ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А-93/19 от 25.03.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

а-93/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 25 марта 2019 года

Заместитель председателя Астраханского областного суда Шустова Т.П., рассмотрев жалобу главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Якова Александровича на решение судьи Астраханского областного суда от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А.

установил:

постановлением государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 10 августа 2018 года глава администрации муниципального образования «Лиманский район» Феньков Я.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Решением судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 29 октября 2018 года постановление по делу об административном правонарушении от 10 августа 2018 года оставлено без изменения, жалоба Фенькова Я.А. – без удовлетворения.

Решением судьи Астраханского областного суда от 14 декабря 2018 года постановление государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 10 августа 2018 года и решение судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 29 октября 2018 года оставлены без изменения, жалоба Фенькова Я.А. – без удовлетворения.

В жалобе Феньков Я.А. ставит вопрос об отмене решения судьи Астраханского областного суда от 14 декабря 2018 года ввиду нарушения норм материального и процессуального права. Судом не принято во внимание, что в данном случае обязанность по организации сбора и вывоза коммунальных отходов возложена в силу закона на администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Лиман». Глава администрации муниципального образования «Лиманский район» не является субъектом данного правонарушения.

Проверив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Ответственность по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), связанных с уничтожением плодородного слоя почвы либо порче земель в результате несоблюдения установленных законодательством правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Субъектом правонарушения выступает лицо, ответственное за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения 04 июня 2018 года Управлением Росприроднадзора по Астраханской области рейдового мероприятия установлен факт образования несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов вокруг полигона «Эколог» на земельном участке, расположенном по адресному ориентиру: п. Лиман Астраханской области.

Вследствие загрязнения земельного участка твердыми коммунальными отходами на земельном участке выявлены превышения по следующему веществу – Хлорид-ион – в 1,1 раза (при глубине отбора 0-0,05 м.), Хлорид-ион – в 1,2 раза (при глубине отбора 0,05-0,2 м.).

По результатам проверки в отношении главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Признавая главу администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. виновным в совершении административного правонарушения, государственный инспектор пришел к выводу о нарушении указанным лицом правил и норм осуществления экологической деятельности, не предпринял все зависящие от него меры, чем допустил загрязнение и порчу земельного участка.

Судьи первой и второй инстанций при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении согласились с выводами о виновности главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что администрация муниципального образования «Лиманский район», являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обязана принимать меры по охране земель, а именно обеспечивать надлежащее состояние земельных участков, которые находятся в ведении муниципального образования, независимо от распределения обязанностей между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Однако данные выводы должностного лица и судебных инстанций не соответствуют требованиям действующего законодательства.

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Согласно части 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Из представленной в материалы дела справки кадастрового инженера Е. № 102 от 04 октября 2018 года следует, что земельный участок, расположенный в поселке Лиман Астраханской области, и территория вокруг полигона входят в границы муниципального образования «Рабочий поселок Лиман».

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях и обязанность их участия в деятельности по охране окружающей среды.

Постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 23 сентября 2016 года № 42-п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области. Пунктом 6.4 Территориальной схемы установлено, что ответственными лицами за ликвидацию и рекультивацию несанкционированных свалок являются собственники земельного участка - администрации соответствующего муниципального образования.

На основании статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения.

В соответствии со статьей 2 Закона Астраханской области от 06 августа 2004 года № 43/2004-ОЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района» установлены границы в соответствии с их картографическим описанием, приведенным в приложениях, и наделен статусом городского поселения муниципальное образование «Рабочий поселок Лиман».

Муниципальное образование «Рабочий поселок Лиман», обладая статусом городского поселения, осуществляет полномочия по охране окружающей среды и природопользования в границах данного городского поселения (статья 8 Устава муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» от 26.10.2017 № 16 ПР 3).

Муниципальное образование «Лиманский район» осуществляет полномочия на территориях сельских поселений, не вошедших в состав муниципального образования «Рабочий поселок Лиман» (Закон Астраханской области от 25 мая 2017 года № 23/2017-03).

В данном случае ответственность за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории поселка Лиман Астраханской области возложена на администрацию муниципального образования «Рабочий поселок Лиман».

При таких обстоятельствах, глава администрации муниципального образования «Лиманский район» Феньков Я.А. не является лицом, ответственным за соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования на территории муниципального образования «Рабочий поселок Лиман», что исключает наличие в действиях главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. состава указанного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, вина главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлена.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 10 августа 2018 года, решение судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 29 октября 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

жалобу главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по Астраханской области от 10 августа 2018 года, решение судьи Лиманского районного суда Астраханской области от 29 октября 2018 года, решение судьи Астраханского областного суда от 14 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы администрации муниципального образования «Лиманский район» Фенькова Я.А. отменить.

Производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Заместитель председателя

Астраханского областного суда Т.П.Шустова