ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1587/2023 от 09.11.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1587/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 9 ноября 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО1 на вступившее в законную силу решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс» ФИО2,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 ноября 2022 года генеральный директор государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс» (далее – ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс», Учреждение) ФИО2 признан виновным, в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее – УФАС по Республике Саха (Якутия)) ФИО1 просит состоявшееся по делу решение судьи городского суда отменить, приводя доводы о его незаконности, постановление оставить без изменения.

Генеральный директор ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» ФИО2, уведомлённый в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы, в установленный срок возражений на неё не представил.

Изучив истребованные материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неразмещение в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о проведении обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса.

Положениями статьи 78 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона) (пункт 1).

Решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших такое решение (пункт 2).

Информация о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений, включающая извещение о проведении аукциона и подготовленную организатором аукциона документацию об аукционе, размещается на официальном сайте торгов не позднее чем через пятнадцать дней со дня принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений и не менее чем за двадцать дней до дня проведения аукциона (пункт 13).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 года № 909 адрес сайта «www.torgi.gov.ruwww.torgi.gov.ru» определён в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в сети «Интернет» для размещения информации, в том числе о проведении торгов на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица, которые используют леса в порядке, предусмотренном статьёй 25 настоящего Кодекса, приобретают право собственности на древесину и иные лесные ресурсы, полученные при использовании лесов, в соответствии с гражданским законодательством (часть 1).

Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, принадлежит Российской Федерации (часть 2 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 настоящего Кодекса, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации).

Древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в статье 19 настоящего Кодекса, и федеральными государственными учреждениями, указанными в части 1 статьи 29.1 настоящего Кодекса, в том числе при проведении мероприятий по сохранению лесов, и полученные указанными в настоящей части учреждениями из такой древесины необработанные и обработанные лесоматериалы реализуются на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах, за исключением реализации древесины гражданам для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд, а также государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (часть 4 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению (далее также - мероприятия по сохранению лесов), а также мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.

Мероприятия по сохранению лесов и по лесоустройству могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определённых в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

При осуществлении мероприятий по сохранению лесов государственными (муниципальными) учреждениями, указанными в части 2 настоящей статьи, одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как следует материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» в лице генерального директора ФИО2 заключён договор поставки с акционерным обществом «Горно-рудная компания «Западная» (далее - АО «Горно-рудная компания «Западная»), согласно которому последнему в 2022 году осуществлена поставка древесины в объёме <данные изъяты> на сумму <данные изъяты> без проведения торгов, что повлекло нарушение требований об организации мероприятий по реализации древесины в форме торгов, предусмотренные частями 1 – 3 статьи 17 Федерального закона от 11 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен генеральным директором ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс». Согласно подпунктам 2.1, 2.8, 2.9, 4.1 и 4.4 должностной инструкции в обязанности ФИО2 входит обеспечение соблюдения законности в соответствии с действующим законодательством производство-хозяйственной и финансово-экономической деятельности учреждения, и возложена ответственность за последствия принимаемых решений, и финансово-хозяйственные результаты.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 30 ноября 2022 года заместителем руководителя УФАС по Республике Саха (Якутия) постановления о привлечении генерального директора ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» ФИО2 к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения жалобы защитника ФИО2 – Даниловой Д.Л. судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) указанное постановление отменил, производство по делу прекратил на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Принимая данное решение, судья городского суда, сославшись на положения части 1 статьи 29.4 Лесного кодекса Российской Федерации, указал, что ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» осуществляло АО «Горно-рудная компания «Западная» поставку древесины в рамках заключённого договора о совместной деятельности с ООО «Якутлеспром», а не в рамках осуществления учреждением мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству, в связи с чем требования части 4 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации в данном случае не применимы, поскольку лесные насаждения были переданы в собственность ООО «Якутлеспром».

Вместе с тем, выводы судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) являются преждевременными в связи с нижеследующим.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2021 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статья 20 Лесного кодекса Российской Федерации дополнена частью 4, согласно которой древесина, заготовленная государственными (муниципальными) учреждениями, реализуется на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах.

Указанные требования вступили в законную силу с 1 января 2022 года.

Таким образом, исключительных случаев, когда древесина может быть продана вне торгов, законодательством не предусмотрено, а, следовательно, реализация древесины, полученной при использовании лесов, должна быть осуществлена ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 325-ФЗ «Об организованных торгах».

Вместе с тем, данные требования Учреждением не соблюдены, реализация древесины в период с января по май 2022 года АО «Горно-рудная компания «Западная» вне биржевых торгов, без размещения информации, то есть произведено с нарушением установленного порядка.

В соответствии с Уставом ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» основной целью деятельности Учреждения является обеспечение пожарной безопасности в лесах и наземной зоне ответственности. Для достижения поставленной цели Учреждение осуществляет деятельность, предусмотренную пунктами 2.4 и 2.5 Устава.

При этом в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» основной деятельностью автономного учреждения признаётся деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесёнными его уставом к основной деятельности.

Частью 7 статьи 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе).

Однако мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины, осуществляемые Учреждением в спорный период АО «Горно-рудная компания «Западная» не соответствовало целям создания Учреждения и, по сути, привело к ограничению на этот рынок доступа иным хозяйствующим субъектам.

При таких обстоятельствах, в действиях ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, следует признать, что выводы судьи городского суда о невозможности применения в данном случае положений части 4 статьи 20 Лесного кодекса Российской Федерации и привлечения генерального директора ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» ФИО2 к административной ответственности, в связи с тем, что Учреждение осуществляло АО «Горно-рудная компания «Западная» поставку древесины в рамках заключённого договора о совместной деятельности с ООО «Якутлеспром», а не в рамках осуществления Учреждением мероприятий по сохранению лесов и по лесоустройству, являлись преждевременными.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статьи 24.1, а также статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьёй городского суда соблюдены не были, при рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены фундаментальные процессуальные нарушения административного законодательства, не позволившие всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснить все обстоятельства данного дела.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение составляет 1 год.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

В связи с изложенным, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» ФИО2, подлежит отмене.

При этом, в настоящее время исключена возможность устранения допущенных ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел частью 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истёк.

При этом, поскольку в рамках рассмотрения настоящей жалобы решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года признано незаконным и подлежащим отмене, а возвращение дела на новое рассмотрение в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) невозможно, постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 ноября 2022 года о привлечении генерального директора ГАУ РС (Я) «Якутлесресурс» ФИО2 к административной ответственности также подлежит отмене, так как иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) ФИО1 удовлетворить частично.

Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 ноября 2022 года , решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – генерального директора государственного автономного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутлесресурс» ФИО2, отменить.

Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский