Дело № 5-713/2020
УИД № 91RS0022-01-2020-002095-40
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья <адрес> Терентьев А.Н. с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым Карпова А.Г., лица, привлекаемого к административной ответственности – заместителя главы администрации <адрес> ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> дело об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности:
Должностного лица- заместителя Главы администрации <адрес> ФИО1 ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> УССР, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес> совершение правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> юристом 1 класса ФИО3 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в части не исполнения требований акта прокурорского реагирования - протеста и.о. прокурора <адрес> от 11.06.2020г. № на постановление администрации <адрес> Республики Крым от 09.06.2020г. № «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> Республики Крым от 14.04.2020г. № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8», поскольку прокурор о месте и времени рассмотрения акта прокурорского реагирования извещен не был, меры к обеспечению участия прокурора в рассмотрении протеста не приняты.
Основанием к возбуждению производства об административном правонарушении послужило то, что Прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принесен протест № на постановление администрации <адрес> Республики Крым от 09.06.2020г. №.
Пунктом 1 протеста предусмотрено требование уведомить прокурора о дне и времени его рассмотрения.
Результаты рассмотрения протеста поступили в прокуратуру города 25.06.2020г. (информация администрации <адрес> от 22.06.2020г. исх. №, постановление администрации <адрес> от 18.06.2020г. №), из которых следует, что протест рассмотрен без участия прокурора.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Карпов А.Г. поддержал постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, просил признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и привлечь его к административной ответственности.
ФИО1 в судебном заседании вину во вменяемом ему административном правонарушении не признал, пояснил, что отдельно на него полномочия по рассмотрению протестов прокурора не возложены, он рассматривает протесты прокурора в случае отсутствия по каким-либо основаниям главы администрации либо первого заместителя. Первоначально документы поступают в канцелярию, после чего направляются исполнителям. Он отписал протест прокурора в Управление земельных отношений. Специалисты готовят техническую документацию. После чего юридический отдел дает заключение о юридической стороне рассматриваемого протеста. В его обязанности не входит уведомление прокурора о дате рассмотрения протеста. Требования Закона «О прокуратуре» в части рассмотрения документов прокурорского реагирования знает. Пояснил также, что протест прокурора рассмотрен безучастия прокурора в связи с тем, что была допущена техническая ошибка специалиста отдела земельных отношений МКУ «Управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым», и потому его вина в совершении вменяемого ему правонарушения отсутствует.
Из буквального толкования положений ст.17.7 КоАП РФ следует, что административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае невыполнения законных требований прокурора. При этом противоправное деяние должно быть совершено с умыслом.
Вина является обязательным элементом состава административного правонарушения и подлежит установлению при производстве по административному делу.
Установление вины заместителя Главы администрации <адрес> ФИО1 в совершении административного правонарушения предполагает выяснение вопроса о том, имелась ли у должностного лица реальная возможность выполнить в срок требования прокурора <адрес> об уведомлении прокурора о дне и времени рассмотрения протеста.
Исследовав материалы дела, опросив стороны, допросив свидетеля, суд установил следующие факты.
В соответствии с ч.5 ст.129 Конституции РФ полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет w иные функции, установленные федеральными законами.
Предметом надзора, определенным ст.21 Закона о прокуратуре, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии с ч.1 ст.26 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина соблюдение прав и свобод человека и гражданин федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании ч.1 ст.6 Закона о прокуратуре, требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Прокурором <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принесен протест № на постановление администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№.
Пунктом 1 указанного протеста предусмотрено требование уведомить прокурора о дне и времени его рассмотрения.
В соответствии со ст.23 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена и введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации.
Согласно п.2.6.9 Инструкции документы, адресуемые организациям, расположенным в пределах данного населенного пункта, передаются с нарочным под расписку в книге (приложение №).
Согласно записей Книги учета документов, отправляемых нарочным, протест прокурора города от 11.06.2020г. № получен администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп администрации <адрес> (л.д.25-26).
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о прокуратуре, прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
В пункте 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", указано, что прокурор принимает обязательное участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.
Факт рассмотрения протеста прокурора без его извещения о дате и времени рассмотрения протеста подтвержден письмом администрации <адрес> от 22.06.2020г. исх.№, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, поступившим в прокуратуру <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому протест рассмотрен без участия прокурора (л.д.8-9).
Как указано в письме администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ причиной рассмотрения поданного протеста без участия представителя прокуратуры города стала техническая ошибка специалиста отдела земельных отношений МКУ «Управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым», направившего постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об удовлетворении протеста без уведомления прокуратуры города о его рассмотрении (л.д. 13).
Вместе с тем, указанное утверждение опровергается показаниями данными в судебном заседании свидетелем-специалистом отдела земельных отношений МКУ «Управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым» ФИО11, непосредственно готовившей письмо прокурору <адрес> о результатах рассмотрения протеста от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ (л.д.8), пояснившей суду, что первоначально протест прокурора прошел по инстанциям согласно Регламенту; материал ей был передан начальником отдела ФИО10 и она была с ним ознакомлена. Она готовила проект постановления, который был согласован с юридическим отделом и прокуратура была уведомлена о результатах рассмотрения протеста. О необходимости уведомлять прокурора о дате рассмотрения протеста она не знала, готовила техническую сторону. С прокурором протест не согласовывался.
