ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-176/2023 от 25.08.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-176/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Владивосток 25 августа 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 15 марта 2022 года , решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» ФИО1,

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – МТУ ФСНСТ ДФО Ространснадзора) от 15 марта 2022 года , оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 года, генеральный директор федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» (далее – ФКП «Аэропорты Севера») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, ФИО1 просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.

Изучение представленных материалов, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.

Частью 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ при выполнении рейса ЯП - 215 по маршруту Якутск - Саккырыр (филиал ФКП «Аэропорты Севера») на воздушном судне АО «АК «Полярные авиалинии» после освобождения воздушно-посадочной полосы, при заруливании на стоянку самолёт законцовкой правого полукрыла задел трос подвески кабеля, с кабелем, между мачтами освещения ограждения периметра аэропорта. Пассажиры и экипаж не пострадали, воздушное судно повреждений не имеет. До момента наступления авиационного события самолёт находился в технически исправном состоянии, все нормы технических параметров соответствовали установленным требованиям.

Движение воздушного судна осуществлялось по сигналам встречающего, руководил зарулированием инспектор службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Саккырыр» З., являющийся инспектором службы авиационной безопасности.

Встречающий находился на оси стоянки, на удалении около 41 метра от передней опоры шасси, под углом примерно 90 градусов, согласно составленным крокам. Таким образом, правая плоскость крыла самолёта находилась вне поля зрения встречающего.

В связи с вышеуказанным авиационным событием, повреждением воздушного судна на земле МТУ ФСНСТ ДФО Ространснадзора проведена проверка АО «АК «Полярные авиалинии», по результатам которого выявлены нарушения воздушного законодательства, оформлен акт проверки, инспекторское предписание на устранение выявленных нарушений, два постановления на должностных лиц авиакомпании «Полярные авиалинии».

В ходе проверки были получены сведения о нарушениях воздушного законодательства оператором аэродрома Саккырыр ФКП «Аэропорты Севера». Так, должностным лицом установлено, что З. осуществлял работу по приёму-выпуску воздушных судов на основании сертификата об обучении, выданным УЦ ФКП «Аэропорты Севера» от ДД.ММ.ГГГГ и приказа директора филиала «Аэропорт Саккырыр» от ДД.ММ.ГГГГ, без должностной инструкции, технологии производства работ и стажировки по наземному обслуживанию по типам воздушных судов. Отсутствие у встречающего должной теоретической и практической подготовки по наземному обслуживанию воздушных судов Ан-24РВ значительным образом снизило его возможности распознать риски, связанные с факторами опасности.

В соответствии с пунктом 51 Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателем, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил», утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 года № 246 (далее - ФАП-246) в Авиакомпании организовано наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета воздушного судна или завершения полета по прибытию в аэропорт, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания, включающее обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты, обслуживание и загрузку воздушного судна, контроль загрузки, заправку топливом и анти/противообледенительную обработку воздушного судна.

С целью выполнения данных требований по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» с АО «АК «Полярные авиалинии» был заключён договор на комплексное обслуживание воздушного судна Ан-24РВ с 13 ноября 2019 года № 202-190514.

Также в соответствии с пунктом 52 ФАП-246 в АО «АК «Полярные авиалинии» разработано руководство по организации наземного обслуживания (далее РОНО), содержащую информацию необходимую для исполнения персоналом, осуществляющим наземное обслуживание воздушных судов авиационной компании.

ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Генерального директора АО «АК «Полярные авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ было внесено крайнее изменение в РОНО АК, во исполнение данного приказа была опубликована актуализированная версия РОНО АК, а также письмами были уведомлены сторонние поставщики обслуживания в том числе ФКП «Аэропорты Севера» (письмо от ДД.ММ.ГГГГ).

В подтверждение ознакомления с изменениями в адрес АО «АК «Полярные авиалинии» от ФКП «Аэропорты Севера» было направлено письмо (от ДД.ММ.ГГГГ). Предоставлен лист ознакомления, с новой версией РОНО АО «АК «Полярные авиалинии» работниками филиала «Аэропорт Саккырыр» ФКП «Аэропорты Севера», и в соответствии с договором на комплексное обслуживание воздушных судов АО «АК «Полярные авиалинии» от ДД.ММ.ГГГГ, требования подпункта 8 пункта 8.1 РОНО АО «АК «Полярные авиалинии» от 10 декабря 2021 года, «информация необходимая для исполнения персоналом, осуществляющим наземное обслуживание воздушных судов авиакомпании», «на воздушном судне работы по наземному обслуживанию выполняются персоналом, прошедшим теоретическое обучение в АУЦ, стажировку, допущенным к самостоятельному выполнению операций по наземному обслуживанию воздушных судов приказом по предприятию Оператора. Стажировка работников для выполнения работ по наземному обслуживанию воздушных судов производится инженерно-техническим персоналом ИАС АО «АК «Полярные авиалинии». По результатам проведённой стажировки ИТП оформляет справку о выполнении стажировки по наземному обслуживанию по типам воздушных судов. (Приложение № 17, формы Ф-5-001, ф-0-003, Ф-05-004).

