№а-520/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Самара 21 мая 2018 года
Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу ФИО3, действующего на основании доверенности в интересах главы г.о.Тольятти ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.11.2017г. и решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.12.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении должностного лица – главы г.о.Тольятти ФИО1,
установил:
Постановлением прокурора г.Тольятти от 03.11.2017г. в отношении должностного лица - главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» за нарушение должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования в Самарской области при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, повлекшее предоставление (муниципальной) услуги заявителю с нарушением установленных сроков.
Постановлением мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.11.2017г. глава г.о.Тольятти Самарской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей.
Решением Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.12.2017г. постановление мирового судьи от 10.11.2017г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе ФИО3, действующий на основании доверенности в интересах главы г.о.Тольятти ФИО1, ссылается на несоответствие выводов предыдущих судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела, считая дело рассмотренным без соблюдения требований ст.24.1 КоАП РФ о полном, всестороннем и объективном выяснении всех обстоятельств дела, полагает, что ненадлежащее исполнение иными должностными лицами обязанностей повлекло нарушение установленного срока предоставления муниципальной услуги,- просит отменить состоявшиеся судебные решения с прекращением производства по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее – Федеральный закон от 27.07.2010г. N 210-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.
В силу ч.1 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. N 210-ФЗ государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» разрешение на право организации рынка выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования (далее - орган местного самоуправления).
Согласно ст.6 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ срок рассмотрения заявления о продлении срока действия разрешения на право организации розничного рынка в силу ч.1 ст.9 настоящего Федерального закона не может превышать пятнадцать календарных дней со дня поступления заявления.
Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача (продление, переоформление) разрешения на право организации розничного рынка» утвержден Постановлением Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 15.12.2015 №4049-п/1.
В силу п.2.6.2 Регламента срок предоставления муниципальной услуги в случае продления либо переоформления разрешения на право организации розничного рынка составляет 15 календарных дней с момента регистрации заявления о продлении срока действия разрешения либо о переоформлении разрешения.
Нарушение должностным лицом исполнительного органа государственной власти Самарской области, органа местного самоуправления муниципального образования в Самарской области при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой исполнительным органом государственной власти Самарской области, органом местного самоуправления муниципального образования в Самарской области, должностным лицом органа местного самоуправления муниципального образования в Самарской области порядка предоставления муниципальной услуги, повлекшее непредоставление государственной (муниципальной) услуги заявителю либо предоставление государственной (муниципальной) услуги заявителю с нарушением установленных сроков предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 03.11.2017г. прокуратурой г.Тольятти на основании обращения ФИО4 в отношении администрации г.Тольятти Самарской области проведена проверка соблюдения порядка предоставления муниципальной услуги «Выдача (продление, переоформление) разрешения на право организации розничного рынка» по заявлению директора ООО «Автозаводский рынок» ФИО5 от 24.07.2017г., поступившего в администрацию г.о. Тольятти 26.07.2017г., в ходе которой выявлено, что постановление о продлении ООО «Автозаводский рынок» разрешения на право организации розничного рынка по адресу: <...> в нарушение ст.6 Федерального закона от 30.12.2006г. №271-ФЗ, п.2.6.2 Административного регламента, со сроком его принятия не позднее 10.08.2017г., принято главой г.о.Тольятти 28.08.2017г., то есть спустя 18 дней, вместо установленного законом срока – 15 дней, тем самым совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Выявленное нарушение послужило основанием для возбуждения прокурором г.Тольятти 03.11.2017г. в отношении должностного лица - главы г.о.Тольятти Самарской области ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
В подтверждение, что должностным лицом - главой г.о.Тольятти Самарской области ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.11.2017г. (л.д.3-6); уведомление прокурора г.Тольятти о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, врученное главе г.о.Тольятти Самарской области ФИО1 02.11.2017г. (л.д.9-10); заявление ФИО4, направленное в прокуратуру г.Тольятти с просьбой принять меры прокурорского реагирования с привлечением должностных лиц к административной ответственности в связи с принятием постановления о продлении ООО «Автозаводский рынок» разрешения на право организации розничного рынка по адресу: <...> с пропуском, установленного законодательством РФ срока (л.д.11-12); заявление директора ООО «Автозаводский рынок» от 24.07.2017г., за вх. №6279 от 26.07.2017г. на продление срока действия разрешения на право организации универсального розничного рынка (л.д.17); постановление о продлении ООО «Автозаводский рынок» разрешения на право организации розничного рынка по адресу:<...> от 28.08.2017г. №2918-п/1 (л.д.18); перечень юридических лиц, которым предоставляется разрешение на право организации розничного рынка в г.о.Тольятти (приложение к постановлению администрации №2918-п/1 от 28.08.2017г.) (л.д.19); разрешение на право организации розничного рынка № 2-УН/2017 в соответствии с Постановлением администрации г.о. Тольятти от 28.08.2017 №2918-п/1 (л.д.20), – поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст.26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности должностного лица - главы г.о.Тольятти ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.
