ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А-435 от 19.08.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

а-435

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

19 августа 2019 года г. Ижевск

Председатель Верховного Суда Удмуртской Республики Суханов Ю.В., рассмотрев жалобу Министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 25 марта 2019 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 07 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики,

у с т а н о в и л

Постановлением мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 25 марта 2019 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ с назначением на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 07 мая 2019 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, должностное лицо просит постановление мирового судьи и решение судьи районного суда отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пунктам 8.1 - 8.3 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.

Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IА - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1(2) см, на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см.

Обочины дорог категорий IА, IБ и IВ должны быть очищены от снега по всей их ширине, обочины остальных дорог - на 50% их ширины.

В пункте 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) указано, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны:

- содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил,

- принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В статье 3 и пункте 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 2 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 09.02.2015 № 40 Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 16 января 2019 года в ходе осуществления надзора за состоянием автомобильных дорог на территории <данные изъяты> района Удмуртской Республики были выявлены следующие недостатки зимнего содержания автомобильных дорог:

- 6 км автодороги «<данные изъяты>» на проезжей части наличие рыхлого снега толщиной 3,4 см, обочина не очищена от снега, толщина снежного покрова как среднее арифметическое значение, полученное по измеренным значениям, которое округляется до целого числа, составила 5 см,

- 1 км автодороги «<данные изъяты>» на проезжей части наличие рыхлого снега толщиной 3,2 см, обочина не очищена от снега, толщина снежного покрова как среднее арифметическое значение, полученное по измеренным значениям, которое округляется до целого числа, составила 5 см.

Измерение толщины снега проводилось при помощи линейки измерительной металлической заводской № 2 в соответствии с требованием пунктов 9.5 и 9.5.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении (л.д. 1-6), актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д. 16, 17), фототаблицей (л.д. 19-20) и иными материалами дела, оцененными в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы настоящей жалобы сводятся к тому, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики не является субъектом административного правонарушения, так как с 01 января 2019 года бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонта и содержании дорог возложена на КУ УР «У».

Данным доводом дана надлежащая оценка при рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда.

Так, в решении правомерно указано на то, что часть 1 статьи 12.34 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта административного правонарушения, и следовательно, субъектом выступает любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.

При этом обоснованно было обращено внимание на то, что Распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики от 28 января 2019 года № <данные изъяты> согласована сделка по безвозмездной передаче от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики к КУ УР «У» объектов недвижимого имущества согласно приложению к настоящему распоряжению. Согласно приложению в состав передаваемого имущества вошли и дороги, указанные в протоколе об административном правонарушении. Пунктом 4 указанного распоряжения передаваемое имущество закреплено за КУ УР «У» с 01 января 2019 года на праве оперативного управления. Однако, в акте приема-передачи недвижимого имущества (автомобильных дорог), составленном Министерством транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики» и КУ УР «У» отсутствует дата составления указанного акта (л.д. 61-66, 107-109).

Кроме того, были учтены разъяснения в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где указано, что с соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию. В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.

Поскольку распоряжение по согласованию сделки по безвозмездной передаче имущества датировано 28 января 2019 года и не представлено доказательств государственной регистрации переданного имущества за КУ УР «У», то был сделан вывод о том, что нет оснований считать переданные дороги, находящимися на праве оперативного управления за данным учреждением с 01 января 2019 года.

Также не представлено доказательств того, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики предприняло все зависящие от него меры к соблюдению действующего законодательства.

Оснований не согласиться с выводами мирового судьи и судьи районного суда не имеется.

Деяние правильно квалифицировано по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.

Постановление принято мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в соответствии с санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ и с учетом положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л

Постановление мирового судьи судебного участка Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики от 25 марта 2019 года и решение судьи Якшур-Бодьинского районного суда Удмуртской Республики от 07 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, оставить без изменения.

Жалобу Министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики ФИО1 оставить без удовлетворения.

Председатель Верховного Суда

Удмуртской Республики Ю.В. Суханов