Подписав приказ «О допуске сотрудников к самостоятельной работе по приёму и выпуску воздушных судов» директор филиала «Аэропорт Саккырыр» О. направила сотрудника к самостоятельной работе без разработанной и утверждённой должностной инструкции, технологии производства работ и стажировки работника для выполнения работ по наземному обслуживанию воздушных судов. Заявка в АО «АК «Полярные авиалинии» от ФКП «Аэропорты Севера» об организации и направлению на стажировку не поступала.

Отсутствие у встречающего должной теоретической и практической подготовки по наземному обслуживанию воздушного судна Ан-24РВ, значительным образом, снизило его возможности распознать риски, связанные с вышеуказанными факторами опасности.

Программа УЦ ФКП «Аэропорты Севера», прохождения КПК по программе «Приём-выпуск воздушных судов» 1334-001-02, утверждённая приказом генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит конкретной информации об осуществлении наземного обслуживания касательно типов воздушных судов. В программе, в качестве основных руководящих документов используются, не действующие документы: Наставление по технической эксплуатации и ремонта авиационной техники в ГА России, утверждённое департаментом воздушного транспорта Минтранса России от 20 июня 1994 года № ДВ-58 (далее НТЭРАТ ГА-93), непрошедшее регистрацию в Минюсте и не имеющее юридическую силу и Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утверждённая приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ - отменённая постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 1742 с 1 января 2021 года. Программа разработана на основании ФАП-23 «Сертификация АУЦ», утверждённых приказом ФАС от 29 января 1999 года № 23, который приказом Минтранса России от 29 сентября 2015 года № 289 признан не подлежащим применению.

Кроме того, на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр» аэронавигационный паспорт зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, последние поправки внесены ДД.ММ.ГГГГ. После проведения реконструкции аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» в 2019 году, оператор аэродрома ФКП «Аэропорты Севера» не внесло изменения о наличии новых объектов, препятствиях, схемах руления в аэронавигационный паспорт.

По результатам проведённой проверки МТУ ФСНСТ ДФО Ространснадзора выявлены нарушения воздушного законодательства, допущенные оператором аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» - ФКП «Аэропорты Севера», а именно: зоны маршрута руления самолета на аэродроме филиала «Аэропорт Саккырыр», не оборудованы пограничными маркировочными знаками; линии электропередач, проведённые через мачты освещения периметрового ограждения аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» не оборудованы проблесковыми огнями высокой интенсивности для опознавания линий электропередач; прожектора освещения МС, установленные на топливозаправочном комплексе аэродрома, ослепляют экипаж воздушного судна, не позволяя оценить расстояние до препятствия; мачты освещения периметра ограждения аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» имеют световую маркировку (полосы тускло-красного цвета), предназначенные для улучшения демаскированных характеристик, не соответствуют требованию окраски в контрастные цвета; мачты освещения периметра ограждения аэродрома установлены в 2018 году в период реконструкции филиала «Аэропорт Саккырыр»; в результате установки мачт изменились аэронавигационные данные; оператор аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр» своевременно не внёс в поправки в аэронавигационный паспорт.

Таким образом, в нарушение требований приказа Минтранса России от 5 ноября 2020 года № 449 «Об утверждении Порядка разработки и применения аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) гражданской авиации, аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации, типовых схем аэронавигационного паспорта аэродрома (вертодрома, посадочной площадки) и типовых инструкций по производству полётов в районе аэродрома (вертодрома), аэроузла», ФКП «Аэропорты Севера» не разработан аэронавигационный паспорт аэродрома филиала «Аэропорт Саккырыр», аэронавигационная информация о котором публикуется в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно пункту 5.1 трудового договора руководитель предприятия несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом предприятия и трудовым договором. В соответствии с пунктом 22 Устава ФКП «Аэропорты Севера» предприятие возглавляет генеральный директор, являющийся единоличным исполнительным органом.

Значимые по делу обстоятельства установлены в своей совокупности верно, подтверждены представленными доказательствами и сомнений не вызывают.

Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе о недоказанности вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, а также о том, что он не является субъектом указанного правонарушения, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.

Постановление должностного лица и судебные акты должным образом мотивированы со ссылками на непосредственно исследованные доказательства.

Каких-либо существенных нарушений, что позволяло бы ставить под сомнение законность привлечения ФИО1 к административной ответственности, в ходе производства по делу не допущено.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Постановление о привлечении генерального директора ФКП «Аэропорты Севера» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции

п о с т а н о в и л:

постановление заместителя начальника Саха (Якутского) территориального отдела государственного авиационного надзора Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу от 15 марта 2022 года , решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 11.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - генерального директора федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Я.А. Римский