ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А-251/19 от 29.05.2019 Калининградского областного суда (Калининградская область)

А-251/2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«29» мая 2019 года г. Калининград

Заместитель председателя Калининградского областного суда Мухарычин В.Ю., рассмотрев жалобу директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 на вступившее в законную силу постановление мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 24 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 24 января 2019 года директор ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 1000 рублей.

В районный суд вышеуказанное постановление мирового судьи не обжаловалось.

В жалобе, поступившей в Калининградский областной суд 16 апреля 2019 года, директор ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 просил судебное постановление отменить, производство по делу прекратить.

Определением и.о. заместителя председателя Калининградского областного суда от 19 апреля 2019 года жалоба принята к рассмотрению, истребовано дело об административном правонарушении в отношении директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1, которое поступило в Калининградский областной суд 30 апреля 2019 года.

Проверив в соответствии с требованиями ст. 30.16 КоАП РФ дело в полном объеме, нахожу, что имеются основания для отмены оспариваемого постановления.

Частью 1 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», директором которого является ФИО1, эксплуатирует опасный производственный объект; имеет лицензию от 10 марта 2009 года № ВП-21-000380 (К) и лицензию от 21 марта 2009 года № ВП-21-000508 (С) на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов. Лицензии содержат перечень работ, которые выполняются в составе указанного вида деятельности.

12 февраля 2018 года государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», по результатам которой вынесено предписание № 8.2-к-0056-првн-П/0007-2018 от 12 февраля 2018 года о принятии мер в отношении выявленных нарушений в установленные сроки, в том числе о выполнении пунктов 1, 2 предписания, содержащих требование о переоформлении обществом в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (в редакции от 7 марта 2017 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2017 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензий № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года.

В установленный должностным лицом срок (до 20 апреля 2018 года), указанные в предписании нарушения не были устранены ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», что выявлено в результате внеплановой выездной проверки
10 мая 2018 года.

Также 10 мая 2018 года государственным инспектором отдела по надзору за промышленной безопасностью по Калининградской области Центрального управления Ростехнадзора ФИО2 по результатом внеплановой выездной проверки составлено новое предписание № 8.2-0261-првн-П/0024-2018 от 10 мая 2018 года о принятии мер в отношении выявленных нарушений, которые не были устранены в установленный ранее выданным предписанием срок, в том числе о выполнении пунктов 1, 2 предписания, содержащих требование о переоформлении обществом лицензий № ВП-21-000380(К) от 10 марта 2009 года и № ВП-21-000508(С) от 21 декабря 2009 года.

В установленный должностным лицом срок (до 10 августа 2018 года), указанные в предписании нарушения вновь не были устранены ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», что выявлено в результате внеплановой выездной проверки 16 августа 2018 года, по результатам которой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» вновь выдано предписание № 8.2-к-0458-првн-П/0050-2018 о необходимости переоформления вышеуказанных лицензий в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ (ред. от 07 марта 2017 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ (ред. от 31 декабря 2017 года) «О лицензировании отдельных видов деятельности» в срок до 12 ноября 2018 года.

В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в период с 20 ноября 2018 года по 21 ноября 2018 года по исполнению предписания № 8.2-к-0458-првн-П/0050-2018 от 16 августа 2018 года, было установлено, что ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» не выполнило в срок до 12 ноября 2018 года пп. 1, 2 предписания № 8.2-к-0458-првн-П/0050-2018 от 16 августа 2018 года, а именно не переоформило лицензии № ВП-21-000380 от 10 марта 2009 года, № ВП-21-000508 от 21 декабря 2009 года.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 21 ноября 2018 года указанное бездействие директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 квалифицировано по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В обоснование вывода о виновности директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 в вышеописанном правонарушении мировой судья указал, что лицензии, выданные ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское», по окончании срока действия подлежали переоформлению в порядке, предусмотренном законом, поскольку пунктом 12 части 14 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» указанное в лицензиях наименование вида деятельности - «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» изменено на «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности».

В жалобе заявитель приводит доводы о том, что у ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» в силу закона отсутствовала обязанность по переоформлению лицензий.

Данные доводы заслуживают внимания.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.

В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения данного закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (ст. 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии с пп. 12 и 13 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01 июля 2013 года) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожарных производственных объектов (п. 12); эксплуатация химически опасных производственных объектов (п. 13).

Лицензии на указанные в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ виды деятельности, которые предоставлены и срок действия которых не истек до дня вступления в силу настоящего закона, действуют бессрочно (ч. 3 ст. 22 Федерального закона).

В силу ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ предоставленные до дня вступления в силу настоящего закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению. Переоформленные лицензии действуют бессрочно.

Части 3, 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ вступили в силу 03 ноября 2011 года.

Доказательства, свидетельствующие, что на дату вступления в силу Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ перечень работ, которые выполняются обществом в составе указанных видов деятельности, изменен, в деле отсутствуют.

Таким образом, с 03 ноября 2011 года выданные обществу лицензии в соответствии с чч. 3 и 4 статьи 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ являются бессрочными.

Федеральным законом от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ в Федеральный закон от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ внесены изменения, а именно п. 12 ч. 1 ст. 12 Федерального закона изложен в следующей редакции: «эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности»; п. 13 признан утратившим силу с 01 июля 2013 года.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ предоставленные до 01 июля 2013 года лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу данного закона.

Ранее выданные лицензии предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях. К таким лицензиям применяются положения законодательства Российской Федерации, регулирующие лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Таким образом, с 01 июля 2013 года отменено раздельное лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов. Вместе с тем изменение наименования вида деятельности не требует переоформления ранее выданных лицензий, которые действуют бессрочно, и предоставляет лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанных в таких лицензиях.

Поскольку работы, перечисленные в лицензиях общества, не изменились, в силу ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 04 марта 2013 года № 22-ФЗ ранее выданные лицензии сохраняют свою силу после вступления в силу данного закона и предоставляют право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

Указание в акте проверки государственного органа от 16 августа 2018 года, на основании которого было выдано предписание № 8.2-к-0458-првн-П/0050-2018 от 16 августа 2018 года, на то, что изменилось наименование вида лицензируемой деятельности и в силу ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ общество обязано переоформить лицензии, является ошибочной.

В ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ, действовавшей с 15 ноября 2014 года по 29 июля 2018 года) предусмотрено, что лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, и лицензии, содержащие перечни работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если нормативными правовыми актами Российской Федерации в указанные перечни внесены изменения, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности (выполнению работ, оказанию услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

В редакции Федерального закона от 29 июля 2018 года № 249-ФЗ ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ изложена следующим образом: действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, лицензии, не содержащие перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, подлежат переоформлению в порядке, установленном настоящей статьей, при условии соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к таким видам деятельности.

Между тем указанная норма введена в действие после изменения наименования вида деятельности ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское». При этом положения вышеуказанных Федеральных законов от 29 июля 2018 года № 249-ФЗ, и от 14 октября 2014 года № 307-ФЗ не содержат ссылок на их применение к правоотношениям, возникшим до введения их в действие, то есть не имеют обратной силы. Следовательно, эта норма не может распространять свое действие на уже действующие бессрочные лицензии.

Также следует учитывать, что статья 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ дополнена ч. 2.1, согласно которой в случае изменения наименования в законе названия лицензии, необходимость переоформления лицензии должна определяться этим нормативным актом, однако вышеприведенные нормативные акты таких требований не содержат.

Принимая во внимание тот факт, что на момент оформления лицензий и на момент изменения наименования вида деятельности, на осуществление которой они выданы, лицензии соответствовали действующему законодательству, у общества не возникло обязанности по их переоформлению в связи со вступлением в силу ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ.

При таких обстоятельствах мировой судья пришел к ошибочному выводу о законности выданного предписания и наличии в действиях директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Принимая во внимание изложенное, постановление мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 24 января 2019 года, вынесенное в отношении директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Производство по настоящему делу в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Жалобу директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 удовлетворить.

Постановление мирового судьи 1-го судебного участка Гурьевского района Калининградской области от 24 января 2019 года, вынесенное в отношении директора ЗАО «Зверохозяйство «Гурьевское» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

Заместитель председателя

Калининградского областного суда В.Ю. Мухарычин