ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А-734/19 от 28.08.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

дело А-734/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Ставрополь 28 августа 2019 года

Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу Малашонок … на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 2 Степновского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2019 года и решение судьи Степновского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года, вынесенные в отношении Малашонок … по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Степновского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Степновского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года, директор муниципального учреждения Степновского муниципального района Ставропольского края «Центр бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности» (далее - МУ «ЦБУХД») ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, ФИО1 просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, как вынесенные с нарушением норм процессуального и материального права, производство по делу прекратить.

Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Исходя из взаимосвязанных положений частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - бывший государственный (муниципальный) служащий), обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2017 года N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В пункте 5 данного постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры). При этом исходя из смысла статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обязанность, предусмотренную частью 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании статьи 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в период с 01 сентября 2016 года по 09 марта 2017 года ФИО2 осуществляла трудовую деятельность в администрации Степновского муниципального района в должности специалиста 1 категории отдела муниципального хозяйства. В марте 2017 года ФИО2 уволена с должности специалиста администрации Степновского муниципального района. С 01 ноября 2017 года и по настоящее время ФИО2 осуществляет трудовую деятельность на должности делопроизводителя МУ «ЦБУХД» Степновского муниципального района Ставропольского края. Информация о том, что ФИО2, ранее занимала должность муниципального служащего, специалиста 1 категории отдела муниципального хозяйства администрации Степновского муниципального района стала известна директору МУ «ЦБУХД» ФИО1 из содержания трудовой книжки, которая поступила в отдел кадров. Однако, в нарушение требований законодательства должностным лицом директором МУ «ЦБУХД» ФИО1, осуществляющим свои должностные обязанности по адресу: <...>, сведения о приеме на работу бывшего муниципального служащего в администрацию Степновского муниципального района в течении 10 дней не направлялись.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласился с выводом мирового судьи о наличии в действиях (бездействии) ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем принятые по настоящему делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу частей 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендации Конвенции Организаций Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства - участника по принятию мер о соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции, части 2 и части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщить о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

У представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

Должность, занимаемая ФИО2, муниципальный служащий, специалист 1 категории отдела муниципального хозяйства администрации Степновского муниципального района, в соответствии с решением совета Степновского муниципального района № 35/266-III, включена в утвержденный названным актом перечень должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Степновского муниципального района, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Согласно пункта 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение представляет собой государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется на основании бюджетной сметы.

На основании пункта 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Бюджетные учреждения вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность оказана в его учредительных документах (пункт 4 статьи 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

Согласно устава муниципального учреждения Степновского муниципального района Ставропольского края «Центр бухгалтерского учета и хозяйственной деятельности» является некоммерческой организацией, созданной в соответствии с постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от 05 сентября 2014 года № 509 «О переименовании муниципального казенного учреждения «Центр обслуживания системы образования» Степновского муниципального района Ставропольского края».

Тип учреждения – казенное, учредителем является Степновский муниципальный район Ставропольского края, функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Степновского муниципального района Ставропольского края осуществляет администрация Степновского муниципального района. Главным распорядителем бюджетных средств Учреждения является финансовое управления администрации Степновского муниципального района Ставропольского края.

Учреждение является уполномоченным по осуществлению функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков по перечню, утвержденному постановлением администрации Степновского муниципального района Ставропольского края от 30 декабря 2013 года № 693 «О мерах по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «С контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в Степновском муниципальном районе Ставропольского края».

Учреждение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с администрацией Степновского муниципального района Ставропольского края, её отраслевыми (функциональными) отделами и управлениями, федеральными и региональными органами исполнительной власти, казенными и бюджетными учреждениями (заказчиками), муниципальными унитарными предприятиями и иными юридическими лицами Степновского муниципального района Ставропольской края, осуществляющими закупки, а также иными субъектами контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Учреждение финансируется за счет средств бюджета Степновского муниципального района Ставропольского края на основании бюджетной сметы.

Таким образом, данное учреждение создано в целях обеспечения осуществления централизованных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Степновского муниципального района Ставропольского края, и принимая во внимание то, что исполнение ФИО2 трудовых функций в качестве секретаря директора МУ «ЦБУХД» Степновского муниципального района Ставропольского края не связано с коррупционными рисками и не может повлечь возникновения коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой ФИО2 должностью на муниципальной службе, во вмененном ФИО1 деянии отсутствует объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 Степновского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2019 года и решение судьи Степновского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУ «ЦБУХД» ФИО1 подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Степновского районного суда Ставропольского края от 05 апреля 2019 года и решение судьи Степновского районного суда Ставропольского края от 23 мая 2019 года, вынесенные в отношении должностного лица - директора МУ «ЦБУХД» Степновского муниципального района Ставропольского края Малашонок … по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отметить.

Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Жалобу удовлетворить.

Заместитель председателя О.А. Козлов