ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № КОПИ от 21.07.2023 Петушинского районного суда (Владимирская область)

копия

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

Судья Петушинского районного суда адрес Карташова Н.А., с участием защитника *, действующей по доверенности, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ (резолютивная часть оглашена дата), в отношении должностного лица - **, дата года рождения, уроженца адрес, проживающего по адресу: адрес,

У С Т А Н О В И Л:

дата аудитором Счетной палаты адрес* в отношении должностного лица - Главы администрации адрес*составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.3 КоАП РФ.

Из представленного протокола следует, что между администрацией адрес (за подписью главы адрес) и Департаментом культуры адрес заключено соглашение от дата о предоставлении в 2021-2023 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования адрес на модернизацию и развитие сети муниципальных учреждений культуры.

В соответствии с п. 3.2 Соглашения субсидия из областного бюджета предоставляется при выполнении следующих условий:

- наличие мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры, утвержденных правовыми актами муниципального образования, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;

- наличие в бюджете муниципального образования бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры, включающих субсидию;

- обязательство муниципального образования по обеспечению соответствия значений результатов, устанавливаемых муниципальным правовым актом, значениям результатов предоставления субсидий, установленных соглашением между органом местного самоуправления и Департаментом культуры, и обязательство муниципального образования по его достижению;

- заключение соглашения органами местного самоуправления с Департаментом культуры, определяющего условия и направления расходования средств.

Согласно п.1.1 Соглашения предоставление субсидии из областного бюджета осуществлялось в целях достижения результатов муниципальной программы «Развитие культуры и туризма адрес».

Согласно ведомственной структуре расходов муниципального образования адрес на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной приложением к решению Совета народных депутатов адрес от дата (ред. от дата),главным распорядителем средств районного бюджета по целевой статье 11 0 11 70532, направляемых на софинансирование мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры», являлась администрация адрес.

По состоянию на дата средства субсидий поступили из областного бюджета на лицевой счет администрации адрес (главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирования мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры) в сумме 32542,3 тыс.руб. (100% от плана), что подтверждается поручением от дата.

В соответствии с п. 4.3.1 Соглашения администрация адрес была обязана обеспечить выполнение условий предоставления субсидии из областного бюджета, установленных п. 3.2. Соглашения .

В соответствии с действующим законодательством проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных органами местного самоуправления муниципальных образований адрес, и Петушинское сельское поселение на осуществление отдельных полномочий по решению вопросов местного значения.

Проверкой установлено, что по состоянию на дата мероприятие по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры с объемом финансирования в сумме 47252,5 тыс.руб. (в том числе за счет средств областного бюджета в объеме * тыс.руб.) в муниципальной программы «Развитие культуры и туризма адрес» не включено.

Кроме того, в нарушение п. 3.2. Соглашение не обеспечено соответствие значений результатов, устанавливаемых МП «Развитие культуры», значением результатов предоставления субсидии, установленным Соглашением .

Так, согласно приложению к Соглашению результатом использования субсидии из областного бюджета является «Количество муниципальных учреждений культуры, на которых проводятся мероприятия по строительству». При этом в составе ожидаемых конечных результатов реализации МП «Развитие культуры», перечень которых представлены в паспорте МП «Развитие культуры» такой результат отсутствует.

Согласно ч. 4 ст. адрес администрацией района руководит глава администрации района на принципах единоначалия.

На основании решения Совета народных депутатов адрес от дата и контракта с главой администрации адрес от дата (с учетом дополнительных соглашений от дата, от дата, от дата) должность главы администрации адрес с дата и по настоящее время занимает *.

В действиях * содержатся признаки события и состава административного правонарушения, предусмотренных ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидии в сумме 32542,3 тыс.руб. на софинансирование мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры адрес» государственной программы «Развитие культуры».

Аудитор Счетной палаты адрес*, будучи извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась. В представленном суду заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Глава администрации адрес*, будучи извещенном о месте и в времени судебного заседания, в суд не явился.

Защитник *, действующая по доверенности, в судебном заседании поддержала представленные возражения, просила о применении положений ст.2.9 КоАП РФ, пояснив, что указанные нарушения в протоколе устранены в полном объеме.

Выслушав защитника, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).

В силу пункта 1 части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно ч. 4 ст. адрес администрацией района руководит глава администрации района на принципах единоначалия (т. 1 л.д. 48).

На основании решения Совета народных депутатов адрес от дата и контракта с главой администрации адрес от дата (с учетом дополнительных соглашений от дата, от дата, от дата) должность главы администрации адрес с дата и по настоящее время занимает * (т. 1 л.д. 10).

В соответствии со ст.ст. 157, 266.1, 267.1, 268.1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, ст. 9. Федерального закона от дата № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно - счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст.ст. 2,адрес от 12.2011 -ОЗ «О счетной палате адрес», п.1.9 , на основании приказа председателя Счетной палаты адрес от дата, удостоверения на право проведения проверки от дата, плана работы Счетной палаты адрес на 2023 год, утвержденного решением Коллегии Счетной палаты адрес от дата проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных органами местного самоуправления муниципальных образований адрес, и Петушинское сельское поселение на осуществление отдельных полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с программой проверки объектами проверки определены, в том числе, администрация муниципального образования адрес, муниципальные учреждения муниципального образования адрес, использующие бюджетные средства и объекты муниципальной собственности (т. 2 л.д. 63-73).

Основанием для привлечения Главы администрации адрес* к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ явились материалы проведения вышеназванной проверки, установившие нарушение главным распорядителем бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидии в сумме 32542,3 тыс.руб. на софинансирование мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры адрес» государственной программы «Развитие культуры».

Фактические обстоятельства вменяемого администрации правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе:

- Надлежаще составленным протоколом от дата (т.1 л.д. 7)

- соглашением , заключенным дата между администрацией адрес (за подписью главы адрес) и Департаментом культуры адрес, о предоставлении в 2021-2023 годах субсидии из областного бюджета бюджету муниципального образования адрес на модернизацию и развитие сети муниципальных учреждений культуры (т.1 л.д. 149-166);

- ведомственной структурой расходов муниципального образования адрес на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной приложением к решению Совета народных депутатов адрес от дата (ред. Решения Совета народных депутатов адрес от дата), согласно которым главным распорядителем средств районного бюджета по целевой статье 11 0 11 70532, направляемых на софинансирование мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры», является администрация адрес (т.1 л.д. 103-148);

- платежным поручением от дата на сумму * рублей, подтверждающим, что по состоянию на дата средства субсидий (100% от плана) поступили из областного бюджета на лицевой счет администрации адрес (главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на софинансирования мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры) (т.2 л.д. 62);

- муниципальной программой «Развитие культуры и туризма адрес», утвержденной постановлением администрации адрес от дата. Из указанной программы следует, что по состоянию на дата мероприятие по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры с объемом финансирования в сумме 47252,5 тыс.руб. (в том числе за счет средств областного бюджета в объеме 32542,3 тыс.руб.) не включено, не обеспечено соответствие значений результатов, устанавливаемых МП «Развитие культуры», значением результатов предоставления субсидии, установленным Соглашением ; согласно приложению к Соглашению результатом использования субсидии из областного бюджета является «Количество муниципальных учреждений культуры, на которых проводятся мероприятия по строительству», в составе ожидаемых конечных результатов реализации МП «Развитие культуры», перечень которых представлены в паспорте МП «Развитие культуры» такой результат отсутствует (т. 2 л.д. 1-61).

- адрес, согласно ч. 4 ст. 37 которой администрацией района руководит глава администрации района на принципах единоначалия (т. 1 л.д. 48).;

- решением Совета народных депутатов адрес от дата и контрактом с главой администрации адрес от дата (с учетом дополнительных соглашений от дата, от дата, от дата), согласно которых должность главы администрации адрес с дата и по настоящее время занимает * (т. 1 л.д. 10);

- контрактом с главой администрации адрес от дата, согласно п.п. 2.3. раздела 2 которого глава администрации района обеспечивать осуществление администрацией района полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами адрес (т.1 л.д.11-15).

- должностной инструкцией главы администрации адрес, согласно п.п.1 п. 4.1 раздела 4 которой глава администрации района обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные ненормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнения (т. 1 л.д.16-19);

Все приведенные доказательства и установленные обстоятельства, позволяют судье сделать вывод о том, что событие вменяемого административного правонарушения имело место, в связи с чем, действия главы администрации адрес* образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях * содержатся признаки события и состава административного правонарушения, предусмотренных ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, выразившиеся в нарушении главным распорядителем бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления межбюджетных трансфертов в форме субсидии в сумме 32542,3 тыс.руб. на софинансирование мероприятий по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры адрес» государственной программы «Развитие культуры».

Указанное правонарушение совершено дата (дата окончания финансового года, в котором была предоставлена субсидия из областного бюджета) *

Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Однако в рассматриваемом случае, при формальном наличии всех признаков состава вмененного должностному лицу административного правонарушения, оно не содержит какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинено существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

При назначении наказания в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Соглсно представленным в судебное заседание документам все нарушения, указанные в протокол, устранены.

Постановлением администрации адрес от дата утвержден порядок разработки, утверждения и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ в муниципальном образовании «адрес», согласно которому соответствующие изменения в муниципальную программу вносятся в течение трех месяцев со дня внесения изменений в решение о бюджете в случаях, когда планируемые изменения бюджетных ассигнований оказывает значительное влияние на целевые показатели (индикаторы) и ожидаемые результаты реализации муниципальных программ (п. 1.6. раздела I).

Проверкой установлено, что по состоянию на дата мероприятие по модернизации и развитию сети муниципальных учреждений культуры с объемом * тыс. руб. (в том числе за счет средств областного бюджета * тыс. руб.) в муниципальной программе «Развитие культуры и туризма адрес» не включено. Указанное мероприятие внесено постановлением администрации адрес от дата.

Результат «количество муниципальных учреждений культуры, на которых проводятся мероприятия по строительству» внесен постановлением администрации адрес от дата. В настоящее время объект Культурно-досуговый центра на 130 мест по адресу: адрес находится в стадии завершения строительства.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Отягчающих обстоятельств по делу судом не установлено.

Вместе с тем, учитывая фактические обстоятельства дела и характера вмененного должностному лицу административного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, тот факт, что последствия данного правонарушения не повлекли причинения вреда государственным интересам, не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; правонарушение совершено * впервые; у которого не было прямого умысла на совершение правонарушения; действия виновного лица нельзя охарактеризовать как пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей; виновное лицо предприняло разумно необходимые меры, направленные на исполнение законодательно установленных обязанностей; суд считает возможным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ данное деяние признать малозначительным и ограничивается устным замечанием.

На основании ст.ст.2.9, ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить должностное лицо - главу администрации адрес* от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, производство по административному делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения и объявить ему устное замечание.

Постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: /подпись/ Н.А. Карташова