ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1310/2022 от 18.08.2022 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1310/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 18 августа 2022 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника Евстафьевой А.А. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 32 Сахалинской области от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска,

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Сахалинской области от 8 февраля 2022 года юридическое лицо – департамент городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере пяти процентов суммы средств нецелевого использования, а именно .

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Евстафьева А.А. ставит вопрос об отмене постановления мирового судьи, приводя доводы о его незаконности. Просит производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

Изучив доводы жалобы, истребованные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определённым договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Основанием для составления в отношении департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выявленные нарушения департаментом Порядка финансирования работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда за счёт средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск», утверждённого решением городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 января 2009 года № 1390/59-09-3 (далее - Порядок от 28 января 2009 года № 1390/59-09-3), а именно: при заключении и оплате договоров на выполнение работ по капитальному ремонту муниципальной квартиры, расположенной по адресу: , средства местного бюджета в сумме 937 100 рублей направлены не на цели, предусмотренные расходным обязательством муниципального образования, поскольку весь объём указанных в локальном сметном расчёте работ, не относится к капитальному ремонту.

Данный факт был установлен в ходе контрольного мероприятия «Проверка департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска по вопросу целевого и эффективного использования средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск», направленных на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда за 2019, 2020 годы, факт 2021 года, проведённого Контрольно-счетной палатой Городской Думы города Южно-Сахалинска.

В ходе рассмотрения дела по существу мировой судья пришёл к выводу о том, что не все произведённые работы по ремонту указанной муниципальной квартиры, а именно: замена окон деревянных на ПВХ; демонтаж/монтаж входной двери; демонтаж/монтаж дверных блоков; разбор полов из керамической плитки; устройство покрытий полов из линолеума; замена плинтусов; окрашивание потолка; окрашивание стен; облицовка стен кафелем; оклейка стен обоями; установка счётчика воды; ремонт труб водоснабжения; ремонт труб канализации; смена смесителей; смена ванны чугунной; смена унитаза; смена электротитана; установка подстолья и умывальника; замена электропроводки; установка розеток; демонтаж/монтаж светильников; демонтаж/монтаж электроплиты; приобретение и монтаж электроплиты, являются работами текущего характера, признав таковыми указанные в пунктах 4, 43,44, 45, 47-72, 86, 87, 104, 105, 123-149, 170-180 акта от 14 сентября 2020 года , пунктах 13, 14, 20-23 акта от 14 сентября 2020 года , пункта 1 акта от 14 сентября 2020 года , работы на общую сумму 268 355 рублей, оплата которых является нецелевым использованием бюджетных средств.

Остальные работы связанные с ремонтом и заменой оконных и дверных блоков, внутриквартирных систем электроснабжения, водоснабжения, водоотведения и канализации; работы по восстановлению полов, а также балкона, мировой судья признал капитальными, необходимыми для приведения жилого помещения в пригодное для проживания и исключающее угрозу жизни и здоровью граждан, состояние.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем с принятым по делу судебным актом согласиться нельзя ввиду следующего.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно пункту 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (далее - ВСН 58-88 (р)).

Пунктом 5.1 ВСН 58-88 (р) определено, что капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

В силу пункта 5.2 ВСН 58-88 (р) на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Согласно пунктам 1.6, 1.7 Инструкции о составе, порядке разработке, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий (МДС 13-1.99), утверждённой постановлением Гостроя Российской Федерации от 17 декабря 1999 года № 79, предупредительный (текущий) ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению преждевременного износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

Капитальный ремонт - это замена и восстановление отдельных частей или целых конструкций и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением.

В состав капитального ремонта включаются также работы, по характеру относящиеся к текущему ремонту, но выполняемые в связи с производством капитального ремонта.

Капитальный ремонт подразделяется на: ремонт, охватывающий всё здание в целом или отдельные его секции, при котором устраняется физический и моральный износ; выборочный ремонт, охватывающий отдельные конструктивные элементы здания или оборудования, при котором устраняется физический износ.

Таким образом, к текущему ремонту относятся работы по предупреждению износа, поддержанию и своевременному предохранению эксплуатационных качеств объектов на систематической основе путём проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей, а к капитальному ремонту относятся работы, направленные на восстановление первоначальных эксплуатационных качеств объектов путём замены изношенных элементов, в том числе на более долговечные и экономичные, то есть в рамках капитального или текущего ремонта могут выполняться одни и те же виды работ, для квалификации проведённых работ имеют значение не их виды (наименования), а цель проведения, общий объём работ и последствия для объекта.

Решением городского собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 28 января 2009 года № 1390/59-09-3 утверждён Порядок финансирования работ по капитальному ремонту объектов жилищного фонда за счёт средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск».

Как следует из пункта 1 Порядка от 28 января 2009 года № 1390/59-09-3 финансирование за счёт средств бюджета городского округа «Город Южно-Сахалинск» возможно только в отношении капитального ремонта.

В данном случае выполненные по муниципальному контракту работы по ремонту муниципальной квартиры, расположенной по адресу: город в полном объёме соответствовали понятию капитальный ремонт, что также следует из локальных сметных расчётов, рабочей документации: «Капитальный ремонт муниципальной квартиры, расположенной по адресу: », заявки на включение в проект титульного списка капитального ремонта объектов жилищного фонда на 2020 год, акта обследования муниципального жилого помещения от 19 августа 2020 года и дефектной ведомостью на выполнение работ по капитальному ремонту муниципального жилого помещения.

Общая стоимость работ по муниципальному контракту составила 937 130 рублей 90 копеек, работы на указанную сумму были оплачены за счёт средств местного бюджета, предусмотренных в рамках расходных обязательств городского округа «Город Южно-Сахалинск», установленных Порядком от 28 января 2009 года № 1390/59-09-3, что подтверждается платёжным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, кассовые расходы были осуществлены по статье «Капитальный ремонт объектов жилищного фонда» по коду бюджетной классификации 120 01 20990.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 32 Сахалинской области от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

п о с т а н о в и л:

постановление мирового судьи судебного участка № 32 Сахалинской области от 8 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский