКО, действующие и планируемые к строительству объекты в п. Ханымей отсутствуют.

В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно таблице № 1 Приложения № 5 к Территориальной схеме, а именно объекты размещения ТКО, введенные в эксплуатацию до 01 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, которые предполагается использовать до ввода в эксплуатацию планируемых строительством объектов обращения с отходами, в том числе ТКО, отражены сведения об объекте размещения ТКО в <адрес> на участке с географическими координатами ..., площадью ... га (...), который Распоряжением Правительства РФ от 7 июля 2015 года № 1308-р переведен из земель лесного фонда в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для размещения полигона ТБО.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе выполнения задания № 24 от 15 июня 2020 года, утвержденного приказом департамента № 1854 от 15 июня 2020 года «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования лесных участков», должностными лицами управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 17 июня 2020 года выявлена свалка бытовых, строительных и промышленных отходов (бытовая техника, стеклянная, пластиковая и металлическая тара, доски, куски бетона, остатки кровли, сайдинга, металлоконструкций масляные фильтры, пластиковые и металлические запчасти от автомобилей, резиновые покрышки, порубочные остатки и прочее) на площади ... га, размещенная на лесном участке в выделе <адрес> (координатная точка привязки ...). При наложении границ местоположения свалки, полученных при помощи GPS-навигатора, на материалы лесоустройства 2011 года в электронной картографической базе данных материалов лесоустройства программного комплекса ЛЕСГИС и Единой картографической системы ЯНАО установлено, что лесной участок не обременен. Участок относится к нелесным землям лесного фонда (бывший карьер). Отходы размещены навалом, неравномерно по всей указанной площади. Высота навалов отходов составляет от ... м, приблизительный объем отходов не менее ... кубических метров.

Размещение отходов производства и потребления на вышеуказанной свалке, в том числе в период с 19 декабря 2019 года осуществлялось ООО «Инновационные технологии».

Таким образом, общество размещало отходы производства и потребления в период с 19 декабря 2019 года на свалке, не учтенной в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе ТКО, на территории автономного округа, чем нарушило правила санитарной безопасности в лесах, допустив загрязнение лесов отходами производства и потребления.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, в частности: актом осмотра лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, отчетом о выполнении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, схемами расположения лесного участка, топографической съемкой, письмом Администрации Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе ТКО, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

Факт размещения ООО «Инновационные технологии» отходов производства и потребления на указанной выше свалке, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, а также факт ее нахождения на нелесных землях лесного фонда защитником общества не отрицался.

Вышеуказанные действия общества, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является нормой прямого действия, поэтому в отличие от бланкетных норм, к числу относится часть 1 статьи 8.31 КоАП РФ, для установления наличия в действиях лица состава указанного административного правонарушения не требуется доказывания нарушений этим лицом Правил санитарной безопасности в лесах, норм и правил при обращении с отходами производства и потребления. Правовое значение для квалификации действий (бездействия), повлекших загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ имеет лишь доказанность факта и источника такого загрязнения (негативного воздействия). В этой связи доводы защитника о том, что общество не может быть субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ, поскольку не осуществляет деятельность по использованию лесов и Правила санитарной безопасности в лесах на него не распространяются, являются несостоятельными.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы защитника общества о том, что у общества отсутствовала возможность осуществлять с ДД.ММ.ГГГГ транспортирование образуемых в поселке Ханымей отходов на новый учтенный в Территориальной схеме объект размещения ТКО, поскольку фактически он не был создан и не был введен в эксплуатацию, не могут быть приняты судом во внимание в силу следующего.

Как установлено при рассмотрении дела, объект размещения ТКО, учтенный в Территориальной схеме, фактически создан, что подтверждается отчетом о выполнении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на расстоянии около ... метров на восток (в сторону поселка Ханымей) от обнаруженной свалки расположен участок, исключенный из состава земель лесного фонда, для размещения полигона твердых бытовых отходов в поселке <адрес>. Указанный участок огорожен, на нем размещено здание пропускного пункта, санитарная яма, на участке отсутствуют отходы производства и потребления, имеются следы производства работ по планировке, а также письмом Администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на территории <адрес> сбор и вывоз ТБО производится согласно Территориальной схеме обращения с отходами на территории ЯНАО на период 2016-2025 годов, отходы, поступающие с мест накопления отходов в <адрес>, ООО «Инновационные технологии» должно размещать на свалке, учтенной в Территориальной схеме. Место, используемое для временного складирования ТКО, расположено на межселенной территории, на расстоянии <адрес>

Кроме того, из пояснений защитника общества установлено, что с июля 2020 года размещение отходов производится обществом на свалке, учтенной в Территориальной схеме, при том, что до настоящего времени, как следует из пояснений должностного лица, свалка не введена в эксплуатацию.

Таким образом, объект размещения ТБО, учтенный в Территориальной схеме создан, размещение на нем отходов производства и потребления возможно. Сам по себе тот факт, что свалка не введена в эксплуатацию в установленном законом порядке, не является препятствием для размещения на ней отходов. Размещение отходов должно производиться обществом в соответствии с Территориальной схемой, в которую данный объект размещения ТБО включен.

Доводы защитника общества о том, что объект размещения ТБО технически не мог обеспечить прием транспортируемых ТКО в связи с отсутствием надлежащим образом оборудованных и расчищенных от снега подъездных путей к нему, являются голословными.

Материалы дела не содержат сведений о наличии объективных препятствий для надлежащего исполнения обществом требований закона, отсутствуют доказательства принятия обществом всех возможных мер для недопущения нарушения закона, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении вмененного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.

При назначении вида и размера наказания, в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер совершенного обществом административного правонарушения, имущественное положение и финансовое положение общества, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю возможным назначить ООО «Инновационные технологии» административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 100000 рублей, что в данном случае будет соответствовать целям административного наказания, указанным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений.

С учетом последствий и характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественного и финансового положения, суд не усматривает оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, а также оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать Общество с ограниченной ответственностью «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (Сто тысяч) рублей.

Реквизиты для перечисления штрафа: получатель – УФК по ЯНАО (Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО), ИНН 8901017195, КПП 890101001, БИК 047182000, ОКТМО 71951000, КБК 84711601082010031140, расчетный счет № 40101810465770510002 в РКЦ Салехард г. Салехард, УИН

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Предупредить ООО «Инновационные технологии» об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения в случае неуплаты штрафа в установленный срок.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения (вручения) его копии в суд Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе путем подачи жалобы через Ноябрьский городской суд.

Судья: (подпись) Т.Н. Габова