В связи с чем, суд не принимает как доказательство данное утверждение.
Ссылку в письме администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ на причину рассмотрения протеста без участия представителя прокуратуры города-технической ошибки специалиста отдела земельных отношений МКУ «Управление имущественных и земельных отношений администрации <адрес> Республики Крым», направившего постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об удовлетворении протеста без уведомления прокуратуры города о его рассмотрении (л.д.13), суд не принимает во внимание поскольку свидетель ФИО11 пояснила, что о необходимости уведомлять прокурора о дате рассмотрения протеста она не знала, готовила техническую сторону.
Распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-л ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность заместителя главы администрации <адрес> (л.д.14).
Согласно должностной инструкции заместителя главы администрации <адрес>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес>, в его компетенцию входит, в том числе, рассмотрение в пределах компетенции входящей корреспонденции, определение конкретного исполнителя (исполнителей) с указанием срока и условий исполнения документа, подписание документов в пределах своих полномочий (п.3.5); непосредственно направление, координация и контроль деятельности МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> Республики Крым» (п.3.10). Кроме этого, заместитель главы администрации <адрес> обязан соблюдать федеральные конституционные законы и федеральные законы (п.3.1), обеспечивать выполнение положений законов Российской Федерации (п.3.2).
Часть 3 ст.6 Закона о прокуратуре, устанавливает, что неисполнение требований прокурора, вытекающих из полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Согласно положениям ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с положениями ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Принимая во внимание изложенное, в соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КРФоАП, считаю что заместитель Главы администрации <адрес> ФИО1 допустил умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом и вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ подтверждена следующими доказательствами:
- постановлением заместителя прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.1-4),
- протестом и.о. прокурора <адрес>ФИО12№ от 11.06.2020г. (л.д.6-7),
- письмом заместителя главы администрации <адрес> ФИО1 исх.№ от 22.06.2020г. о результатах рассмотрения протеста прокурора, которым является постановление администрации <адрес> от 18.06.2020г. № «О внесении изменений в постановление администрации <адрес> Республики Крым от 14.04.2020г. № «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8» (л.д.8-10),
- решением заместителя прокурора <адрес>ФИО3 о проведении проверки администрации <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11),
- требованием заместителя прокурора <адрес>ФИО3 от 26.06.2020г. № о предоставлении информации о причинах неуведомлении прокуратуры города о рассмотрении протеста прокурора (л.д.12),
- письмом администрации <адрес> исх. № от ДД.ММ.ГГГГ о причинах неуведомления прокуратуры города о рассмотрении протеста прокурора (л.д.13),
- распоряжением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-л о назначении с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на должность заместителя главы администрации <адрес> (л.д. 14),
- должностной инструкцией заместителя главы администрации <адрес>, утвержденной 13.03.2019г. главой администрации <адрес> (л.д. 15-17),
- копией паспорта на имя ФИО1 (л.д.18);
- показаниями допрошенной в судебном заседании свидетеля ФИО11
Достоверность вышеуказанных доказательств не вызывает у суда сомнений, поскольку они не противоречивы и согласуются между собой.
По мнению суда, ФИО1, как лицо, рассматривающее по устному поручению главы администрации в его отсутствие протесты прокурора, должен был знать требования закона о рассмотрении акта прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры, что не требует возложения на него отдельных обязанностей и организовать их рассмотрение согласно закону.
Таким образом, бездействие заместителя главы администрации <адрес> ФИО2, выраженное в том, что он, как лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления, и уполномоченного рассматривать документы прокурорского реагирования в отсутствии главы администрации и первого заместителя главы администрации, и имеющее реальную возможность организовать рассмотрение акта прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры, уведомив прокурора о дне и времени его рассмотрения, однако должных мер к тому не принявшего, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Доказательств того, что ФИО1 при исполнении своих служебных обязанностей не имел реальной возможности организовать и проконтролировать исполнение требований закона при рассмотрении акта прокурорского реагирования с участием представителя прокуратуры материалы дела не содержат и лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о них не указано.
Таким образом, вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела, так как он совершил – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
При назначении наказания в соответствии со ст.ст.4.1-4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд учитывает тяжесть содеянного, данные о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
С учетом личности виновного и тяжести содеянного, при наличии смягчающих административную ответственность обстоятельств к которым суд относит совершение правонарушения впервые, отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю необходимым назначить ФИО14 административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ст.17.7 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.17.7,29.9,29.10 КоАП РФ, судья,-
постановил:
Признать должностное лицо – заместителя главы администрации <адрес> Республики Крым ФИО1 ФИО16 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 2000 (двух тысяч) рублей.
Получатель штрафа: УФК по №».
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КРФоАП неуплата штрафа в 60-дневный срок с момента вступления постановления в законную силу, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения копии настоящего постановления.
Судья А.Н.Терентьев