Доводы надзорной жалобы об отсутствии вины в действиях должностного лица – главы г.о. Тольятти со ссылкой на иных должностных лиц, ненадлежащим образом исполнивших должностные обязанности при предоставлении муниципальной услуги «Выдача (продление, переоформление) разрешения на право организации розничного рынка», безосновательна.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в том числе в органах местного самоуправления.
В соответствии с п.п. 1.11, 1.19 Постановления Администрации г.о. Тольятти Самарской области от 26.06.2017 №2186-п/1 «О распределении полномочий между главой городского округа, первым заместителем главы городского округа, заместителями главы городского округа и заместителем главы городского округа – руководителем аппарата администрации городского округа Тольятти», глава г.о. Тольятти осуществляет в том числе полномочия по непосредственной организации подготовки проектов решений и изданию постановлений и распоряжений Администрации по вопросам местного значения, организации и обеспечению предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, органами Администрации.
В силу п. 3.2.7 Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Выдача (продление, переоформление) разрешения на право организации розничного рынка», принятие решения о предоставлении муниципальной услуги, отнесено к компетенции главы г.о. Тольятти.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении постановление о продлении ООО «Автозаводский рынок» разрешения на право организации розничного рынка по адресу: <...> со сроком его принятия не позднее 10.08.2017г., принято главой г.о.Тольятти 28.08.2017г., то есть спустя 18 дней, вместо установленного законом срока – 15 дней, что не оспаривалось при рассмотрении дела об административном правонарушении нижестоящими судебными инстанциями и не оспаривается заявителем в надзорной жалобе.
Установленное в ходе проверки нарушение стало возможным в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом - главой г.о.Тольятти ФИО1 своих служебных обязанностей, поскольку ФИО1 не приняты все зависящие от него необходимые меры по своевременному предоставлению муниципальной услуги, контролю за действиями непосредственных исполнителей, в силу чего, с учётом вышеизложенного, глава г.о.Тольятти ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам надзорной жалобы заявителя, субъект административной ответственности нижестоящими судебными инстанциями определен верно, отсутствие в решении районного судьи описания специальных служебных полномочий, которыми наделен глава администрации г.о.Тольятти, не ставит под сомнение выводы районного суда о привлечении к административной ответственности главы г.о.Тольятти ФИО1, являющегося лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в органе местного самоуправления, в качестве должностного лица.
Не разъяснение в резолютивной части решения судьи районного суда права на обжалование данного решения не является грубым нарушением норм КоАП РФ, влекущим отмену судебного решения и не нарушает в данном случае прав должностного лица, поскольку право на обжалование судебного решения предоставлено законом и оно им реализовано.
Иные доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным ст.26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений не вызывает.
При рассмотрении настоящего дела мировой судья установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, необходимые для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица – главы г.о. Тольятти ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Наказание должностному лицу назначено с соблюдением положений ст.4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя, в пределах санкции ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области».
Законность и обоснованность вынесенного 10.11.2017г. мировым судьей постановления проверены судьей районного суда в соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 07.12.2017г. дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы на постановление мирового судьи, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности должностного лица – главы г.о. Тольятти ФИО1 в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу ФИО1, не усматривается.
Нарушений процессуального законодательства при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся постановление мирового судьи и решение районного судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.2 ст.30.17, 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка №114 Центрального судебного района г.Тольятти Самарской области от 10.11.2017г. и решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 07.12.2017г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.2.1.16 Закона Самарской области от 01.11.2007 №115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», в отношении должностного лица – главы г.о.Тольятти ФИО1, оставить без изменения, а надзорную жалобу ФИО3, действующего на основании доверенности в интересах главы г.о.Тольятти ФИО1, оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров