ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1305/2022 от 13.07.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1305/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Владивосток 13 июля 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу Самойленко на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора от 12 апреля 2021 года, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром» Самойленко Р.В.

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора) от 12 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года, решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2021 года должностное лицо – ответственный за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром» Самойленко Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, Самойленко Р.В. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучив доводы жалобы Самойленко Р.В., материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Требования по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусмотрены Федеральным законом от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон № 16-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ к основным задачам обеспечения транспортной безопасности относятся нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что в рамках плановой документарной проверки проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением врио начальника УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении АО «Взрывпром», было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением НОТБ ДФО Ространснадзора в отношении АО «Взрывпром» была проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было выявлено неисполнение в установленный срок пунктов 1-4 законного предписания об устранении нарушений в области транспортной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

в нарушение подпункта 2 пункта 6 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1640 (далее – Требования), не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства либо группы транспортных средств;

в нарушение подпункта 10 пункта 6 Требований не проверены лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняющих такую работу, в порядке, установленном в соответствии с частью 11 статьи 10 Федерального закона № 16-ФЗ;

в нарушение подпункта 12 пункта 6 Требований не обеспечена подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности транспортного средства из числа персонала в соответствии с порядком, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ;

в нарушение подпункта 13 пункта 6 Требований не информированы в наглядной и доступной форме все физические лица, находящихся на транспортном средстве, о требованиях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности;

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Ответственный за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром» Самойленко Р.В. несет административную ответственность как должностное лицо в соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, как совершивший административное правонарушение в связи с неисполнением в установленный срок законного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Вопреки доводам жалобы, бездействие Самойленко Р.В. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предписание об устранении выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ выдано АО «Взрывпром» надлежащим должностным лицом, в пределах предоставленных полномочий, содержит ссылки на нормы закона, характеристику допущенных нарушений и требование об их устранении, не содержит неясностей, требования предписания изложены последовательно, ясно и не допускают неоднозначного толкования, в этой связи, судебные инстанции пришли к правильному выводу о законности выданного предписания.

Материалами дела подтверждено, что Самойленко Р.В. является ответственным за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром».

Вопреки доводам жалобы, в силу пунктов 5 и 9 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ юридическое лицо - АО «Взрывпром» является субъектом транспортной инфраструктуры, поскольку согласно выписки из ЕГРЮЛ осуществляет хозяйственную деятельность в сфере строительства автомобильных и железных дорог, автомагистралей, метро, по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, перевозкам грузов неспециализированными транспортными средствами, по обращению и хранению взрывчатых материалов промышленного назначения, погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

АО «Взрывпром» является собственником объектов транспортной инфраструктуры – склада взрывчатых материалов, гаража, площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов, и транспортных средств – 5 автобусов.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 6 Федерального закона № 16-ФЗ объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации. Категорирование объектов транспортной инфраструктуры осуществляется компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Категорированные и не подлежащие категорированию объекты транспортной инфраструктуры, а также транспортные средства включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

В соответствии с Порядком ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 377, основанием для внесения в реестр изменений является решение компетентного органа на основании обращения субъекта транспортной инфраструктуры об изменении категории объекта транспортной инфраструктуры или об изменении сведений о категорированном объекте транспортной инфраструктуры, или не подлежащем категорированию объекте транспортной инфраструктуры, или транспортном средстве, или об изменении сведений о субъекте транспортной инфраструктуры.

Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны предоставлять в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полную и достоверную информацию для проведения категорирования и ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона (пункт 4).

ДД.ММ.ГГГГ АО «Взрывпром» было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Решением судьи Алданского районного суда от 26 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 3 февраля 2021 года постановление по делу об административном правонарушении от 28 августа 2020 года в отношении АО «Взрывпром» признано законным и обоснованным.

Кроме этого решением Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, в удовлетворении административного иска АО «Взрывпром» об оспаривании предписания от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения ДД.ММ.ГГГГ, отказано.

Учитывая, что положения подпункта 4 пункта 4, подпунктов 2, 11, 12, 13 пункта 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924, в такой же редакции указаны в Требованиях по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 года № 1640, то утрата юридической силы постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 924 и утвержденных им Требований, об устранении нарушений которых было выдано предписание, не влияет на законность и обоснованность вынесенных по делу актов.

Судебные инстанции верно пришли к выводу о том, что доводы жалобы об использовании транспортных средств для собственных нужд не опровергают наличие в действиях (бездействии) ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром» Самойленко Р.В. состава вмененного административного правонарушения, поскольку у общества имеется лицензия на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, свидетельство о регистрации опасных производственных объектов – склада взрывчатых веществ, гаража, площадки погрузки-выгрузки взрывчатых материалов, информация о которых, как и о принадлежащих обществу автотранспортных средств, в Реестре категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств Федерального дорожного агентства отсутствует в виду отсутствия обращения общества как субъекта транспортной инфраструктуры.

Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях (бездействии) Самойленко Р.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание назначено Самойленко Р.В. в минимальном размере санкции части 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление главного государственного инспектора отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Ространснадзора от 12 апреля 2021 года, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 16 июля 2021 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 11 ноября 2021 года, вынесенные в отношении ответственного за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в АО «Взрывпром» Самойленко по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 10 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Самойленко Р.В. - без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции А.М. Тымченко