ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1733/2022 от 25.05.2022 Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции

№П16-1733/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Краснодар

25 мая 2022 года

Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» - ФИО2 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Каневского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ и решение судьивого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Каневского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ ООО «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Решением судьивого суда от ДД.ММ.ГГГГ названные постановление должностного лица административного органа и решение судьи Каневского районного суда оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор Общества просит постановление и судебные решения отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что не все отходы, включенные в проект нормативов образования отходов, включаются в лимиты на их размещение, фактически размещаются (подвергаются захоронению) и, соответственно, отказывают негативное воздействие на окружающую природную среду. Южным межрегиональным управлением Росприроднадзора установлено именно превышение нормативов образования отходов согласно учету в области обращения с отходами за 2020 год. Судами не учтено, что такие отходы, как «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритного)» в полном объеме были переданы региональному оператору ООО «Чистая станица» по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, факт размещения данного вида отходов отсутствует.

Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).

В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.

Пунктом 2 статьи 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статьей 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.

Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 18 Закона об отходах, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частями 1 и 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.25 Приказа Минприроды России от 11.1072018 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» Раздел VI в части массы или объема образовавшихся и размещенных отходов заполняется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателям, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данные представляются за календарный год, предшествующий году представления Декларации. Раздел VI в части массы или объема образовываемых и размещаемых отходов заполняется на основании данных, содержащихся в проектах нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Руководствуясь п.25 Приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью» масса или, объем указанных в разделе 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» декларации о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ, являются нормативами образования отходов и лимитами на их размещение.

Частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления.

Как следует из материалов дела, ООО «Консервное предприятие Русское поле - Албаши» в адрес Управления по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду -П сдана декларация о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Консервное предприятие Русское поле - Албаши» в рамках проведения проверки предоставлен учет в области обращения с отходами согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» за 2020 год, согласно которого ООО «Консервное предприятие Русское поле - Албаши» образовано отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» в количестве 10,500 т.

Образование отходов «Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)» в количестве 10,500 т. подтверждается сведениями об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления за 2020 г. (идентификационный ).

Однако норматив образования отходов составляет: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код ФККО 7 33 100 01 72 4 – 5.6 т., при этом фактически ООО «Консервное предприятие Русское поле - Албаши» образовано отходов мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код ФККО 7 33 100 01 72 4) – 10,500 т.

Таким образом, ООО «Консервное предприятие Русское поле - Албаши» по объекту негативного воздействия на окружающую среду НВОС -П осуществляло деятельность в 2020 году в результате которой образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (Код ФККО 7 33 100 01 72 4 (установленный норматив образования 5,6 т., фактически образовано 10,500 т.) с превышением нормативов образования отходов и лимитов на их размещение указанных в разделе 6.2 «Масса или объем образовываемых и размещаемых отходов» в составе декларации о воздействии на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт имевшего место события административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ и виновность Общества подтверждаются: постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о проведении проверки; распоряжением; актом проверки; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду; уставом и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Из совокупности исследованных судьей доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, следует законность и обоснованность принятых постановления должностного лица и судебных актов, в которых со ссылкой на доказательства и нормы права мотивированы выводы надлежащим образом. В протоколе об административном правонарушении подробно отражено существо административного правонарушения, указаны положения правовых актов, нарушение которых вменяется заявителю, при этом права лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены, протокол составлен с соблюдением норм КоАП РФ, положения ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ему разъяснены, с протоколом он ознакомлен, копию его получена, а также протокол содержат подпись должностного лица, его составившего, все существенные данные, прямо перечисленные в ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол содержит.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.

Действия Общества квалифицированы по части 8 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела свидетельствуют о том, что Обществом не принято всех зависящих от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Таким образом, установленный факт несоблюдения требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами, при отсутствии доказательств принятия юридическим лицом всех зависящих от него мер к соблюдению действующего законодательства, с учетом приведенных выше положений, свидетельствует о том, что Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу процессуальных актов.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм законодательства не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судебными инстанциями в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к отмене состоявшихся по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Росприроднадзора -П-2 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Каневского районного судаот ДД.ММ.ГГГГ и решение судьивого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Консервное предприятие Русское поле – Албаши» - ФИО2 - без удовлетворения.

Судья Х.З. Борс