ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № П16-1780/2023 от 13.10.2023 Девятого кассационного суда общей юрисдикции

№ П16-1780/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Владивосток 13 октября 2023 года

Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО5 на вступившие в законную силу решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года и решение судьи Амурского областного суда от 5 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал»,

у с т а н о в и л а:

постановлением главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО6. ДД.ММ.ГГГГ, оставленного без изменения решением руководителя государственной инспекции труда в Амурской области ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – ООО «Тепловодоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Амурского областного суда от 5 июня 2023 года, постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, решение руководителя государственной инспекции труда в Амурской области ФИО9ДД.ММ.ГГГГ отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 1 статьи 30.12 КоАП РФ, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО10 просит судебные акты отменить, как незаконные.

ООО «Тепловодоканал» в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ извещено о подаче данной жалобы, возражений не представило.

Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как установлено материалами дела, в отношении ООО «Тепловодоканал» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка в рамках федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт выездной внеплановой проверки.

По результатам проведения одного контрольного мероприятия в отношении ООО «Тепловодоканал» были составлены два протокола об административных правонарушениях: по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ- ООО «Тепловодоканал» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Постановлением главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ-- ООО «Тепловодоканал» признано виновным по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 000 рублей (л.д.99).

Отменяя постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ООО «Тепловодоканал» по части 1 статьи 5.27.1 КоАП и прекращая производство по делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья городского суда, исходил из того, что с 6 апреля 2022 года вступил в действие Федеральный закон от 26 марта 2022 года №70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым статья 4.4 указанного Кодекса дополнена частью 6, в соответствии с которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи. Привлечение ООО «Тепловодоканал» к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ осуществлено по результатам проведения одного контрольного мероприятия в ходе государственного контроля (надзора) - проверки. Установив, что вступившим в законную силу постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепловодоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей, судья городского суда пришел к выводу, что существование указанного постановления, вынесенного в связи с допущенными нарушениями, выявленными при проведении одного контрольного мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), исключает назначение ООО «Тепловодоканал» еще одного наказания по настоящему делу, в связи с чем отменил постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение руководителя Государственной инспекции труда в Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Тепловодоканал» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, прекратив производство по настоящему делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

Судья Амурского областного суда с указанными выводами согласился, существенных процессуальных нарушений при рассмотрении дела судьей нижестоящего суда не установил.

Выводы судей городского и областного судов о том, что в данном случае за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 5.27.1 и частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ООО «Тепловодоканал» следовало назначить одно наказание, определив его по правилам, установленным частями 2-4 статьи 4.4. КоАП РФ, судьей кассационного суда признаются верными.

Так, в силу вышеприведенных положений части 6 статьи 4.4 КоАП РФ условиями для назначения одного наказания за совершение нескольких административных правонарушений, ответственность за совершение которых установлена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, является то, что данные нарушения выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Вопреки доводам жалобы главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Амурской области, часть 6 статьи 4.4. КоАП РФ не оговаривает, что нарушения, выявленные в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, должны быть непременно результатом одного действия (бездействия).

Отсылка в части 6 статьи 4.4 КоАП РФ к частям 2-4 указанной статьи Кодекса относится к правилам назначения одного административного наказания за совершение лицом нескольких административных правонарушений, которые предусматривают назначение наказания в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

При этом административное наказание назначается: 1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; 2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа; 3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа (часть 3 статьи 4.4. КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении административного наказания в таком порядке могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

При указанных обстоятельствах по настоящему делу, по которому установлено и не оспаривается, что квалифицированные по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ действия (бездействия) были выявлены в ходе одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), ООО «Тепловодоканал» в соответствии с требованиям части 6 статьи 4.4. КоАП РФ должно было быть назначено одно административное наказание по правилам частей 2 - 4 статьи 4.4. КоАП РФ, а именно в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, как предусматривающей наиболее строгое административное наказание и исключительно в виде административного штрафа.

Вместе с тем, сделав правильные выводы о допущенном должностным лицом административного органа существенном нарушении процессуальных требований при назначении ООО «Тепловодоканал» административного наказания по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, судья Благовещенского городского суда пришел к ошибочному выводу о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, согласно которому производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое - подлежит прекращению при наличии иных предусмотренных настоящим Кодексом обстоятельств, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.

Прекращая производство по настоящему делу на основании указанного пункта, судья Благовещенского городского суда Амурской области в судебном акте не привел то обстоятельство, которое было бы прямо предусмотрено КоАП РФ в качестве иного основания для освобождения ООО «Тепловодоканал» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса.

Судья Амурского областного суда, поддержав суждения судьи нижестоящего суда, не приведя предусмотренных КоАП РФ положений, позволяющих прекратить производство по настоящему делу на основании пункта 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, согласился с обоснованностью прекращения дела на основании приведенной нормы.

В соответствии с положениями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, применяемыми во взаимосвязи с частью 3 статьи 30.9 КоАП РФ, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Данная норма судами применена не была.

Допущенные судьей городского суда ошибки в применении норм процессуального права, оставленные без внимания судьей Амурского областного суда, в конкретных обстоятельствах привели к необоснованному прекращению производства по делу в отсутствие к тому правовых оснований.

Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенной судьями ошибки в применении норм процессуального права путем возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек, производство по делу возобновлено быть не может.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отнесено к обстоятельства, исключающим производство по делу.

При указанных обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Заявленные в жалобе должностного лица требования об отмене решений судей городского и областного судов и оставлении без изменения постановления о назначении наказания удовлетворены быть не могут, поскольку вынесение такого решения не предусмотрено положениями части 2 статьи 30.17 КоАП РФ.

Постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда Государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ и решение руководителя государственной инспекции труда в Амурской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ также подлежат отмене, поскольку иное привело бы к ухудшению положения лица, в отношении которого производство по делу прекращено.

Руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л а:

постановление главного государственного инспектора труда отдела федерального государственного контроля (надзора) в сфере охраны труда государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ решение руководителя государственной инспекции труда в Амурской области ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года и решение судьи Амурского областного суда от 5 июня 2023 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по настоящему делу прекратить в связи истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Жалобу главного государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Амурской области ФИО4 считать удовлетворенной частично.

Судья

Девятого кассационного суда

общей юрисдикции Е.В. Королева