№а-614
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
01 ноября 2018 года <адрес>
Заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики Емельянов А.В., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №5 Индустриального района города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2018 года и решение Индустриального районного суда города Ижевска от 11 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ,
у с т а н о в и л
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2018 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
11 июля 2018 года решением Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики постановление и.о. мирового судьи оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики, ФИО1 просит отменить постановление и.о. мирового судьи и решение районного суда, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Заявитель ссылается на схему расположения дорожных знаков и дорожной разметки на участке дороги <адрес> утвержденной Управлением благоустройства и транспорта Администрации города Ижевска по состоянию на 14 февраля 2018 года, где указано, что дорога имеет две полосы, в связи с чем полагает, что в его действиях отсутствует нарушение п. 9.1, 9.2 «Правил дорожного движения», утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 (далее –ПДД).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, нахожу постановление и.о. мирового судьи и решение суда подлежащими отмене по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение Правил дорожного движения при выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Согласно протоколу об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 45 мин. ФИО1 управляя транспортным средством – <данные изъяты> двигался по полосе встречного движения возле <адрес> при ширине дороги 12 метров и имеющей 4 полосы, чем нарушил требования п.1.4, 9.1, 9.2 ПДД (л.д. 3).
Признавая ФИО1 виновным по части 4 статьи 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суды пришли к выводу, что ФИО1 в нарушение требований пунктов 9.1,9.2 ПДД для совершения маневра, выехал на полосу встречного движения на дороге шириной 12 метров, имеющей четыре полосы для движения. Кроме того суды пришли к выводу, что при отсутствие разметки, ФИО1 должен самостоятельно определить количество полос движения с учетом ширины проезжей части.
В соответствии с п. 9.1 ПДД количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).
Пунктом 9.2 ПДД установлено, что на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.
В соответствии с пунктом 1.5 ПДД участники дорожного движения обязаны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Муниципальным казенным учреждением города Ижевска «Служба благоустройства и дорожного хозяйства» в материалы дела представлена схема расположения дорожных знаков и дорожной разметки на участке <адрес> по состоянию на 14 февраля 2018 года (далее – схема). Согласно схеме возле <адрес> ширина проезжей части составляет 12 метров, дорога предусматривает две полосы движения, по одной в каждом направлении, проезжая часть разделена горизонтальной дорожной разметкой № 1.5, которая установлена - «Национальным стандартом Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» - ГОСТ Р 52289-2004 (далее - ГОСТ Р 52289-2004).
Согласно пункту 6.2.7 ГОСТ Р 52289-2004 разметку 1.5 применяют для: разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой не перекрывают друг друга, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13; обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления, кроме случаев, указанных в 6.2.3 и 6.2.13.
В приложении № 1 к правилам дорожного движения Российской Федерации установлено, что дорожную разметку 1.5 (прерывистая линия) разрешается пересекать с любой стороны. Кроме того, данным приложением установлено, что в случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками. Между тем, согласно схеме дорожные знаки, предписывающие движение по полосам, отсутствуют.
Согласно пункту 9.1 количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.
Из материалов дела следует, что 14 февраля 2018 года на участке дороги возле <адрес> горизонтальная дорожная разметка отсутствовала, знаки также отсутствовали.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения.
Постановлением Администрации города Ижевска от 13 июля 2010 года № 700/1 «об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «город Ижевск» автомобильная дорога «<адрес> от <адрес> до <адрес>» внесена в перечень дорог местного значения и отнесена к группе дорог «А».
В соответствии с частью 4 постановления Администрации города Ижевска от 02.04.2014 N 326 «Об утверждении Порядка содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Ижевск» и искусственных сооружений на них» к группе «А» автомобильных дорог города Ижевска Удмуртской Республики относятся автомобильные дороги с интенсивностью движения 3000 авт./сутки, а также магистральные улицы и дороги: магистральные дороги скоростного движения; общегородского значения с непрерывным движением.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 266 утвержден свод правил «Автомобильные дороги в актуализированной редакции СНиП 2.05.02-85*» (далее – СНиП 2.05.02-85*), пунктом 4.3 которого установлено, что автомобильные дороги в зависимости от условий проезда и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги. Категории автомобильных дорог в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.
Согласно таблице 4.1 включенной в СНиП 2.05.02-85*, автомобильные дороги с расчетной интенсивностью движения от 2000 до 6000 ед./сут. относятся к обычным дорогам третьей категории.
В соответствии с Приложением к Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 N 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» обычная автомобильная дорога третей категории должна иметь две полосы движения и ширину полосы движения от 3.25 метра до 3.5 метра.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 820 утвержден свод правил – «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» в актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89* (далее - СНиП 2.07.01-89*) пункты 11.1-11.24 которого обеспечивают соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) продолжают применяться.
В пункте 11.5 СНиП 2.07.01-89* указано, что расчетные параметры улиц и дорог городов следует принимать по таблице 8.
Согласно таблице 8 указанной в СНиП 2.07.01-89* магистральные дороги скоростного движения и магистральные улицы общегородского значения с непрерывным движением должны предусматривать число полос от 4 до 8 и иметь ширину полосы движения в 3.75 метра.
Таким образом, в соответствии с установленной схемой расположения дорожных знаков и разметки, участок дороги по <адрес> у <адрес> имеет две полосы движения, по одной в каждом направлении.
Принимая во внимание классификацию дороги, ширину проезжей части, требования действующих строительных норм и правил, а также необходимость обеспечения безопасности движения на проезжей части не имеется оснований полагать, что дорога может использоваться для четырех полосного движения.
На основании изложенного, выводы судов о наличие у ФИО1 возможности, при отсутствии дорожных знаков и разметки, определить, что дорога имеет четырех полосное движение являются необоснованными.
При изложенных обстоятельствах, действия ФИО1 по выезду на полосу встречного движения на дороге по <адрес> возле <адрес> не нарушают требования пунктов 9.1, 9.2 ПДД, а следовательно не образуют состав административного правонарушения по ч.4 ст.12.15 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2018 года и решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2018 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению в силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Отменить постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 5 Индустриального района города Ижевска Удмуртской Республики от 11 мая 2018 года и решение Индустриального районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 11 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ, в отношении ФИО1.
Производство по делу прекратить.
Заместитель Председателя Верховного Суда
Удмуртской Республики А.В. Емельянов