Дело №а-257/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Салехард 23 октября 2018 года
Председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа Патлатюк В.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июня 2018 года и решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника управления по труду и социальной защите населения Администрации МО Красноселькупский район ФИО2,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка Красноселькупского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июня 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2018 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника управления по труду и социальной защите населения Администрации МО Красноселькупский район (далее - УТСЗН) ФИО2 прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 считает вступившие в законную силу судебные акты незаконными и просит их отменить. Полагает выводы судов о том, что УТСЗН приняты все меры по исполнению предписания от 21 апреля 2017 года неверными, поскольку при разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение лицом избран лишь один из возможных вариантов конечного результата обращения с отходами - захоронение на полигоне твердых бытовых отходов в с. Красноселькуп, не включенном в государственный реестр объектов размещения отходов, и привлечение для сбора и транспортировки отходов организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности, что воспрепятствовало утверждению проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. При этом судами не дана оценка тому, что УТСЗН не рассматривалась возможность утилизации, обезвреживания, а также передачи отходов для этих целей иным организациям, а равно передачи права собственности на отходы, заключения договоров на передачу своих отходов с контрагентами на территории иных муниципальных образований, эксплуатирующих полигоны, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов, и имеющих лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV классов опасности, меры по реализации указанных вариантов действий не предпринимались.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет административную ответственность.
Установленная данной нормой административная ответственность наступает только в случае неисполнения законного предписания указанного органа. Вопрос о законности и исполнимости предписания об устранении требований законодательства, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Как следует из материалов дела, 21 апреля 2017 года должностным лицом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа УТСЗН выдано предписание № 9-05/Г об устранении нарушений, выявленных в ходе плановой документарной и выездной проверки, проведенной в период с 27 марта по 21 апреля 2017 года, а именно в срок до 20 апреля 2018 года устранить нарушение требований абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон), состоящее в отсутствии разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, при том, что в деятельности УТСЗН установлен факт образования отходов II, III и IV классов опасности. Предписание поступило в УТСЗН по почте 28 апреля 2017 года.
В результате внеплановой документарной проверки, проведенной должностным лицом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 3 мая по 10 мая 2018 года, установлен факт неисполнения предписания от 21 апреля 2017 года, явившийся основанием для составления в отношении начальника УТСЗН ФИО2 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья пришел к выводу об отсутствии в действиях начальника УТСЗН ФИО2 состава административного правонарушения ввиду того, что несмотря на принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер, реальная возможность исполнить предписание отсутствовала.
Судья Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев жалобу государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 на постановление мирового судьи, не нашел оснований для отмены постановления и оставил его без изменения.
Оснований для отмены состоявшихся судебных актов не нахожу по следующим основаниям.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом.
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 11 Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 18 Федерального закона индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.
Пунктами 6 и 7 ст. 12 Федерального закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещено.
Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденными приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 1 апреля 2016 года № 340 (далее - Методические указания), предусмотрено, что в составе проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение подлежат указанию реквизиты лицензии на обращение с отходами, имеющейся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которым отходы передаются с целью их обезвреживания и (или) размещения.
Также п. 9 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, утвержденного приказом департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа от 2 декабря 2015 года № 857, к числу оснований для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отнесены некомплектность проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, наличие недостоверной информации, наличие арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных Методическими указаниями, а также отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственный реестр объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором.
Таким образом, перечисленные положения федерального и регионального законодательства предусматривают в качестве обязательных условий для утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение наличие у организации, осуществляющей сбор, транспортировку и размещение отходов, лицензии на обращение с отходами, а также наличие объекта размещения отходов, включенного в государственный реестр объектов размещения отходов, на котором планируется размещение отходов.
Из материалов дела усматривается, что в целях своевременного исполнения предписания от 21 апреля 2017 года УТСЗН заблаговременно разрабатывались и дважды (15 мая 2017 года и 21 ноября 2017 года) направлялись для утверждения в департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Однако в обоих случаях в их утверждении отказано, в том числе ввиду отсутствия у ООО «Домовой», с которой УТСЗН был заключен договор на прием и размещение отходов, лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами, а также не внесения полигона твердых бытовых отходов с. Красноселькуп, эксплуатируемого ООО «Домовой», в государственный реестр объектов размещения отходов.
Сопоставив меры, принятые УТСЗН по исполнению предписания от 21 апреля 2017 года, с тем, что на территории с. Красноселькуп отсутствуют объекты размещения отходов, зарегистрированные в государственном реестре объектов размещения отходов, суды пришли к правильному выводу о том, что у УТСЗН не имелось реальной возможности выполнить предписание и, как следствие, об отсутствии в действиях начальника УТСЗН ФИО2 состава вмененного правонарушения.
Довод жалобы о том, что УТСЗН не исполнена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду неиспользования иных предусмотренных законом вариантов действий в отношении отходов, не ставит выводы судебных инстанций под сомнение, поскольку материалы дела не содержат сведений о наличии у УТСЗН фактической возможности самостоятельно утилизировать и (или) обезвреживать (ввиду отсутствия лицензии на обращение с отходами), а также передавать образуемые отходы для этих целей иным хозяйствующим субъектам, действующим в пределах территории как сельского поселения, так и Красноселькупского района в целом, у которых бы имелась лицензия на обращение с отходами. Кроме того, с учетом особенностей транспортной схемы региона передача права собственности на отходы либо заключение договоров с контрагентами на территории иных муниципальных образований на передачу своих отходов в целях их транспортировки за пределы территории с. Красноселькуп невозможна в силу такой объективной причины как отсутствие устойчивого круглогодичного транспортного автомобильного сообщения между с. Красноселькуп и муниципальными образованиями Ямало-Ненецкого автономного округа и других регионов, где имеются надлежаще зарегистрированные объекты размещения отходов.
Кроме того, ст. 30.17 КоАП РФ, содержащая исчерпывающий перечень постановлений, которые могут быть вынесены судом по результатам рассмотрении жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусматривает возможность отмены постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Однако доводы жалобы не свидетельствуют о том, что судами допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие, как того требует ст. 24.1 КоАП РФ, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных решений, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка Красноселькупского судебного района Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 июня 2018 года и решение судьи Красноселькупского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника управления по труду и социальной защите населения Администрации МО Красноселькупский район ФИО2 оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Ямало-Ненецкого автономного округа в области охраны окружающей среды ФИО1 - без удовлетворения.
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа (подпись) В.А. Патлатюк
Копия верна:
Председатель суда
Ямало-Ненецкого автономного округа ФИО3